Найти тему

Какими методиками пользуются в СНГ?

Как я уже писала, в странах СНГ преподавание разных иностранных языков развивалось почти одинаково. Конечно, мы все наслышаны о великой советской школе китаистики, выпустившей таких выдающихся личностей как академик Алексеев, Щуцкий, Рифтин, Ошанин… Однако они исследовали, прежде всего, сам язык, а не методы его преподавания. В этом смысле они пользовались методическими достижениями того времени, которые применялись (и применяются до сих пор!) и для изучения других языков. Что же это за методы? В СНГ наиболее популярна, пожалуй, эта пара.

1. Грамматико-переводной.

Уходит корнями в век, наверное, XVI, и связывается с преподаванием классических языков (латыни и древнегреческого) в европейских школах.

  • Язык рассматривается как совокупность лексики и грамматики.
  • Обучение построено вокруг грамматических правил.
  • Успешный ученик должен хорошо читать, переводить и воспроизводить тексты; нет цели говорить на языке.
  • Приоритет предложения над текстом.
  • Важнее правильность, а не свобода и беглость речи.
  • Обучение идет через язык-посредник.
  • Перевод - главный инструмент обучения.
  • Грамматика изучается дедуктивно: сначала правило, потом примеры.
  • Методика не имеет под собой никакой научной базы.

2. Аудиолингвальный.

Этот метод появился в XX веке и прожил не очень долгую жизнь, зато некоторые его черты остались в коммуникативном подходе.

  • Язык рассматривается как набор паттернов, словосочетаний, шаблонных выражений.
  • Общение представляет собой цикл “стимул-реакция”, и задача обучения - натаскать ученика на стандартные ответы-реакции.
  • Основной метод обучения - заучивание паттернов, и в основном на слух.
  • Произношение первично, запись вторична.
  • Лексика изучается в контексте.
  • Грамматика изучается индуктивно: сначала примеры, затем правило.

Уход со сцены этой методики связывают с именем великого Ноама Хомски: он опроверг тезис о том, что язык - это набор шаблонов, и доказал, что владеть языком означает регулярно порождать новые независимые речевые конструкции.