Последнее время меня часто спрашивают: Стоит ли контролировать время, проводимое ребёнком в гаджетах?
И ждут быстрого удобного универсального ответа. А его нет)
Потому что дети (маленькие люди), как и мы с вами, все разные. С разными особенностями психики и нервной системы. И подход к каждому конкретному ребёнку должен быть разный.
Есть общая тенденция - сейчас мы живём в эру быстрого дофамина, быстрого и лёгкого получения удовольствия. И разучаемся доставлять себе более полезный, спокойный, но так же и более энергозатратный, трудоёмкий в получении дофамин долгий.
Быстрый дофамин вырабатывается в результате следующих факторов:
* сахар и фастфуд, калорийная еда с ярким вкусом и быстрыми углеводами;
* социальные сети и компьютерные игры, короткие видео-ролики и развлекательные шоу;
* алкоголь, наркотики, курение, азартные игры и ставки;
* импульсивный шоппинг.
Долгий дофамин вырабатывается в результате других нижеперечисленных факторов:
* сбалансированное питание и полноценный сон;
* развивающие хобби, литература и кино (длинный формат);
* мечтание, постановка долгосрочных целей и выполнение планов;
* спорт и прогулки.
Долгий дофамин не вызывает резких всплесков, но он влияет на общую удовлетворённость жизнью, мотивацию и целеустремлённость.
Быстрый часто провоцирует развитие зависимости от способов его получения, дофаминовую ломку в случае его отсутствия, постоянное желание увеличить силу дофаминового стимула, частые перепады настроения, раздражительность, апатию ("дофаминовую яму").
В Международной классификации болезней МКБ 10 дофаминовая зависимость рассматривается вместе с особыми состояниями психики и расстройств поведения, связанных с употреблением психоактивных веществ и стимуляторов гормонов удовольствия (F10-F19).
Образное название этой группы болезней — “дофаминовая петля”, которую человек сам себе создает, а затем не понимает, как перестать быть зависимым от быстрого дофамина.
Часто, если ребенок проводит ежедневно 3-4 часа онлайн, доза гормона счастья оказывается настолько высокой, что любые другие жизненные интересы пропадают. Реальность видится уже мрачной, непривлекательной, подкрепляется желание убежать от нее, погрузиться в привычный мир, где все хорошо и приятно.
Часто, но не всегда. У кого-то из нас есть бОльшая склонность ухода в зависимости, а кто-то в этом плане более устойчив и может при необходимости, или подвернувшейся возможности сразу переключится на другой, более продуктивный вид деятельности. В зоне риска дети из семей, где у одного, или обоих родителей ярко выражена та, или иная зависимость. Дети из семей с частыми внутрисемейными конфликтами.
В любом случае, ребёнку гораздо сложнее контролировать своё поведение, он более импульсивен и непоследователен, и с трудом воспринимает отложенную, но более крупную награду, предпочитая получить менее крупную, но сиюминутную. И взрослые, как более опытные и рассудительные люди, могут в этом помочь своим детям. Это ни в коем случае не означает тотальное избавление от гаджетов, ведь все мы сейчас живём в эре цифровых технологий и соцсетей, и без доступа к современным благам цивилизации ребёнок рискует стать отщепенцем в кругу сверстников. Но хорошо бы время пребывания в гаджетах при удачном раскладе сократить до 1 - 1.5 часа в день, если ребёнок с трудом может отложить гаджет сам. Лучшая замена виртуальному миру - мир движений, физический мир. Получение долгого дофамина от наслаждения результатами своего труда - творчества, помощи по дому (готовки, уборки своего пространства, обустройства и украшения своего пространства), спортивных упражнений и т.д. Да чего угодно, в принципе, лишь бы это вызывало хоть какое-то удовольствие, было довольно длительным по времени (исчислялось не в секундах, как ролики в тиктоке, а хотя бы в десятках минут) и имело физическую, телесную, двигательную составляющую.
Повторюсь, мы живём в эру легкодоступного яркого удовольствия - рилсы, виртуальные игры, искусственный интеллект, готовая пища, доставка. И это всё не плохо: упрощает жизнь, экономит время. Но от постоянного переизбытка быстрого дофамина и недостатка долгого, уровень удовлетворённости жизнью значительно падает. Появляются признаки депрессии. И дети - самый незащищённый в этом плане слой населения. Им в силу своих возрастных особенностей может быть пока ещё крайне сложно регулировать своё поведение и быть в полной мере ответственными за свою жизнь. Основная задача родителей, на мой взгляд, - это подготовить ребёнка к самостоятельной жизни и отпустить в мир. А это значит, иногда, и насильно возвращать его из виртуального мира в реальность, стараясь помогать справляться с этой реальностью по мере возможности.
Автор: Андреева (Керро) Елена Алексеевна
Психолог, Супервизор, Семейный психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru