Найти тему
Sputnik Латвия

Страны Балтии угрожают безопасности НАТО: Польша ждет от Латвии действий

Дорога Via Baltica © Lietuvos Respublikos susisiekimo ministerija
Дорога Via Baltica © Lietuvos Respublikos susisiekimo ministerija

Если НАТО придется защищать балтийский регион, то в отсутствие высокоскоростной автомагистрали между странами Балтии и Польшей альянс столкнется с большими проблемами, предупреждают польские СМИ.

Варшава критикует страны Балтии за слишком медленную модернизацию автодорожной сети Via Baltica. По мнению поляков, именно эта трасса будет стратегически важна для военной мобильности.

НАТО попала под поезд: запуск Rail Baltica отложен до 2030 года >>

"Via Baltica: страны Балтии угрожают общей безопасности НАТО" - под таким заголовком вышла статья в одной из ведущих польских газет. Журналист Богуслав Хработа в пух и прах раскритиковал нерадивых балтийских соседей за задержки в модернизации Via Baltica.

"Это стратегический проект, который позволит ускорить военные и гражданские перевозки в случае угрозы. Целью статьи было подбодрить наших друзей и союзников, чтобы мы все поняли, что перед лицом потенциальных угроз нам нужно быть сплоченнее, чем сейчас", - объяснил автор.

Как заявил посол Эстонии в Польше, судя по состоянию балтийских дорог, Европа заканчивается на границе Польши с Литвой. Дипломат категоричен: при въезде в Литву дороги становятся хуже, пробки увеличиваются, приходится ехать через поселки.

Дорожные работы © Sputnik/Илья Питалев
Дорожные работы © Sputnik/Илья Питалев

Польша завершила модернизацию своего участка Via Baltica в конце сентября. Литва планирует закончить работы на участке от Польши до Каунаса в следующем году. Однако до сих пор нет ясности с тем, когда Латвия хотя бы начнет реконструкцию своего участка Via Baltica.

Министр обороны Литвы Лауринас Кащюнас считает, что использовать действующую дорожную инфраструктуру в целях военной мобильности будет довольно проблематично, но построить трассу надо.

"Самое главное, что участок Via Baltica до Каунаса будет завершен. Дороги, ведущие к нашим основным военным полигонам, являются наиболее важными в наших оборонных планах", - отметил Кащюнас.
Полигон Гайжюнай в Литве © Sputnik
Полигон Гайжюнай в Литве © Sputnik

В Балтии надеются на море

Он не согласен с тем, что Via Baltica станет главной артерией мобильности НАТО.

"Маршруты подкрепления могут проходить через Клайпедский порт, через порты Латвии, через порты Эстонии", - рассуждает глава литовского Минобороны.
Судно с американской военной техникой в Лиепайском порту © Public domain / Liepāja fotogrāfijās
Судно с американской военной техникой в Лиепайском порту © Public domain / Liepāja fotogrāfijās

Схожего мнения придерживается и майор в отставке Дарьюс Антанайтис. По его словам, в случае войны Via Baltica не спасет балтийские страны - даже когда станет более широкой.

"В начале войны эти дороги были бы полны беженцев и военной техники, какой бы ширины они ни были. Поэтому у нас все же должна быть чуть более широкая картина, а не просто асфальтированная дорога", - объяснил Антанайтис.
Колонна военной техники движется по улице латвийской Лудзы © соцсети
Колонна военной техники движется по улице латвийской Лудзы © соцсети

В случае введении военного положения должен быть основной путь и как минимум два альтернативных, утверждает военный.

"Когда Финляндия и Швеция стали членами НАТО, это открыло для нас гораздо больше возможностей. Это морские порты, через которые может войти гораздо большее количество союзников", - убежден Антанайтис.

Президент России Владимир Путин не раз (и в частности в интервью Такеру Карлсону) отмечал, что западные политики регулярно запугивают свое население мнимой российской угрозой. Цель такой риторики - отвлечь внимание от внутренних проблем, объяснял Путин. Глава российского государства подчеркивал, что Москва не собирается нападать на страны НАТО, поскольку в этом нет никакого смысла.