Продолжение 2. Начало в https://dzen.ru/a/ZriRmzrDOGsU-PsJ
Несмотря на то, что первая публикация под названием “О Касперовской чудотворной иконе Божией Матери” об истории иконы и обстоятельствах её прославления состоялась в прибавлении к “Херсонским Епархиальным Ведомостям” под №7 от 1860 года спустя всего 7 лет после смерти хранительницы этой святыни и главной свидетельницы её прославления Ульяны Ионовны Касперовой(в дев. Погульской)(ок. 1795 - 18.04.1853 г.ж.) и основывалась на многочисленных документах различных(как светских, так и церковных) властных комиссий, неоднократно проводивших допросы как самой Касперовой, так и множества свидетелей проявленных от иконы чудес, в этой истории всё же остаются такие тёмные пятна, которые заставляют не укоренённых в христианской вере людей, интересующихся изучением истории происхождения иконы, скептически относиться к истинности рассказов о чудесных проявлениях Божественной благодати через эту икону. Составитель этой публикации, с 1849 года ректор Одесского духовного училища и с 1857 года настоятель Кафедрального Спасо-Преображенского собора города Одессы протоиерей Иоанн Матвеевич Знаменский(1813 - 1873 г.ж.) по всей видимости лично участвовал в допросах У.И.Касперовой в качестве члена одной из таких комиссий, ибо как раз с июня 1844 г., то есть со времени открытия Ульяной Ионовной факта чудотворности её семейного образа местному(села Ново-Ивановки, в будущем Касперовки) священнику, отец Иоанн исполнял обязанности члена Херсонской духовной консистории, в ведении которой среди прочего было и расследование случаев различных чудотворений. В 1859 году батюшка учредил выпуск “Херсонских Епархиальных Ведомостей”, став первым редактором этого издания, в котором через год опубликовал статью “О Касперовской чудотворной иконе Божией Матери”.
Позже, в 1890 году, на основе этой статьи, одесской епархией была выпущена брошюра священника Кафедрального Спасо-Преображенского собора и законоучителя Кадетского корпуса в городе Одесса Сергея Васильевича Петровского(1864–1934 г.ж.) под названием “Касперовская чудотворная икона Божией Матери”. В этой брошюре отец Сергий с небольшими сокращениями повторяет текст отца Иоанна, добавляя лишь рассказ об обстоятельствах кражи иконы во время пребывания её в кафедральном соборе Одессы в 1872 году. Однако при компиляционном характере текста брошюры отца Сергия Петровского в части рассказа о происхождении чудотворного образа, сам автор свидетельствовал о себе, что лично был знаком с некоторыми из членов семьи Касперовой(по всей видимости её детьми), что говорит о максимальной достоверности и в его брошюре ключевой информации, суть которой наиболее полно раскрывается в тексте отца Иоанна Знаменского: ”Икона сия, более ста лет, принесена из Трансильвании одним благородного происхождения сербом, поселившимся в Ольвиопольском уезде Херсонской губернии, где у него было впоследствии значительное имение. Преемственно переходя в благочестивом семействе от родителей к детям, на благословение, таким образом в 1809 году она передана в благословение помещице Херсонского уезда, жене штабс-капитана Николая В. Касперова, Ульяне Ионовне.”(цит. по Знаменский И.М., протоиер. ст.“О Касперовской чудотворной иконе Божией Матери.”, Одесса, прибавл. к Херс.Епарх.Ведомостям №7, 1.10.1860г., стр.369).
И тут уже сразу возникает первое тёмное пятно в этой истории, ибо Ольвиопольский уезд в составе Херсонской губернии в Новороссийском генерал-губернаторстве Российской империи существовал в период с 1803 по 1825 годы, тогда как от времени выпуска статьи отца Иоанна об иконе более 100 лет назад, указанных в статье, соответствует датировке ранее 1760 года, что вполне себе соотносится со временем прибытия на земли современной Кировоградщины сербских поселенцев, но в виду исторического факта отсутствия в это время на административной карте Российской империи как Ольвиопольского уезда, так и Херсонской губернии, говорит об очевидной ошибке составителей текстов об иконе. Это скорее вызвано сбивчивыми и столь же исторически неточными рассказами о судьбе иконы как самой Касперовой, родители которой по её словам “умерли рано”(то есть умерли тогда, когда она была ещё в несознательном возрасте), так и её детей, с которыми беседовал на эту тему отец Сергий Петровский. По всей видимости Ульяна Ионовна и её дети, от которых получали сведения об иконе священно-сановные авторы письменного предания о чудотворном образе, помнили лишь то, что их предок по материнской линии, - трансильванский серб, 120 лет назад(от времени издания брошюры отца Сергия) поселился в России на тех землях, которые во время проживания на них У.И.Касперовой находились уже на территории Ольвиопольского уезда Херсонской губернии. Тут несомненным фактом является одно то, что этот сербский предок был одним из первых поселенцев Новой Сербии, чьи земли в годы своего существования(1751 - 1764 г.г.) в своей западной части, позже, во время событий прославления иконы, действительно находились на территории северной части Ольвиопольского уезда, появившегося в 1781 году в составе Екатеринославского наместничества.
Другое историческое несоответствие в этих двух текстах заключается в том, что по церковному преданию Ульяна Касперова получила эту икону в качестве венчальной по наследству, и значит её родителями, которых она не помнит, должны быть люди сербского происхождения с соответственно как минимум фамилией похожей на сербскую, тогда как её фамилия в девичестве Погульская и известное по архивным данным имя её отца Ян(в православии крещён под именем Ионы) говорят скорее о её польском или малороссийском происхождении(по крайней мере по линии отца). Правда отец Иоанн Знаменский в своей статье обмолвляется, что икона являлась материнским благословением(это и понятно, ибо в православии венчальной иконой для девушек является икона Божией Матери) и значит сербского происхождения должна была мать Ульяны Мария, но тогда становится непонятно, почему Ульяна Ионовна объясняя причину своего незнания истории о семейной реликвии утверждала, что она не помнит своих родителей, тогда как церковные архивы свидетельствуют, что младший брат Касперовой был крещён в 1806 году(соответственно рождён около того же года, ибо крестили в то время обязательно в течении максимум 2 месяцев после рождения), то есть за 3 года до её венчания со своим мужем Николаем Васильевичем Касперовым. Три года до венчания - это хоть скорее всего и несовершеннолетний возраст, но определённо вполне себе сознательный, а это указывает на то, что согласно данным церковных архивов в период пребывания Касперовой в сознательном возрасте её отец Ян(Иона) Погульский и её мать Мария были ещё живы. Есть все основания предполагать, что в семье Погульских Ульяна была приёмным ребёнком, потому что в метрических книгах села Успеновка Акимовской волости Елисаветградского уезда(ныне одноимённое село Маловисковского района Кировоградской области) и в том же районе находящихся населённых пунктов нет решительно никаких сведений о её рождении и крещении(указано лишь то, что она родилась около 1795 года), тогда как о последующих детях в этой семье такого характера сведения присутствуют в полной мере. К этому можно добавить тот факт, что в браке с офицером российской императорской армии Николаем Касперовым Ульяна Ионовна имела 10 детей, трое из которых были подкидышами в их дом, причём две девочки Варвара и Надежда были подброшены в 1823 году, то есть задолго до прославления иконы в доме Касперовых и значит до того, как большинство жителей Херсонской губернии узнало о молодой семье Касперовых как о семье к которой благоволит Господь Бог, и значит эта супружеская чета более других должна отличаться милосердием и странноприимством - необходимыми душевными качествами для расположения к принятию в свою семью чужих детей. Другими словами простые люди и без чудесного вмешательства Божия прекрасно знали об этих качествах прежде всего Ульяны Ионовны, и знали видимо потому, что им было известно о её собственной судьбе подкидыша. Это нехитрое предположение ничуть не опровергает тот факт, что наследственная икона и какая-никакая информация о ней всё же имелась в семье Погульских, да и Ульяна откуда-то знала о том, что родители её ушли в вечность, когда она была ещё младенцем. Эти весьма скупые сведения вполне могли содержаться в записке оставленной при младенце вместе с иконой как раз-таки с целью предупреждения приёмных родителей, дабы они не разлучали приёмыша с его единственным предметом наследства.
Небольшую тень на “сербскую” историю происхождения “Касперовской” иконы также бросает её иконописный стиль, который родом из полесского пограничья современных России, Белоруссии и Украины, а отнюдь не из Трансильвании. Впрочем эта тень довольно легко устраняется, если знать, что “Ветковская” иконописная школа, стиль которой прослеживается в “Касперовской” иконе, почти сразу(по крайней мере с начала XVIII в.)оказала значительное влияние на иконописцев из поселений старообрядцев -”липован” Буковины, откуда “ветковский” иконописный стиль уже в “липованском” изводе распространяется среди православно-христианского населения в соседних княжествах Трансильвании(под управлением Габсбургов) и Молдавии(под управлением Османов).
Однако для христианского сознания не может быть никаких тёмных пятен в истории, ибо для истинно и истово верующего христианина Бог, во-первых, есть Свет, а, во-вторых, Бог есть Живая Триипостасная творческая Сущность, предметом творчества Которой является среди всего существующего человеческая история. Точнее - сотворчества, ибо по православно-христианскому убеждению Всемогущий Создатель сотворил человека со свободной волей в своей собственной способности творить. С этой точки зрения история предстаёт перед нашим сознанием уже не в качестве бездушной механической цепи исторических событий, в которой при потере нескольких звеньев этой цепи последняя фрагментируется и перестаёт пониматься людьми как единое целое с другими такими звеньями, а является живой исторически событийной тканью, появившейся в результате творческого взаимодействия Творца со своим творением. Да, материалом этой ткани являются исторические события, однако этот материал наполнен духом исторических смыслов, рождающихся в недрах Божественного и человеческого сознаний, и в силу этого он, этот материал, есть ничто иное как их(исторических смыслов) затвердевший отпечаток, как застывшая на иконных досках темпера, положенная на них искусным Мастером благодаря смысловой задумке её положить в той или иной цветовой конфигурации. И если в данном месте исторического мазка Божественного Художника часть этой темперы со временем была утрачена, то её можно восстановить по характеру её наложения в сохранившихся частях мазка. Так по причине того, что историческая смысловая ткань является живой благодаря личностной живости Бога и людей, совместно создающих её, утерянные фрагменты событийного материала этой ткани могут быть восстановлены благодаря пониманию духовных смыслов соседствующих по временной цепочке, но при этом не утраченных исторических фрагментов. Потому что любой смысл в материи имеет беспрерывную духовную динамику, и смысл утраченных исторически-событийных фрагментов живёт в них в качестве живого смыслового продолжения не утраченных. Это означает, что тёмные пятна истории при должном духовном навыке их исследователя могут быть в той или иной мере высвечены знанием духовных смыслов достаточно известных рядом стоящих исторических событий, и если, например, нам ничего не известно о том, когда, где и кто сотворил со своим Создателем священный образ, именуемый сегодня “Касперовским”, а известно лишь то, что владельцами его были сербские поселенцы в новороссийских пределах Российской империи, то духовный смысл исторических событий, связанных с борьбой христианских народов за свою религиозную и этническую идентичность перед лицом духовно-политической экспансии турок-осман, может в достаточной мере приоткрыть завесу этой тайны.
(Продолжение следует)