Были времена, когда за каждый пшик приходилось платить. Вот американский парфюмерный автомат из 1950-х годов. Perfumatic был одним из двух популярных видов таких торговых машин: продававших брызги и продававших одноразовые порции.
В этот, пшикающий, были залиты из оригинальных флаконов: Tabu Dana, Tweed Lentheric, Shalimar Guerlain, Chanel (очевидно, номер 5). Ко всем этим вендинговым машинам были вопросы у правообладателей марок, некоторые даже судились.
Автоматы-спреи существовали недолгое время и в Советском Союзе, один из них описан в рассказе Виктора Драгунского.
"И мы долго бегали в толпе между взрослых и очень веселились, и какой-то военный дядька подхватил Аленку под мышки, а его товарищ нажал кнопочку в стене, и оттуда вдруг забрызгал одеколон, и когда Аленку поставили на пол, она вся пахла леденцами, а дядька сказал: - Ну что за красотулечка, сил моих нет!" ("Красный шарик в синем небе")
Вот на таком аппарате нажимали кнопочку. Правда, нужна была ещё и монетка. Монетка дореформенная пятнадцатикопеечная, дело происходит в конце пятидесятых, так что стоимость дозы одеколона примерно равнялась стоимости звонка по телефону-автомату.
Герленов и Шанелей в них, конечно, не было. А вообще в СССР шестидесятых существовала тенденция к установке самых разных торговых автоматов, но их надо было постоянно обслуживать, и вот с этим возникали проблемы.
В американских торговых аппаратах второго типа продавались одноразовые порции духов в капсулах-иголочках из оргстекла, "нипсах". Компания Nips Inc. тогда придумала покупать флаконы популярных европейских брендов и разливать их содержимое в крошечные одноразовые ампулки из оргстекла на одну "подушку".
Ампулки так и назывались - "нипсы". Они паковались в картонные цилиндрики, на этих фото - по четыре штучки в каждом, то есть одна парфюмерная доза обходилась покупательнице примерно в 6 центов. Один тогдашний цент равнялся примерно девяти современным. Бывали цилиндрики и с несколькими разными ампулками внутри. Владелица, потратив 25 центов, могла менять ароматы каждый день. А ещё это упаковочки были удобны для путешествий.
Lentheric с ароматическим шипром Tweed. И Bourjois. Evening in Paris, созданный в 1929 году парфюмером Эрнстом Бо, автором Chanel №5 (семья Вертхаймеров владела обеими компаниями, и Бо был шеф-парфюмером обеих), был очень любим публикой до шестидесятых годов, когда мода изменилась совершенно.
А ещё выпускались вот такие изящные наборчики (коробочка из моей коллекции). Запаянный шарик на ампулке красили в определённый цвет и прикладывали инструкцию-определитель к набору.
Нужную ампулку нужно было разломить (прикладывалась схема) и нанести на себя содержимое.
Духи в этих герметичных флаконах удивительно сохранны. Здесь словно законсервированы дух времени и аромат давно ушедшей эпохи.