11 октября со стороны ВСУ был обстрелян поселок Марьино Рыльского района. Зафиксировано пять прилетов, есть разрушения. В результате атаки повреждено административное здание на территории усадьбы князей Барятинских, которая является объектом культурного наследия федерального значения.
«Никто из мирных жителей не пострадал»
Судя по фото из Марьино, удар пришелся на небольшое строение из красного кирпича рядом с оградой усадьбы. Местные говорят, что это хозпостройки. Губернатор Алексей Смирнов сообщил, что никто из мирных жителей не пострадал.
Дворец-усадьбу Марьино, родовое имение князей Барятинских, часто называют жемчужиной Курского края. До недавнего времени это была одна из самых посещаемых курских достопримечательностей. Здесь находится широко известная за пределами региона здравница – санаторий управления делами президента России.
Но уже три года ни отдыхающих, ни туристов в Марьино нет. С лета 2021 года усадьба закрыта на реконструкцию. Работы проводит ремонтно-строительное управление Управления делами президента РФ, в ведении которого находится расположенный на территории усадьбы санаторий. На сохранение исторических зданий и сооружений бывшей усадьбы князей Барятинских и приспособление их для современного использования из федерального бюджета выделено 7,8 миллиарда рублей.
Имение Барятинских под Рыльском – одна из немногих дворянских усадеб в России, сохранившаяся до наших дней. Два века она украшает Курский край. Оценить великолепие дворца в полной мере современникам, увы, не дано. От внутреннего убранства практически ничего не осталось – после революции в столицу вывезли 22 вагона предметов искусства, находившихся в имении. Но сам дворец до сих пор поражает роскошью, столь неожиданной для курской глубинки.
«Надеюсь, что имя сие войдет у нас в употребление»
Имение Марьино построил Иван Иванович Барятинский. Его родители – генерал-поручик князь Иван Сергеевич Барятинский и принцесса Екатерина Петровна Голштейн-Бекская, состоявшая в дальнем родстве с русским императором Петром III. По свидетельству князя Долгорукова, Екатерина Петровна была женщиной весьма гордой и необыкновенно чванной. «Она беспрестанно давала чувствовать мужу своему, что оказала ему величайшую честь, сочетавшись с ним браком, – писал он. – Терпеть не могла, чтобы её именовали княгиней и титуловали сиятельством, а требовала, чтобы её именовали принцессой и титуловали светлостью. Сына своего – князя Ивана – воспитала в таком понятии, что он поставлен рождением на какую-то совершенно особенную степень величия... Едва ли не внушала ему, что Господь Бог, создав Адама в шестой день и отдохнув в седьмой, в восьмой день уже создал князя Ивана Ивановича».
В последние годы царствования Екатерины Великой молодой князь Барятинский становится одним из самых блестящих представителей высшего придворного общества. В описаниях светской жизни Санкт-Петербурга отмечалось, что «среди видной молодежи двое Голицыных, получивших воспитание в Париже, особенно выделялись тем саркастическим умом, который всегда забавляет и привлекает. К ним можно еще прибавить и князя Барятинского... Это трио было ареопагом гостиных. Горе было тому, кто попадал им на зубок. Бедный простачок, на которого они обрушивались, скоро становился в глазах всех полным глупцом».
Иван Барятинский сделал блестящую карьеру. А после смерти родителей переехал в родовое имение. Но старинная усадьба в Ивановском не устроила князя, он решает построить величественный дворец. Проект был заказан курскому архитектору Карлу Гофману. Место для дворца было выбрано на правом возвышенном берегу небольшой речки Избицы. Отсюда и название – «Избицкий дом», но в процессе возведения его все чаще стали называть «Марьин дом», а позднее и «Марьино», по имени первой и второй жен князя.
Находясь на дипломатической службе в Лондоне, он женился на англичанке Марии Франциске Деттон. Однако семейное счастье было недолгим, супруга Барятинского умерла во время родов. Спустя несколько лет Барятинский женился во второй раз, его избранницей стала немецкая графиня Мария Келлер, она подарила князю семерых детей – трех дочерей и четырех сыновей.
В октябре 1817 года Иван Барятинский писал Гофману из Парижа: «Благодарю вас за известия, касающиеся Избицкого дома. Благодарю вас также за то, что вы называете уже оное место Марьиным; надеюсь, что имя сие войдет у нас в употребление, ибо оно мне весьма приятно».
Все время, пока строилось Марьино, князь с семьей путешествовал по Европе, однако очень внимательно следил за ходом строительства, давая конкретные указания архитектору, что и как строить, какие употреблять материалы, как отделывать помещения, какие вещи приобретать, какие деревья высаживать и каким профессиям обучать необходимый для обслуживания поместья и княжеской семьи персонал, – пишет Андрей Шпилев в книге «Страницы истории Курского края».
Вот какие наставления Барятинский давал Гофману: «...Нахожу, что во французских домах нигде не делается теперь деревянных у стен панелей, а просто гладкие стены. Прошу вас, Карл Иванович, и у меня так же в бельэтаже таковых деревянных панелей не делать. Также мною замечено, что здесь везде в нижних этажах, кухнях и особенно в коридорах и сенях вместо деревянных полов вымащиваются комнаты камнями. За неимением коего у нас с великою пользою употребить для сего можно кирпич несколько потолще обыкновенного. Полы сии имеют преимущества перед нашими деревянными: они красивы, всегда чисты, безопасны от пожару и не дозволяют крысам водиться в комнатах Во всех домах в Англии оконные рамы делаются чугунные, кои будучи гораздо тоньше деревянных требуют стекол большей величины и через то содействуют немало к светлости и красе комнат, а при том таковые рамы вечны, никогда уже не покоробятся и не пропадут подобно деревянным...»
В Марьино гостили Лермонтов, Жуковский
«Дворец этот пользовался большой известностью в России, – писал литератор Инсарский. – И действительно, трудно представить себе из частных владений что-нибудь более роскошное и грандиозное. Не помню числа комнат в этом дворце, но помню, что они исчислялись сотнями. В этой массе покоев сосредоточено было все, что громадное, богатое, соединенное с тонким вкусом, можно было придумать, начиная с оригинальных произведений знаменитейших мастеров живописи и скульптуры...» Кто-то даже придумал легенду, что в Марьино 365 комнат и князь, приезжая во дворец, каждый раз останавливался в новой. На самом деле залов и комнат 185.
В гостях у Барятинских бывали императоры Александр I и Александр II, Александр III гостил здесь, еще будучи цесаревичем. Заезжали в имение Лермонтов, Жуковский, Дягилев.
Украшение Марьино – великолепный парк, в нем произрастает около 180 видов деревьев. Можно полюбоваться на лиственницу, сибирский кедр, южную катальпу и даже бархат амурский, который еще называют пробковым деревом – из него делают пробки для шампанского. Некоторые зеленые старожилы помнят первых хозяев усадьбы. У подножия отдельных экземпляров можно увидеть табличку с указанием возраста, есть деревья, которым более двух веков. Особенно впечатляет могучий красавец дуб. Сказочному исполину более 600 лет! Это самое старое дерево Курской области.
Совсем недавно на базе санатория располагался центр послеполетной реабилитации космонавтов.
Легенды Марьино
Шептальная комната была любимым местом туристов во дворце. На самом деле таких комнат во дворце несколько. Делались залы для развлечения гостей. Особенности акустики таковы, что два человека могут вести тихую беседу, расположившись в разных углах комнаты по диагонали. При этом те, кто стоит в центре, не слышат, о чем разговор. По затертым углам несложно понять, откуда следует шептать собеседникам.
Еще одна достопримечательность дворца – винтовая деревянная лестница без единого гвоздя. По ней князь из своего кабинета поднимался в покои жены. На лестнице любили фотографироваться молодожены. Считается, что это сулит крепкий брак.
Еще одна примета связана с внутренним балконом, его называют «счастливым». Говорят, если выйти на него ровно в полночь и загадать желание, то в течение года оно сбудется. У туристов такой возможности, разумеется, не было. Чтобы никто не расстраивался, сотрудники придумали «облегченную» версию: можно просто постоять на балкончике, взявшись за руки, и сконцентрироваться на сокровенном.
Некоторые верят, что призраки Барятинских до сих пор бродят по дворцу. Есть сразу две легенды о марьинском привидении. По одной, бесплотный дух князя Ивана Ивановича Барятинского, построившего эту роскошную усадьбу, до сих пор обитает в родных стенах. Якобы каждую ночь он поочередно проводит в одной из комнат. При этом никаких неудобств окружающим добродушный призрак не доставляет – ведет себя тихо и мирно. Просто гуляет по замку.
По другой легенде, во дворце Марьино обитает дух Марии Федоровны Барятинской. Есть те, кто утверждает, что призрак княгини можно увидеть. Для этого нужно ровно в полночь тихонечко пробраться босиком в круглый зал на 4-м этаже. Особо впечатлительные натуры рассказывают, что наблюдали там некое свечение.
Анна АЛЕКСАНДРОВА
Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1565/new/019623/.
Архив статей газеты ~ № 42 (1565) 15 октября ~ 2024 год.