Найти в Дзене
Друг для друга Курск

Грим как искусство. Как курянка стала королевой мистики

Оглавление

Наталья Блинкова – мастер по объемному пластическому гриму, экспертов в этой области в России единицы. Ее называют королевой мистики – за яркие и запоминающиеся образы, которые она примеряет на себя, а Disney приглашает на российские премьеры своих новинок. Как рождаются монстры, чем театральный грим отличается от того, что используют в кино, и почему солисты оперы боятся лака для волос, Наталья рассказала изданию «Друг для друга».

Вышла на красную дорожку с Мишель Пфайффер

Курянка уже несколько лет живет в Москве, работает художником по гриму в музыкальном театре «Геликон Опера» и преподает в ГИТИС. Кафедра искусства грима появилась в театральном институте три года назад, Наталья стала одним из первых специалистов, которых пригласили вести занятия.

Еще во время учебы на худграфе КГУ девушка работала в медиастудии, занимающейся производством видеорекламы, корпоративных фильмов и художественных клипов. Писала сценарии, делала раскадровку сцен, изготавливала реквизит, даже освоила профессию второго оператора. «Для одного ролика понадобилось сделать грим зомби, для другого – состарить модель, а найти в Курске специалиста по гриму оказалось сложно. «Наташа, ты же художник. Ты сможешь», – заявило мое руководство. И неважно, что по образованию я дизайнер костюма и это никак не пересекается с гримом, – со смехом вспоминает девушка. – Несколько дней изучала в интернете, как создать пластический грим из подручных средств: кулинарного желатина, глицерина и сиропа».

Получилось, ролики сняли. А позже студия отправила девушку на курсы по гриму в Санкт-Петербург. Так началось ее увлечение, со временем ставшее основной профессией.

– Тогда даже в интернете сложно было найти материалы по теме, – рассказывает наша собеседница. – Индустрия долгое время находилась в упадке, гримеров – единицы, все держалось на энтузиастах. Советская школа была сильная: взять хотя бы всем известные сказки с Водяным, Василисой Прекрасной, Бабой-ягой. Грим шикарный, причем делали все из подручных материалов, практически за копейки... Но когда я начала учиться, индустрия уже переживала второе рождение: появились молодые яркие таланты, стали доступны западные технологии.

-2

Профессиональные материалы значительно упрощали работу. Хотя достать их было непросто, при этом за баночку двухкомпонентного силикона нужно было отдать несколько тысяч рублей.

Многие образы Блинкова примерила на себя. Перевоплотилась в Малефисенту, Лару Крофт, женщину-терминатора... А после участия в конкурсе «Кино. Двойник», который показал телеканал «Россия 1», представители студии Disney нашли курянку в соцсетях и пригласили поучаствовать в закрытой презентации второй части фильма «Малефисента» в московском кинотеатре. Наталья была в образе главной героини, а вместе с ней на красную ковровую дорожку вышла голливудская актриса Мишель Пфайффер.

Купе для русалочьих хвостов

Крутой поворот карьеры – победа в национальном чемпионате творческих компетенций ArtMasters, курянка выиграла золото в номинации «Художник по гриму». Главный приз – полмиллиона рублей и стажировка в московском музыкальном театре «Геликон Опера». Когда она закончилась, Наталью пригласили в театр на постоянную работу.

-3

Тогда же поступило предложение о преподавании в ГИТИС. «В это я поверить не могла. И даже после первого года на кафедре все еще казалось: это временно, вот сейчас они найдут «настоящего» преподавателя», – смеется наша собеседница.

В известном театральном вузе страны она ведет эскизирование, по сути, учит студентов создавать на бумаге собственных персонажей. «Чтобы он был правдоподобным, мало придумать яркий образ. Надо понять, как это существо появилось, почему выглядит именно так, фактически проследить весь путь эволюции этого вида. Например, в одном из заданий студенты рисуют цветок максимально реалистично. На втором этапе рисуем то же растение, но уже схематично, исследуя его структуру. И только после этого можно совместить ботанику и человека, придумать нового персонажа. Именно этим покоряют зрителей хорошие фантастические фильмы: мы понимаем, что это выдумка авторов, но образы настолько детальные и продуманные, что в них начинаешь верить».

Профессия гримера очень сложная и многогранная, уверяет мастер. «Нужно знать основы визажа, быть немного химиком и даже патологоанатомом. Гример должен понимать, как будет выглядеть модель в кадре, как работает камера, как будет выставлен свет, а также разбираться в нюансах дальнейшей обработки. При цветокоррекции в кино естественный цвет крови может стать ярко-малиновым, все это тоже надо учитывать», – поясняет она.

-4

Камера выявит малейшие детали, покажет несоответствие там, где даже глаз его не уловит. Поэтому пластический грим для фильмов максимально правдоподобный, а на его создание уходит много времени. «На небольшое ранение, ссадину потребуется около часа. А, к примеру, вытекший глаз можно делать двое суток. Трудоемкий процесс. Снимается гипсовый слепок лица, делается из скульптурного пластилина заготовка, отливается «негатив», после заливается силикон или латекс. На создание некоторых образов могут уйти недели», – рассказывает девушка.

Наталья работала помощником гримера на съемках сериала о русалках, сам проект только готовится к выходу. За пластический грим отвечал ее учитель Денис Райков, он и пригласил девушку помочь на площадке. Русалочьи хвосты, изготовленные силикона и наполненные мягкой пеной, весили по 40 килограммов. Чтобы привезти ценный реквизит из Санкт-Петербурга в Москву, пришлось арендовать отдельное купе в поезде. На площадке русалок гримировали ранним утром, на это уходило 3–4 часа. Хвосты буквально запаивали на них, скрепляя шов жидким силиконом. Каждую русалку спускали в воду шесть человек, а чтобы достать, требовалась помощь трех водолазов.

-5

«Это были опытные спортсменки, синхронистки. Когда актрису, играющую главную роль, облачили в такое снаряжение и опустили в бассейн, она едва не утонула, – рассказывает Наталья. – После этого приняли решение отснять с ней основные сцены, где лицо видно крупным планом. А в воде плавала девушка-дублер».

Съемки длились весь световой день, все это время русалки проводили в воде, даже в туалет было сходить невозможно, надо было бы снимать весь костюм, что очень долго. Приходилось терпеть.

«Чаще на гриме страдают мужчины»

Театральный грим отличается от того, который используют в кино. Он более схематичный: зритель видит актера издалека, поэтому необходимо создать максимально считываемый образ, работать «крупными мазками». Но театр тоже меняется. Например, многие спектакли «Геликон Оперы», где работает Блинкова, снимают для показа по телевидению и в кино, так что художникам по костюмам и гримерам приходится держать в уме камеру.

При работе в оперном театре тоже есть своя специфика. Певцы остро реагируют на запахи. Часто солисты просят гримеров не использовать лак для волос. Уверяют, что аэрозоль оседает на связках и может испортить голос. Приходится использовать другие средства.

-6

«Чаще на гриме страдают мужчины, – с улыбкой говорит Наталья. – «Пахнет спиртом», «Он испортит кожу». Женщины куда более терпеливые. Но всегда есть исключения. Каждый оперный спектакль играют два состава. Сегодня поет один солист, завтра – второй, потому что первому нужно восстановить голос. В музыкальном ревю «В гостях у оперной сказки» сложный грим у персонажа Оле-Лукойе: большой нос, накладка на голове. Один из актеров относится к гриму скептически, тяжело вздыхает, мы стараемся как можно быстрее его отпустить. А второй всегда заходит с улыбкой: «Делайте со мной, что хотите! А давайте мы еще бородавку на нос посадим!»

В спектакле «Медиум» героиня резко стареет. У костюмеров и гримеров есть буквально 3–4 минуты, чтобы переодеть актрису и наложить грим. «Это напоминает пит-стоп на гонке «Формулы-1», когда с безумной скоростью меняют шины на болиде, – смеется девушка. – Актриса отыгрывает свою реплику, уходит за кулисы, тут мы подхватываем ее втроем, тащим в гримерку, на ходу меняем парик, вставляем линзы, а за ней еще охотятся два костюмера! Первые репетиции были очень экстремальными. Сейчас же мы справляемся даже с запасом по времени».

-7

Наталья продолжает увлекаться косплеем, перевоплощаясь в разных героев. «Косплей – это не просто фрики в костюмах. Это большая часть популярной культуры, которой уделяют все больше внимания. Например, Disney приглашает косплееров на съемки проектов по вселенной «Звездных войн». Половина персонажей второго плана в сериале «Мандалорец» – это увлеченные фанаты. Студиям это удобно: не надо вкладываться в костюмы, а многие из косплееров знают фантастическую вселенную лучше авторов. Ну а для меня — это искусство. Я уверена, что человека должно оно окружать».

Ирина ТРЕТЬЯКОВА

Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1565/new/019608/.

Архив статей газеты ~ № 42 (1565) 15 октября ~ 2024 год.