Александр Иванович Кракау – наверное один из самых именитых архитекторов Петербурга второй половины позапрошлого столетия. Закончив Императорскую Академию художеств с «большой золотой медалью» и проведя восемь лет за границей в качестве пенсионера Академии Александр Иванович поступил на службу в чертежный кабинет Его Императорского Величества довольно быстро став и академиком архитектуры, и профессором. Но самые значимые работы в своей блестящей карьере Кракау выполнял отнюдь не для высочайшего двора. Его главным заказчиком стал «придворный банкир» и «самый богатый человек в Империи» - барон Александр Людвигович Штиглиц…
Александр Иванович познакомился с Александром Людвиговичем когда занимал должность архитектора в правлении Первого округа путей сообщения. В 1855-м Штиглиц увлекся идеей строительства собственной частной железной дороги из Петербурга в Петергоф и Кракау был приглашен для проектирования Петергофского вокзала в столице. Результат произвел на барона большое впечатление и через два года Александр Иванович получил большой и весьма ответственный заказ на проектирование и строительство роскошного особняка Штиглица на Английской набережной. Александр Людвигович явно не экономил на строительстве собственного дома, который после четырех лет, потраченных Кракау на его возведение и отделку, мог дать фору иным столичным дворцам. В то время он наверное был самой дорогой (а многие считали что непомерно дорогой) новостройкой российской столицы. Эта работа Александра Ивановича произвела настоящий фурор, но мне кажется, что лично для Штиглица, в конечном итоге, наиболее важным стал не этот «представительский блеск», а совсем другой проект, реализацию которого он тоже поручил Кракау…
В 1873-м на 55 году жизни скончалась любимая супруга Александра Людвиговича - Каролина Логиновна. Похоронена она была отнюдь не в Петербурге, а в семейной усадьбе Краморская под Нарвой и на месте ее упокоения Штиглиц решил построить храм. Не склеп, не часовню, а именно полноценный храм. Причем храм православный, хотя сам Александр Людвигович был лютеранином (еврейское семейство Штиглиц сменило вероисповедание при его отце - Людвиге Ивановиче). Но сама идея храма предполагала наличие прихожан, а основными прихожанами этой церкви должны были стать работники находящейся рядом Нарвской льнопрядильной фабрики барона, которые в большинстве своем были православными. «Петербургский немец» Кракау, который проектировал и строил эту церковь тоже был лютеранин по вероисповеданию, но, как это странно не прозвучит, соответствующий опыт у него был. Дело в том, что учился Александр Иванович у создателя «русско-византийского» стиля в отечественной архитектуре и автора «типовых проектов» отечественных храмов Константина Андреевича Тона. Он даже принимал участие в чертежной комиссии при постройке Храма Христа Спасителя, а в 1871-м занимался возведением церкви Николая Чудотворца в Петербурге взяв за основу типовой проект своего учителя. Впрочем, в случае с заказом барона ни о каких «типовых подходах» речи быть конечно не могло. Это была очень личная история…
В результате Александр Иванович создал изящную стилизацию «под московскую старину» семнадцатого столетия
с очень богатым внутренним убранством к оной старине уже отношения не имевшем.
Тут вам и «византийская» колоннада и уж совсем не типичное для православного храма огромное панно высотой 15 метров над алтарем со сценой из Апокалипсиса созданное на основе эскизов Федора Антоновича Бруни.
Могила Каролины Логиновны была в крипте новой церкви которую освятили в августе 1875-го во имя Троицы Живоначальной.
Позднее Кракау построит для Александра Людвиговича здание знаменитого «Училища технического рисования барона Штиглица», детский приют его же имени, дачу на Каменном острове… Хотя полагаю, что именно церковь в Краморской Штиглиц ценил более всего… Александр Людвигович скончался в 1884-м и был похоронен в этом храме рядом с супругой…
Церковь практически всегда оставалась собственностью семейства Штиглиц. Наследники после смерти барона сдавали ее в аренду приходу. Единственный родной сын четы Штиглиц скончался младенцем, но в семье была приемная дочь - Надежда Михайловна Июнева (молва упорно называла ее родным отцом великого князя Михаила Павловича и барон не стал давать ей собственную фамилию). От приемного отца Надежда Михайловна получила большое приданное когда выходила замуж за будущего секретаря Государственного совета Империи Александра Александровича Половцова, а после кончины отчима – весьма солидное наследство. Она прожила довольно долгую жизнь, скончалась в 1908-м и была похоронена в этом храме рядом с отчимом.
Интересно, что зять Штиглица всегда с нескрываемым раздражаем отзывался о «вычурных и помпезных» работах Кракау. В его дневниках можно обнаружить целую историю продажи «безвкусного» особняка на Английской набережной первоначально оцененного в два миллиона рублей. Александр Александрович перестроил и дачу Штиглица на Каменном острове в неоклассической стилистике. Правда вот усадьбу под Нарвой он трогать не стал и даже устраивал там знаменитый «прием двух императоров» - Александра III и Вильгельма II. Он скончался через год после супруги в собственном имении Рапти, но похоронен был… тоже в крипте Троицкой церкви, построенной столь не любимым им при жизни Александром Ивановичем Кракау…
Такая вот история.