Найти в Дзене
Запуск речи Алёна Васильева

«Никто, кроме меня не понимает речь моего трехлетки» - подождать или начать заниматься?

В этой статье познакомлю вас с нормами речи у детей в 3 года. Расскажу, что делать, если речь есть, но кажется, что у ребенка «каша во рту». Подскажу, что должен знать и уметь трехлетка, а также чему учить малыша еще рано.

Я логопед, педагог высшей квалификационной категории, специалист по запуску речи у неговорящих детей Алена Васильева.

К 3 годам дети начинают говорить предложениями из 3-4 слов. Трехлетки могут рассказать знакомую сказку, составить рассказ из 3-4 предложений, могут легко выучить короткое четверостишие или небольшое стихотворение. Если ваш ребёнок так разговаривает - это норма!

В 3 года ребёнок сам ведёт диалог, он разговаривает практически как взрослый.

Важно помнить! Примерно 60% слов, которые говорит трехлетка, должно быть понятно окружающим - это норма. Если взрослые вообще не понимают речь вашего ребенка - это отставание от норм речи.

Многие родители беспокоятся, а что же делать, если ребенок говорит не чисто? Не проговаривает все звуки? Не правильно меняет окончания? Для 3 лет это норма.

Но если ваш ребенок не говорит и 50 слов, не строит фразы, с ним точно нужно начать заниматься. Как помочь ребенку начать говорить расскажу на своем Открытом уроке, регистрируйтесь здесь, чтобы попасть туда https://alena-vasileva.ru/urok-1

В 3 года ребенок знает:

  • как его зовут;
  • сколько ему лет;
  • как зовут родителей;
  • свою гендерную принадлежность: девочка он или мальчик;
  • элементарные свойства предметов: шершавый - гладкий, мокрый - сухой;
  • один - много;
  • выше - ниже;
  • далеко - близко;
  • расположение предметов в пространстве («вверху», «внизу», «над», «под»).

Не перегружайте ребёнка сверхзнаниями, не усложняйте материал (оттенки, фигуры, счёт в этом возрасте достаточно знать до 5 ).

Если у вашего ребенка не сформированы знания и умения описанные выше, то тогда не нужно ждать, когда трехлетка освоит их самостоятельно. Лучше начать заниматься с ним прямо сейчас!

Что делать?! Если ребенок говорит слова, фразы, целые предложения, но кажется как будто у него «каша во рту» и речь не понятна.

Помним правило! Говорим очень простыми словами и фразами. Наклоняемся на уровень ребенка так, чтобы он видел ваше лицо и говорим медленно, четко. Если ребенок не хочет повторять, то проговаривайте это через веселую игру.

Например, бросаем ребенку мячик и проговариваем слова: «шапка», «шуба». Ребенок начинает сосредотачивать свой слух на тех звуках, которые у него ещё не получаются и таким образом постепенно начнут получаться.

В 3 года ребенок может:

  • надевать и снимать одежду с небольшой помощью взрослого;
  • помогать накрывать на стол — ставить салфетки, тарелки, приборы;
  • уверенно пользоваться ложкой, пить из чашки;
  • принести и унести книгу, телефон и т.д.;
  • убирать игрушки на место;
  • занять очередь на качели и подождать;
  • самостоятельно поиграть недолго;
  • показывать в знакомых местах, куда идти в сторону дома;
  • не шуметь, когда его просят об этом;
  • концентрировать внимание 10-15 минут на одной деятельности.

НЕ нужно учить в 3 года:

  • алфавит. Но если ребенок не говорящий, то можно учить буквы, как звуки и сразу обучать чтению через метод фоноритмика. Этот метод я использую на своей программе «Маленькие гении». Приобрести программу можно здесь https://alena-vasileva.ru/govorim-i-chitaem/;
  • правильно выговаривать «Р». Это еще рано, ребенок может начать произносить этот звук не правильно. Такое произношение может войти в привычку, которую будет сложно исправить;
  • усидчивости на занятиях больше 15 минут. Это не свойственно для малыша в 3 года;
  • письму. Достаточно того, чтобы ребенок умел рисовать (правильно держать карандаш; рисовать геометрические фигуры - круг, квадрат, треугольник; заштриховывать рисунок в разных направлениях).
-2

Если ваш ребенок говорит большую часть слов непонятно, говорит только короткие слова, не составляет предложения - начните с ним заниматься, как можно скорее. Иначе вы упускаете окно возможностей, время, когда ребенка достаточно легко научить разговаривать. Ведь к 3 годам мозг созрел уже на 85% и после 3 лет помочь заговорить будет сложнее. Особенно, если откладывать занятия «на завтра».