В этой статье познакомлю вас с нормами речи у детей в 3 года. Расскажу, что делать, если речь есть, но кажется, что у ребенка «каша во рту». Подскажу, что должен знать и уметь трехлетка, а также чему учить малыша еще рано.
Я логопед, педагог высшей квалификационной категории, специалист по запуску речи у неговорящих детей Алена Васильева.
К 3 годам дети начинают говорить предложениями из 3-4 слов. Трехлетки могут рассказать знакомую сказку, составить рассказ из 3-4 предложений, могут легко выучить короткое четверостишие или небольшое стихотворение. Если ваш ребёнок так разговаривает - это норма!
В 3 года ребёнок сам ведёт диалог, он разговаривает практически как взрослый.
Важно помнить! Примерно 60% слов, которые говорит трехлетка, должно быть понятно окружающим - это норма. Если взрослые вообще не понимают речь вашего ребенка - это отставание от норм речи.
Многие родители беспокоятся, а что же делать, если ребенок говорит не чисто? Не проговаривает все звуки? Не правильно меняет окончания? Для 3 лет это норма.
Но если ваш ребенок не говорит и 50 слов, не строит фразы, с ним точно нужно начать заниматься. Как помочь ребенку начать говорить расскажу на своем Открытом уроке, регистрируйтесь здесь, чтобы попасть туда https://alena-vasileva.ru/urok-1
В 3 года ребенок знает:
- как его зовут;
- сколько ему лет;
- как зовут родителей;
- свою гендерную принадлежность: девочка он или мальчик;
- элементарные свойства предметов: шершавый - гладкий, мокрый - сухой;
- один - много;
- выше - ниже;
- далеко - близко;
- расположение предметов в пространстве («вверху», «внизу», «над», «под»).
Не перегружайте ребёнка сверхзнаниями, не усложняйте материал (оттенки, фигуры, счёт в этом возрасте достаточно знать до 5 ).
Если у вашего ребенка не сформированы знания и умения описанные выше, то тогда не нужно ждать, когда трехлетка освоит их самостоятельно. Лучше начать заниматься с ним прямо сейчас!
Что делать?! Если ребенок говорит слова, фразы, целые предложения, но кажется как будто у него «каша во рту» и речь не понятна.
Помним правило! Говорим очень простыми словами и фразами. Наклоняемся на уровень ребенка так, чтобы он видел ваше лицо и говорим медленно, четко. Если ребенок не хочет повторять, то проговаривайте это через веселую игру.
Например, бросаем ребенку мячик и проговариваем слова: «шапка», «шуба». Ребенок начинает сосредотачивать свой слух на тех звуках, которые у него ещё не получаются и таким образом постепенно начнут получаться.
В 3 года ребенок может:
- надевать и снимать одежду с небольшой помощью взрослого;
- помогать накрывать на стол — ставить салфетки, тарелки, приборы;
- уверенно пользоваться ложкой, пить из чашки;
- принести и унести книгу, телефон и т.д.;
- убирать игрушки на место;
- занять очередь на качели и подождать;
- самостоятельно поиграть недолго;
- показывать в знакомых местах, куда идти в сторону дома;
- не шуметь, когда его просят об этом;
- концентрировать внимание 10-15 минут на одной деятельности.
НЕ нужно учить в 3 года:
- алфавит. Но если ребенок не говорящий, то можно учить буквы, как звуки и сразу обучать чтению через метод фоноритмика. Этот метод я использую на своей программе «Маленькие гении». Приобрести программу можно здесь https://alena-vasileva.ru/govorim-i-chitaem/;
- правильно выговаривать «Р». Это еще рано, ребенок может начать произносить этот звук не правильно. Такое произношение может войти в привычку, которую будет сложно исправить;
- усидчивости на занятиях больше 15 минут. Это не свойственно для малыша в 3 года;
- письму. Достаточно того, чтобы ребенок умел рисовать (правильно держать карандаш; рисовать геометрические фигуры - круг, квадрат, треугольник; заштриховывать рисунок в разных направлениях).
Если ваш ребенок говорит большую часть слов непонятно, говорит только короткие слова, не составляет предложения - начните с ним заниматься, как можно скорее. Иначе вы упускаете окно возможностей, время, когда ребенка достаточно легко научить разговаривать. Ведь к 3 годам мозг созрел уже на 85% и после 3 лет помочь заговорить будет сложнее. Особенно, если откладывать занятия «на завтра».