Продолжаю публиковать свои записи и фотографии моих незабываемых поездок по святым местам планеты. Ранее мною был выпущен цикл фоторепортажей посещения древних православных святынь Греции. С этими публикациями вы можете ознакомиться в моем ЖЖ. В дальнейшем попытаюсь оформить посты о посещении Святой Земли.
Сейчас же перед вами предстанут виды красивейших мест Валаама, которые я снимала в 1997 году. Эта поездка осталась навсегда в моей памяти.
Итак, находясь в то время в Полоцком женском монастыре (РПЦ), в котором я подвизалась ровно 16 лет, начиная с 1994 года, я узнала, что одна паломническая группа из Бреста собирается на автобусе ехать на Валаам, заехав попутно в Полоцк. Я, конечно же, зажглась идеей примкнуть к группе и посетить это древнее место — попасть туда было моей давнишней мечтой. В общем, благословясь, я собралась, где-то взяла пленочный фотоаппарат (уже не помню, где) и радостно отправилась вместе с паломниками в путь. Мест в автобусе уже не было, и мне пришлось расположиться на какой-то ступеньке. Поездка была не из легких, однако горячее желание прибыть поскорей в назначенное место и общая молитва помогли мне перебороть все трудности.
01.07.97
И вот мы в Приозерске. Это портовый городок, откуда отплывают всякого рода судна на остров Валаам. Погода тогда стояла пасмурная, и катера не ходили. Мы стали усиленно молиться, чтобы Господь позволил нам отплыть. На берегу мы провели несколько часов, прежде чем тучки разошлись и выглянуло долгожданное солнышко. Слава Богу!
Добрались мы до Валаамского Преображенского монастыря (РПЦ) только вечером. Нас там уже ожидали, так как батюшки из нашей группы созванивались со знакомыми монахами, а те, в свою очередь, позаботились о нашем быте. Нас, кроме священников, заселили в только что отстроенную гостиницу барачного типа, а батюшек забрали в братский корпус. Монастырь только недавно открылся после многолетнего запустения, по причине гонений на Церковь и верующих в советское время, поэтому мы застали еще строительные работы, хотя в главном соборе (где покоятся под спудом святые мощи преподобных Сергия и Германа Валаамских) уже проходили богослужения, а в монашеских помещениях (кухня, келии, подсобки и проч.) и на огородах активно трудились иноки.
- На Древней Руси было два монастыря, отделенных от мирской суеты не только крепкими стенами, строгим уставом и жаркой молитвой, но и широкой гладью вод.
- Один — Соловецкий — стоял твердыней веры на Белом море. Другой — Валаамский монастырь — обосновался на покатых гранитных скалах Ладоги. В северной части этого самого большого в Европе озера из вод поднимаются более 50 островов. Они образуют архипелаг Валаама. Во времена седой древности здесь изредка селились финские рыбаки.
- Само слово Валаам финского происхождения. Его можно перевести как «высокая земля». Обживать эти уединенные места русские монахи стали вскоре распространения православной веры на Руси.
- Согласно преданию Валаамского монастыря святой апостол Андрей Первозванный, просветитель славян, прибыв из Киева в Новгород, достиг по реке Волхов Ладожского озера, а затем Валаама, где и благословил этот остров крестом.
- Так это или нет — установить невозможно, но вот житие святого Авраамия Ростовского утверждает, что уже во времена святой княгини Ольги на острове было монастырское братство под началом игумена. А основателями монашества на Валааме почитаются греческие священники Сергий и Герман.
- Жизнь поселенцев на удаленных островах оказалась неспокойной. Мир не раз жестоко вторгался в их тихую молитвенную жизнь. В 1578 году к Валааму подошли шведские корабли. Иноземцы увидели в нем всего лишь укрепленный пункт своих противников; 18 монахов и 16 послушников были безжалостны убиты. Через три года шведы вернулись и сожгли все деревянные постройки монастыря. Первый русский царь из династии Романовых — Михаил Федорович — заключил со Швецией мир, и Валаам стал шведским почти на сто лет.
- Вернуть архипелаг удалось лишь Петру I. Ситуация изменилась в XVIII веке, когда Россия вышла к Балтике. В 1715 году Петр I издал указ о восстановлении Валаамского монастыря. На протяжении всего XVIII века на Валааме велось обширное строительство, были воздвигнуты храмы, монастырские стены, колокольня. Каменные постройки сменили деревянные лишь в начале XIX века.
Когда мы приехали на Валаам, время было Петрова поста. Кормили нас на паломнической кухне. Пища была простая: щи да каша. Особенно запомнились хлеб монастырской выпечки и местный квас. Питались мы там два раза в день, однако можно было с собой брать немного хлеба. И так мы проводили весь день. Вы не поверите, но есть совсем не хотелось! Все, что нам давали, хватало на все оставшееся время до следующего приема пищи в столовой. Кроме того, тот вкусный белый хлеб, который мы брали с собой, нас здорово питал и придавал особые силы, ведь ходить пешком там нам пришлось очень много. Не помню, чтобы я когда-то наматывала столько километров за один раз! Ну, и не мудрено было натереть огромные мозоли, которыми я впоследствии так напугала свою знакомую монахиню, принимавшую меня у себя дома в Питере сразу после моей Валаамской поездки)). Она потом долго лечила мои ноги, за что я ей особо благодарна!))
В общем, в первый день мы обошли некоторые близлежащие скиты, в основном, заброшенные, не действующие. Но места те оставались древними, намоленными. Кое-где вообще ничего не осталось от былых построек, а где-то уже успели отстроить новые храмы и часовни. С удовольствием я снимала прекрасные пейзажи карельской природы.
Усталые, но довольные, мы вернулись в обитель, поужинали, помолились и легли спать. Впереди нам предстояло очередное путешествие по скитам и надо было набраться сил.
Продолжение следует...