Самое популярное прилагательное к слову «художник» будет, пожалуй, «бедный». Однако герой нашей истории был готов на многое, чтобы обогатиться. Он получил свои деньги и славу... Вот только какой ценой?
Английский художник Джордж Доу, хоть и родился в достаточно состоятельной семье, был скуп и жаден, считая, что свой талант нужно продавать лишь за щедрое вознаграждение. Именно по этой причине молодой талант отказался от написания библейских сюжетов и переключился на портреты. Справедливости ради стоит отметить, что они удавались ему очень хорошо, получаясь реалистичными, разнообразными, но неизменно наполненными экспрессией.
Для любителей более точных описаний эта часть биографии художника выглядит так:
Родился Джордж Доу 6 февраля 1781 года в семье художника-гравера. Впрочем, несмотря на стремление отца заинтересовать его своей профессией, Джордж предпочел заниматься живописью.
Одаренный юноша поступил в Королевскую художественную академию, где в 1804 году получил золотую медаль за картину «Ахиллес, оплакивая смерть Патрокла, отвергает утешения Фетиды». (Ее изображение не могу привести по причине возможной блокировки статьи Дзеном в связи с изображением не слишком одетых персонажей).
Благодаря своему усердию Джордж Доу в возрасте 33 лет становится академиком.
Готов на всё
Вскоре молодой мастер полностью отказывается от написания принесших ему награды сюжетов, переключившись на создание портретов состоятельных и знатных заказчиков.
Для получения таких заказов ему приходится использовать разнообразные (честные и не очень) средства и способы.
«Принципиальная беспринципность» и алчность Доу не остались незамеченными коллегами по цеху и вызывали значительную критику его действий художественным сообществом. Впрочем, это не сильно мешало честолюбивому художнику на его пути к славе и богатству.
В 1818 году Джордж Доу прибыл на Ахенский конгресс, где должен был написать портреты важных участников этого исторического события. Именно там его представили российскому императору Александру I.
Впечатлённый скоростью, с которой Джордж Доу изобразил князя Петра Волконского, и «необыкновенным сходством» получившегося портрета император Александр I пригласил художника в Санкт-Петербург с целью создать в Зимнем дворце галерею, посвящённую военачальникам сражавшимся с Наполеоном в 1812 году.
Предложенные условия были настолько заманчивыми, что художник без колебаний принял предложение.
Англичанин в Российской Империи
Весной 1819 года Джордж Доу прибыл в Санкт-Петербург.
Было запланировано создание более трёхсот портретов воинов-победителей.
Иностранному специалисту выделили мастерскую расположенную в Зимнем дворце. Именно туда и стали приезжать позировать прославленные герои Отечественной войны 1812 года.
Не обошли вниманием и воинов, не доживших до того времени. Их изображения Доу писал, основываясь на прижизненных портретах, воспоминаниях друзей и родственников.
Например, чтобы увековечить умершего в 1818 г. генерал-фельдмаршала Барклая-де-Толли, Джорджу Доу потребовалось изучить четыре его прижизненных портрета. Впрочем, результат того стоил:
Джордж Доу быстро стал признанным и модным художником-портретистом в Российской империи.
А. С. Пушкин посвятил ему стихотворение («Зачем твой дивный карандаш рисует мой арапский профиль?... ») полный текст которого будет приведен в комментарии под статьей.
В 1826 художник посетил Москву с целью написания коронационных портретов Николая I и Александры Федоровны.
В 1828 году Джордж Доу был удостоен звания «первого портретного живописца русского императорского двора».
В чем же был его секрет?
Работы у прославленного художника было так много, что Доу не успевал выполнять заказы. Шутка ли: создать более трехсот портретов героев Отечественной войны 1812 года, да еще многочисленные и гораздо более высокооплачиваемые портреты заказчиков из высшего общества?
Чтобы все успеть, Джордж Доу взял себе в помощь четырех безвестных художников: Гейтмана, Тона, Вильгельма Голике («бедного и кроткого человека, который не знал себе цены») и Александра Полякова, крепостного-самоучку, выкупленного в мастерскую Доу у помещика.
По договору Поляков поступал «в ученье и работу» к Доу вплоть до его отъезда в Англию с условием отпускать крепостного живописца в вечерние классы в Академию художеств. Жалованья ему было положено 800 рублей в год. «Но из сей суммы господин Доу дает ему только 350 рублей, остальные 450 оставляет в уплату за квартиру и за стол, хотя сей последний он имеет с его лакеями», — сообщил позднее Комитет Общества поощрения художников.
Вскоре Гейтман и Тон покинули мастерскую английского художника, и до конца своего пребывания в России Доу обходился двумя помощниками.
Несмотря на свои баснословные заработки, Доу оставался скуповатым человеком, предпочитавшим зарабатывать и копить, а не тратить деньги.
Жажда заработков порой не доводила его до добра, ведь он нередко брал больше заказов, чем мог достойно исполнить. Бывало, стремясь все успеть, он жертвовал качеством исполнения настолько сильно, что это было заметно.
Осенью 1827 года работы Доу были выставлены в Академии художеств.
Теперь, когда почти все портреты для Военной галереи были закончены, выставка стала вершиной достижений Доу в России.
Большинство отзывов были сугубо положительными («Его трудолюбие уступает только его таланту»), но не обошлось и без ложки дегтя. Павел Свиньин, восхищавшийся ранними работами Доу в России, высказался про «поспешность, с которой написаны некоторые [портреты]», а также низкое качество некоторых из его последних работ.
За время пребывания в России художник написал 329 портретов для Военной галереи Зимнего дворца, а еще выполнил множество работ на заказ. Предполагают, что в России существовало около 500 его полотен. Сколько из них выполнили талантливые помощники, остается только гадать.
В том же 1928 году разразился скандал, спровоцированный письмом Александра Полякова, крепостного помощника Доу, в котором он жаловался на злоупотребления своего наставника.
В частности, подробно описывалось, как Доу безжалостно эксплуатировал своих помощников и систематически обманывал клиентов, выдавая их работы за свои. Более того, по словам Полякова, несколько портретов, представленных в Военной галерее, были написаны исключительно помощниками английского художника.
Годы спустя специалисты пришли к выводу, что Поляков реставрировал большое число почерневших портретов, небрежно выполненных Доу.
Общество художников потребовало освободить Полякова от крепостной зависимости и обратилось к царю, сообщив ему о «предосудительных поступках» Доу.
Этот скандал вкупе со стремительно ухудшающимся здоровьем Доу вынудил иностранного специалиста спешно покинуть Россию и вернуться в Англию, где он и скончался 10 октября 1829 года.
Примечательно, что всегда отличавшийся скупостью Доу завещал своему помощнику Вильгельму Голике крупную сумму, чтобы обеспечить ему пожизненную пенсию. По отношению к своему крепостному помощнику он не был так щедр.
К слову о дальнейшей судьбе крепостного художника:
В 1833 году, уже после освобождения Полякова от крепостной зависимости, президент Российской академии художеств подписал постановление о возведении Александра Полякова в ранг свободного художника.
К сожалению, уже в январе 1835 года 34-летний Александр Васильевич Поляков скончался.
Такова история неидеального, но одаренного художника.
Значительная часть работ, созданных Джорджем Доу в России, сегодня хранится в Военной галерее Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
Благодарю за прочтение!
Подписки, лайки — лишь по зову сердца!
В закрепленном комментарии приведено стихотворение А.С. Пушкина To Dawe, esqr., посвященное герою этой истории.