Один из треков нового альбома Тейлор Свифт, «The Tortured Poets Department», посвящён знаменитой, но часто противоречивой фигуре американского феминизма — актрисе Кларе Боу.
Историки, исследующие 1920-е годы, внимательно изучали её влияние на культуру того времени. В музее, расположенном на её ранчо в сельской Неваде, они рассматривают уникальную коллекцию личных вещей актрисы, среди которых её одежда и косметические принадлежности.
Клара Боу была женщиной, значительно опередившей своё время, звездой, которая управляла собственной карьерой и открыто выражала свою сексуальность. Хотя многие видели в ней жертву внутренних страданий, её история — это не просто предупреждающая легенда. Это триумфальный марш.
Самое горячее джазовое дитя Америки
Карьера Клары Боу началась в Нью-Йорке, когда в 1921 году, в 16 лет, она победила в конкурсе красоты, что дало ей возможность получить свою первую небольшую роль в фильме.
Она стремилась использовать каждую возможность для обучения, проводя много времени на съемочной площадке. Боу приходила раньше других и уходила последней, осваивая работу с камерой и светом. В то время, когда киноиндустрия только зарождалась, её профессионализм и дружелюбие сыграли ключевую роль в её стремительном восхождении.
В 1923 году Боу перебралась в Голливуд, где её способность притягивать внимание на экране обеспечила ей множество ролей, среди которых запомнились бодрые и жизнерадостные героини, как, например, в фильме «Танцующие матери» (1926). Настоящий прорыв случился в 1927 году с фильмом «Это», где она сыграла продавщицу, стремящуюся покорить сердце своего начальника.
Журнал Variety вскоре стал называть её «самой горячей джазовой крошкой Голливуда», благодаря её фирменному образу — надутым губкам, игривому взгляду и ярким рыжим волосам.
45 000 писем от поклонников в месяц
Вне экрана Клара Боу не раз оказывалась в центре бурных романов, превращая свою личную жизнь в постоянный источник слухов. В 1926 году журнал Photoplay с энтузиазмом сообщал, что Клара «жила на полную катушку, воплощая на экране и за его пределами безумное молодое поколение». Одним из ярких эпизодов стала история, где её поцелуй с бойфрендом якобы оставил его с больной челюстью на два дня.
Её отношения с прессой были полны перемен — от временной близости до полного разрыва. В то время как одни публикации в крупных отраслевых изданиях, проплаченные студией, превозносили её успех, другие, в мелких газетах Лос-Анджелеса, заполняли страницы сплетнями о её бурной личной жизни, вечеринках и скандалах.
Постеры к фильму, где изображена ярко улыбающаяся и подмигивающая рыжеволосая звезда, стали символом её образа. Пресса, несмотря на нападки, продолжала обсуждать её «нервные срывы» и неудачи в любви, но это не мешало армии её фанатов восхищаться ею. К 1929 году её популярность достигла небывалых высот — она получала до 45 000 писем от поклонников каждый месяц, а продажи хны для волос утроились благодаря попыткам фанатов повторить её огненно-рыжий стиль.
На съёмочной площадке Боу славилась своей весёлой, даже дерзкой натурой — она с удовольствием играла в карты, отпускала колкие шутки и дарила щедрые подарки, в том числе роскошные часы с изумрудами для своих коллег.
Задолго до «Eras Tour» Тейлор Свифт бренд женственности, созданный Кларой Боу — уверенной, дерзкой, независимой, — уже завоевал сердца миллионов. Продюсер Бадд Шульберг, вспоминая её влияние, писал в своих мемуарах 1981 года:
«Миллионы людей копировали её причёски, надували губы, как она, танцевали, смеялись и обнимались в её стиле».
Винтик в голливудской машине
Несмотря на огромную популярность Клары Боу в конце 1920-х, она почти не имела контроля над своей карьерой. Её контракты с киностудиями, заключённые под давлением руководителей-мужчин, были на крайне невыгодных для неё условиях и требовали постоянной, изнурительной работы.
В начале своей карьеры её работодатели из Preferred Pictures сдавали её в аренду другим студиям, присваивая значительную часть её доходов. Контракты содержали строгие правила поведения, чтобы ограничить её свободу как на экране, так и в личной жизни.
Рабочие условия были тяжёлыми и беспрерывными. В интервью журналу Motion Picture в 1930 году она призналась: «Люди не понимают, что студии — это фабрики. Ты встаёшь в семь утра и работаешь весь день в невыносимых условиях. Но об этом никто не говорит, потому что студии этого не хотят».
Её личная жизнь была не менее сложной. Семья не поддерживала её, а горничные воровали. Подруга, ставшая личной помощницей, предала её, украв деньги и продав секреты прессе, что вызвало громкий скандал и судебное разбирательство. Проблемы с азартными играми и психическим здоровьем становились объектом постоянного внимания журналистов.
За свою недолгую, но насыщенную карьеру Боу снялась в 58 фильмах, однако всё это время она чувствовала себя заложницей студийной системы.
И тогда она приняла своё самое решительное решение — она ушла из кино, взяв свою судьбу в собственные руки.
Прожить свои годы на своих собственных условиях
В начале 1930-х годов Клара Боу ушла из Голливуда, оставив позади огни софитов и скандалы, и переехала на ранчо "Уокинг Бокс" в сельской Неваде. Это было огромное владение на 400 000 акров, принадлежащее её мужу, актёру вестернов Рексу Беллу. Пресса долгое время не знала о её местонахождении, а коллеги спекулировали: не стал ли её уход следствием проблем с бруклинским акцентом в эпоху звукового кино или нового нервного срыва?
Но всё оказалось гораздо проще — Клара просто влюбилась. О своём муже она говорила:
«Он подарил мне единственную бескорыстную преданность, которую я когда-либо знала».
Вместе они воспитали двух сыновей, а Рекс, оставшись в Неваде, начал свою политическую карьеру. Хотя они официально не развелись, позже Боу вернулась в Калифорнию, где провела последние годы своей жизни в Санта-Монике, окружённая тишиной и обществом своего чёрного пуделя по кличке Энджел.
Клара нашла утешение в книгах, которые она читала ночами из-за хронической бессонницы, и особое удовольствие получала от украшения дома к Рождеству. Её уход из кино не был вынужденным. Её не выгнали за бруклинский акцент или из-за череды скандалов, которые преследовали её карьеру. Клара просто выбрала другую жизнь и редко оглядывалась назад.
Её репутация затворницы также была сильно преувеличена. По словам её старшего сына, Рекса Белла-младшего, «она не была такой затворницей, как думали многие». Она скрывалась за шарфами и тёмными очками, надеясь остаться незамеченной, но когда её всё же узнавали, она неизменно вела себя дружелюбно. «Она всегда была добра к людям», — вспоминал её сын. И действительно, Клара Боу осталась такой до конца своей жизни — доброй, искренней, и, по-настоящему свободной.
Наследие Клары Боу как символа американского феминизма точно, но неполное. Она стала звездой в эпоху, когда Голливуд начал формировать свою индустрию вокруг коммерциализации женской сексуальности. В конце 1920-х пресса осознала, что публика обожает читать сплетни о звёздах, и личная жизнь актёров превратилась в товар. Руководители студий быстро поняли, что любое внимание к их звездам — даже негативное — выгодно. Скандалы вокруг предполагаемых абортов Боу и её психических кризисов только подогревали интерес к ней, и студии этим пользовались.
Истории Тейлор Свифт и Клары Боу перекликаются. Обе достигли ошеломляющей славы благодаря своему таланту и упорству. Обе стали объектами пристального внимания таблоидов, пережили непростые отношения, столкнулись с предательством со стороны менеджеров и друзей. Каждая из них по-своему изменила стандарты того, какой должна быть женщина в американской культуре.
Когда в 2019 году Свифт оказалась в конфликте с лейблом Big Machine Records и решила перезаписать свои ранние альбомы под названием Taylor’s Version, она символически вернула себе контроль над собственной карьерой. У Клары Боу не было подобной возможности. Но её уход из Голливуда в конце концов стал дерзким жестом независимости — своего рода молчаливым протестом против системы, в которой она сделала богатой и влиятельной множество мужчин.
Теперь Свифт вновь возвращает Клару Боу на сцену, предоставляя ей шанс быть переоценённой новым поколением.