Найти в Дзене
Старожилы Сибири

Приход церкви села Чумайского

Церковь в селе Чумайском была построена «тщением прихожан», т.е. по инициативе самих чумайцев. 28 февраля 1859 года по благословению епископа Парфения чумайскому обществу крестьян была выдана разрешительная грамота на постройку церкви во имя Вознесения Господня.

В 1860 году постройка Вознесенской церкви в селе Чумай была завершена. Здание церкви и колокольни были деревянные.

-2

В штатное расписание церкви вводились священник, дьяк и пономарь. Для содержания причта предусматривалось жалованье 212 рублей серебром в год. Усадебной земли, пашенных и сенокосных угодий для церкви не отводилось. Церковнослужители должны были пользоваться предоставленными для них чумайским обществом квартирами.

Первые метрические книги и исповедные росписи стали вестись с марта 1859 года, т.е. еще во время строительства церкви. В это же время деревня Чумайская стала официально называться селом.

В приход села Чумайского вошли инородческая деревня Кураково, а в 1888 году добавилась новообразованная переселенческая деревня Карачарово.

Первым священником Чумайской церкви стал Федор Гаврилович Казанский, переведенный в Чумай из села Тяжинского 28 февраля 1859 года. Известно, что Федор Гаврилович Казанский родился в семье дьяка, окончил курс богословских наук в Владимирской духовной семинарии с аттестатом второго разряда. В 1855 году по собственному желанию был принят в Томскую епархию и был рукоположен епископом Томским и Енисейским Парфением в священники церкви села Тяжинского. В 1859 году Федор Казанский был награжден наперстным бронзовым крестом «за минувшую войну 1854, 1855, 1856 и 1857 гг.».

С июня 1859 года в приходе села Чумайского стал исправлять должность дьяка «запрещенный священник» Василий Чернявский. 1 июня 1861 года дьяком в Чумай определен уроженец Тамбовской губернии Иван Алексеевич Дроздов. После исключения из среднего отделения Тамбовского уездного училища он был назначен в село Ольшанку Борисоглебского округа пономарем, а 10 апреля 1841 года переведен в село Дмитривщину Тамбовского округа дьяком. В 50-е гг. Иван Дроздов переселился в Томскую губернию, где продолжил служить в духовном звании.

В конце 1862 года вместо Федора Казанского в Вознесенскую Чумайскую церковь был назначен настоятелем Алексей Николаевич Постлов, а место дьяка занял Фавст Семенович Попов. Кроме этого, в 1864 году согласно прошения на пономарскую вакансию в приход Вознесенской церкви был определен Иван Николаевич Мухин.

Иван Мухин был сыном священника, родом из села Легостаевского. В 1860 году указом Томской духовной консистории согласно прошения, Иван Мухин помещен в Томский Алексеевский монастырь чтобы потом перейти в монашество, и по истечении «3-летнего искуса» принят на послушническую вакансию. Однако, из послушников Иван Мухин в 1864 году был переведен пономарем в Чумай, где служил до 1874 года.

Алексей Постлов продолжал служить в Чумайском приходе до августа 1868 года. Фавст Попов в причте Вознесенской церкви находился до 1870 года. В начале 1870 года Фавст Попов был возведен в сан священника Космо-Дамиановской церкви в селе Верх-Чебулинском.

24 августа 1868 года взамен ушедшего Алексея Постлова, епископом Томским и Семипалатинским Алексием в приход Вознесенской церкви села Чумайского священником был рукоположен Флегонт Петрович Тихомиров, который только что окончил курс богословских наук в Томской духовной семинарии с аттестатом 2-го разряда. Флегонт Тихомиров ушел с должности приходского священника церкви села Чумайского в 1873 году.

В 70-е гг. ХIХ века приход Чумайской церкви нельзя было назвать в полной мере обеспеченным, а содержание причта достойным. Так, согласно данным клировых ведомостей дома священника и пономаря были общественными и «совершенно негодные». На церковнослужителей полагалось жалованье в размере всего 171 рубля 37 копеек серебром в год. Собственной просвирни при церкви не было, просфоры пекла вдова Варвара Мартыновна Молодцова с 1863 года, получая от общества 8 рублей серебром в год.

С 1872 года прихожане стали отводить церковнослужителям сенокосную землю. В 1880 году повысился размер жалованья священника. Всего на содержание церковнослужителей в 1880 году было положено 180 рублей серебром в год на весь причт, и, кроме этого, от прихожан священнику полагалась руга 350 пудов в год, а псаломщику 125 пудов. Просфоры для прихожан пекла вдова Ульяна Селивестровна Ачкасова, за что получала от общества 80 рублей серебром.

Должность церковного старосты Вознесенской церкви с июля 1869 года занимал крестьянин села Чумайского Иван Егорович Киляшев, а в 1878 году старостой был избран Степан Абрамович Ачкасов.

25 марта 1873 года епископом Платоном настоятелем Вознесенской церкви назначен Иоанн Михайлович Моцартов. Семья Моцартовых происходила из сословия потомственного духовенства. В 1859 году Иоанн Моцартов окончил среднее отделение Томского духовного училища, после чего занимал причетнические должности в селениях Томской губернии. Иоанн Моцартов состоял священником Чумайской церкви в течении 7 лет. 27 сентября 1880 года чумайский священник Иоанн Моцартов скоропостижно скончался в возрасте 38 лет, как было записано в метриках «от головной боли». Иоанн Моцартов был погребен при Вознесенской церкви в селе Чумай. Следует отметить, что право быть похороненным в ограде храма считалось почетным. Согласно указа Священного Синода 1833 года «дозволялось погребать тела местных протоиереев и священников, честно и безпорочно проходивших свое служение и христиански скончавшихся». В настоящее время могила священника Иоанна Моцартова утрачена.

В 1878 году псаломщическую должность в Вознесенской Чумайской церкви занял выпускник Тобольской духовной семинарии Иннокентий (Ипполит) Зиновьевич Емельянов. 15 февраля 1880 года псаломщик Иннокентий Емельянов женился на дочери священника Иоанна Моцартова Олимпиаде. В 1883 году Иннокентий Емельянов был переведен псаломщиком в село Колыонское.

После смерти Иоанна Моцартова место священника в Чумае некоторое время было вакантным. 5 декабря 1880 года на имя епископа Петра поступило прошение доверенных от крестьян села Чумайского Степана Фенченко и Афанасия Колмогорова, в котором они по решению схода, прошедшего в ноябре 1880 года просили о рукоположении к ним в священники дьякона села Алчедатского Алексея Фирсовича Ломовицкого. При этом, сам Алексей Ломовицкий также был не против. Но, в январе 1881 года из благочиния пришел отрицательный ответ. Епархиальное начальство мотивировало отказ тем, что Алексей Ломовицкий не обучался в семинарии и не окончил курса в училище, исполняет должность дьякона только с 23 сентября 1879 года.

В связи с не утверждением Алексея Ломовицкого, с января 1881 года по декабрь 1882 год священник села Алчедатского Федор Львович Сосунов был вынужден совмещать свою должность с вакантной должностью священника села Чумайского.

В декабре 1882 года в приход села Чумайского был рукоположен священником Иоанн Григорьевич Григорьев. До назначения в Чумай Иоанн Григорьев был пономарем в Градо-Томской Воскресенской церкви, затем служил в Николаевской церкви села Кийского, в Введенской церкви на алтайских Павловских заводах и других церквях Томской губернии.

Священник Иоанн Григорьев неоднократно избирался на различные общественные должности и отмечался епархиальным начальством. С образованием в Чумае сельской школы в 1883 году, иерей Иоанн Григорьев стал первым в ней законоучителем.

В 1894 году в селе Чумай скончалась жена отца Иоанна Григорьева Татьяна Васильевна. Она была погребена в ограде Вознесенской Чумайской церкви. Могила также не сохранилась.

Иоанн Григорьев был священником в Чумае в течение 15 лет, до середины 1897 года.

С 30 июля 1883 года вместо Иннокентия Емельянова причетником Вознесенской церкви становится уроженец села Верх-Кокша Тотемского уезда Вологодской губернии Александр Варфоломеевич Мальцев. Александр Мальцев, не успев закончить 1 класс Вологодской духовной семинарии, в 1879 году переехал в Томскую губернию, куда его отец был сослан «за злоупотребления в церковном хозяйстве». В Томской губернии Александр Мальцев перешел в духовное звание и первой его должностью стала должность псаломщика в селе Чумайском. Александр Мальцев оставался в Чумае до 16 мая 1889 года, после чего был определен в село Пачинское.

В 1889 году на должность псаломщика в Чумай был назначен Владимир Тихонович Минералов, служивший в Вознесенской церкви до конца 1894 года. С июля 1895 года в Вознесенской церкви стал исправлять должность псаломщика Тимофей Мартышкин.

Согласно данных клировых ведомостей, в 80-е гг. ХIХ века дома у церковнослужителей Вознесенской церкви, отведенные им прихожанами были «ветхие, и ремонтировались за счет прихожан». На содержание причта из государственного казначейства полагалось жалованье священнику 140 рублей, а псаломщику 40 рублей в год (всего 180 рублей на весь причт). Кроме этого, от прихожан полагалась хлебная руга священнику 350 пудов в год, псаломщику 125 пудов (всего 475 пудов). При этом, хлебная руга получалась из общественного магазина несвоевременно. Церковным старостой с 1890 года был инородец из деревни Кураково Александр Федорович Буланаков, содержание которого обходилось 25 рублей серебром в год от прихожан.

В июне 1897 года по прошению, резолюцией епископа Макария к Вознесенской церкви села Чумайского был переведен из села Константиновского Мариинского уезда священник Павел Исидорович Соловьев. Павел Соловьев происходил из семьи священника. Его отец Исидор Иванович Соловьев был священником села Колыванского.

Вместе с Павлом Соловьевым из прихода Михаило-Архангельской церкви села Константиновского перешел Сергей Никифорович Гришаков, происходивший из крестьян села Чимеевского Курганского уезда Тобольской губернии. В Чумае Сергей Гришаков имел собственное домообзаводство. Сергей Гришаков служил чумайским псаломщиком до своей смерти 15 апреля 1905 года. Сын Сергея Гришакова Ипатий закончил Томское духовное училище в 1901 году, работал учителем и псаломщиком. После смерти отца некоторое время проживал в Чумае. При советской власти Ипатий Гришаков был обвинен в контрреволюционной деятельности, арестовывался шесть раз, и продолжал служить в различных церквях. В 1932-1935 гг. И. Гришаков был настоятелем церкви в селе Зоркальцево. В 1937 году он был снова арестован и расстрелян.

Период служения Павла Соловьева в Чумае ознаменовался возведением нового храма во имя Вознесения Христова. Церковь, построенная в 1859 году, настолько обветшала, «что слышался сильный треск в потолке», а колокольня «покривилась». В зимнее время церковь промерзала. Священник Иоанн Григорьев сообщал благочинному Федору Сосунову, что крестьяне уклонялись от посещения церкви в холодное время.

В 1894 году прихожанами было принято решение о строительстве новой церкви в селе Чумайском. Журнальным постановлением Томской духовной консистории, утвержденным Преосвященным 20 февраля 1895 года, прихожанам села Чумайского было разрешено построить на собственные средства церковь.

В марте 1898 года крестьяне села Чумай и деревни Карачарово, а также инородцы деревни Кураково составили общественный приговор епископу Макарию о сборе средств на строительство новой церкви, и уполномочили для этих целей церковного старосту Якова Петровича Пересыпкина. Однако, Яков Пересыпкин в июне 1895 года посчитал эту обязанность для себя обременительной и общество решило наделить полномочиями сбора средств крестьян Лазаря Федоровича Лазарева и Василия Петровича Пересыпкина. 16 июня 1896 года руководителем строительства церкви крестьянским обществом был избран крестьянин Борис Абрамович Гуляев. Все кандидатуры благочинным были утверждены.

Строительство церкви из-за недостатка средств постоянно затягивалось. 27 января 1898 года священник Павел Соловьев передал приговор прихожан епископу Макарию, в котором они подтвердили выбор плана будущей церкви и просили рассчитать средства на постройку храма и домов для церковнослужителей. В мае 1899 года и.д. благочинного 11-го благочиния священник Степан Мраморнов освятил закладку нового храма.

В сентябре 1899 года отец Павел Соловьев доносил благочинному, что храм уже построен, а «кладка печей и оконные рамы остаются до весны ввиду недостаточности средств прихожан».

Летом 1901 года в новой чумайской церкви еще не был закончен иконостас. В октябре 1902 года приходским сходом были избраны сборщики средств на иконостас Иосиф Кузьмич Артамонов и Георгий Лякьянович Чернышев. Приговор был подан на утверждение епископу Макарию, при этом отмечалось, что прихожане не могут достроить храм ввиду неурожая хлеба и трав. Тогда же вместо умершего Бориса Гуляева попечителем по постройке церкви избрали Ивана Григорьевича Бурлаченко.

16 ноября 1903 года иконостас и колокола на церковь были подготовлены к установке, а 16 января 1904 года новопостроенный храм был освящен. При освящении церкви присутствовали иереи церквей села Усть-Колбинского Алексей Коронатов, села Усть-Сертинского Иоанн Трусов, села Алчедатского Илья Двинянинов, села Константиновского Николай Спасский, села Верх-Чебулинского Михаил Благонадеждин. Таким образом, весь период строительства храма занял почти 10 лет.

После смерти псаломщика Сергея Гришакова, священник Павел Соловьев осуществлял службы до середины 1906 года без причта. В июне 1906 года в Чумай на должность псаломщика был определен Павел Васильевич Никольский, который в 1904-1905 гг. «был в рядах действующей против японцев русской армии в качестве нижнего воинского чина». В 1913 году Павел Никольский был рукоположен «во диакона», а в 1914 году назначен священником в село Тисульское. В советское время Павел Никольский подвергался репрессиям. 17 июля 1922 году во время кампании по изъятию церковных ценностей он был арестован по «Делу томских церковников». Вместе с другими священниками Павел Никольский был приговорен к расстрелу, но потом приговор ему был заменен на условный.

После Павла Никольского в Чумай псаломщиком был определен Иван Петрович Никольский. В 1916 году Иван Никольский был мобилизован в действующую армию, а после возвращения с фронта снова приступил к обязанностям псаломщика.

В период служения Павла Соловьева и Ивана Никольского в Чумае в октябре 1918 года произошло Чумайское восстание. Известно, что Павел Соловьев поддерживал власть Временного сибирского правительства, пытался отговаривать чумайцев от вооруженного выступления. Ходили слухи, что крестьяне в ходе восстания расправились над Павлом Соловьевым, однако это было не так. Священник Павел Соловьев вместе псаломщиком Иваном Никольским служили в Чумае до середины 1919 года, после чего выехали и дальнейшая их судьба не известна. Таким образом, Павел Соловьев прослужил в Чумайском приходе 22 года.

В 1919 году в Чумае священником был Дмитрий Иванович Смольянников, а в 1922 году Илья Васильевич Красносельский. Последним псаломщиком чумайской церкви был дьякон Михаил Никитич Гребенщиков. В 1925 году Михаил Гребенщиков еще числился псаломщиком, а в 1927 году он также подвергся репрессиям, был лишен избирательных прав.

В 1930 году с Чумайской церкви при большом количестве народа были торжественно сняты колокола, а здание храма было отдано под сельский клуб. В 40-е годы здание церкви сгорело в результате пожара.

Олег Ю. Кузьмин

©Кузьмин О.Ю., 2024.

Данная статья является объектом авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование без указания ссылки на автора и источник.

«Копирование без указания источника запрещено», «All Rights Reserved», «Все права защищены».