Поговорим сегодня о сепарации и о сепарационных кризисах, которые проходит ребенок в процессе взросления.
Сепарация в психологии — это процесс отделения ребенка от родителей, обретение им самостоятельности и автономности. Ребенок становится независимым человеком. При этом его отношения с родителями постепенно с возрастом переходят в равноправные.
Процесс этот начинается с рождения и в идеале заканчивается к 21 году.
За это время ребенок проходит путь от полной зависимости от мамы до способности строить и обеспечивать свою жизнь. Но это не точно и не со всеми происходит. Часто в терапию приходят клиенты 30-40 лет и постепенно может выясниться, что у них не пройден какой-то из этих кризисов или не решен определенный вид сепарации.
Так что давайте разберемся…
Сначала немного поговорим про виды.
Можно выделить три вида сепарации: физическую, материальную и эмоциональную.
Физическая. Например, вы переезжаете в свою комнату/на свою квартиру из родительской. И начинается жизнь отдельно. Физически сепарация случилась.
Материальная. Заканчивая ВУЗ вы устраиваетесь на работу (две,три)) и начинаете самостоятельно себя обеспечивать.
Эмоциональная. В какой-то момент времени вы начинаете чувствовать, что если мама с вами не согласна по какому-то вопросу, то вы не впадаете в вину, стыд и т.д. и не меняете свое мнение, лишь бы маме угодить…
Процесс получается сложный, многогранный, требующий времени и взросления.
Но вполне возможный…
В процессе жизни параллельно с видами сепарации каждым из нас проживает сепарационные кризисы.
Первый это рождение. В буквальном смысле мы физически «выходим» из мамы и отделяемся от нее. И в этом кризисе очень многое зависит от родителей, чтобы для нас он прошел благополучно. Принять нас в этот мир и всеми возможными способами рассказать, что здесь малышу будет хорошо.
Второй - около 1 года и связан он с началом самостоятельной ходьбы и постепенного обретения самостоятельности и увеличения расстояния от мамы.
Третий - в 3 года. Это кризис «я-сам» (Л.С.Выготский). И здесь, помимо дальнейшего физического отделения происходит начало разделения эмоционального мира ребенка и мамы. В этом возрасте в связи с расширением возможностей и особенностей развития познавательной сферы ребенок впервые начинает понимать, что он не «» мамы, а он отдельный и многое уже может сам.
Четвертый - в начале пубертата, 13-14 лет. Да и в целом весь подростковый возраст ознаменован огромным желанием ребенка отделиться и физически, и отстаивать свое мнение, и часто даже появляется желание зарабатывать первые деньги.
Ну и пятый происходит начиная с 21 года, и связан он с обретением человеком образования, овладением профессией и способностью себя обеспечивать.
Маргарет Малер, основоположник исследований процесса сепарации-индивидуации ребенка, говорит о том, что взросление проходит успешно, если родители обладают достаточной степенью автономности, и одновременно имеют надежную связь с ребенком. Это позволяет ребенку открыто выражать свои чувства, быть принятым и любимым в становлении своей отдельности от них.
В процессе сепарации взрослеющий человек обучается выстраивать личные границы. Это умение необходимо для автономии, дает возможность строить в будущем здоровые отношения в семье, с друзьями, с коллегами на работе.
Сепарация от родителей не означает холодности или ухудшения отношений: наоборот, именно в процессе последовательных шагов наступает не полное отделение, а новый этап взаимоотношений родителей и детей как взрослых, самостоятельных личностей, когда отношения строятся не на долге или зависимости, а в уважении и признании.
И сепарационные кризисы, и разнообразие видов сепарации — это естественная часть жизни, и их преодоление и освоение способствует взрослению, личностному росту и умению выстраивать гармоничные отношения во взрослой жизни.
Если у вас есть вопросы по этой теме, которые вы хотели бы обсудить более подробно, давайте общаться!
Автор Мария Сергеева, психолог, супервизор, ведущая онлайн-групп.
Мой аккаунт ВК: https://vk.com/id16335735