Найти в Дзене

Рецензия на книгу Лады Кутузовой «Витька на Кудыкиной горе» от критика Мари Москва

«Может, я и не сказочный, но всё же Витя-царевич». Настоящий Авторский Дар — писать естественно и ненатужно. Читатель смотрится в текст и видит себя лишь в одном случае: когда автор сам о свои слова не спотыкается. Текст Лады Кутузовой — как спелый фрукт, со всех сторон замечательный. Читатель знакомится с Витькой-царевичем и пускается с ним в путешествие. Сказочный мир у автора получился, не побоюсь этого слова, идеальный: плотный, яркий, балансирующий между мифом и былью. История Лады Кутузовой и иллюстрации Капыча окунают в русский культурный код с головой. Вынырнуть прежним не получится: только лучшей версией себя! И вроде хорошо знакомые образы, перипетии, герои, но как свежо звучит текст: классная, актуализированная пересборка. При этом не опошленная современностью. Да, «сказок про богатырей» герои не читали, а на ярмарке представлен «выставочный образец ковра-самолета». Но всё же реальность приятно выглядывает, а не тянет на себя одеяло истории. Основной твист заключается в том,

«Может, я и не сказочный, но всё же Витя-царевич».

Настоящий Авторский Дар — писать естественно и ненатужно. Читатель смотрится в текст и видит себя лишь в одном случае: когда автор сам о свои слова не спотыкается. Текст Лады Кутузовой — как спелый фрукт, со всех сторон замечательный. Читатель знакомится с Витькой-царевичем и пускается с ним в путешествие. Сказочный мир у автора получился, не побоюсь этого слова, идеальный: плотный, яркий, балансирующий между мифом и былью.

История Лады Кутузовой и иллюстрации Капыча окунают в русский культурный код с головой. Вынырнуть прежним не получится: только лучшей версией себя! И вроде хорошо знакомые образы, перипетии, герои, но как свежо звучит текст: классная, актуализированная пересборка. При этом не опошленная современностью. Да, «сказок про богатырей» герои не читали, а на ярмарке представлен «выставочный образец ковра-самолета». Но всё же реальность приятно выглядывает, а не тянет на себя одеяло истории.

Основной твист заключается в том, что главный герой лишён сказочного дара. Витька — обычный мальчик, только поэт, который путешествует по волшебной стране. Но какой достоверный, выпуклый внутренний мир рисует нам автор. Абсолютно понятные для пред-подростка эмоции: обида, что от него отмахиваются взрослые, непонимание общей схемы событий, недостаточность, непризнание «своим», уныние и стеснение. Но вместе с тем, внутренняя борьба.

Мальчик обнаруживает в себе решительность: «не хочется отступать, когда так много пройдено. Он, Витя, не сдастся на полпути». Витя находчивый, умный и добрый. Бывает, что Витьку переполняют чувства. Читатель вместе с героем понимает, что побыть одному, вспыхнуть, сказать глупость и извиниться — всё это часть жизни, абсолютная норма!

Текст и плотный, и тонкий одновременно. С одной стороны, это одиссея с огромным количеством перипетий. С другой стороны, в тексте много наблюдений, изящных философских замечаний — и из сказки, и из жизни. Например, с каким настроением домой заходишь, в таком свете дом и видится: сарай или дворец, тебе решать.

Сказать, что текст написан в разговорном стиле невозможно, но простые, детские словечки и фразочки характеризуют речь героев: «поднадоело», «да что ж такое», «отвлекаться не пойми на кого».

Ещё раз скажу про равнозначное удовольствие от текста и от иллюстраций. Художник Алексей Капнинский доказывает, какой яркой и выразительной может быть графика. И ирония, и игра, и символическая нагрузка, необычный ракурс. Графика развивает пространственное, образное мышление, способность додумать, докрутить и дофантазировать, по-новому соединить текст и картинку.

Ну а сказочный мир надолго останется в памяти читателя. Кот Баюн забывает слова в колыбельных, чудо-юдо-рыба-кит предлагает комфортное путешествие, хоть и жалуется, что у него спина чешется. Радужный мост до солнца! Не текст, но эликсир: читатель выныривает воодушевленным. Жизнь — тяжелые подъемы и испытания, загадка на загадке, от которых, бывает, опускаются руки, но также и приятные моменты, и дружба, и вид красивый, и просто воды холодной попить, когда пить хочется — как это здорово.

Единственное, что расстроило критика и внимательного читателя — это эпилог! История схлапывается максимально эффектно, эффектно и элегантно, с гигантским сериальным клиффхэнгером в конце, заделом на продолжение приключений в городе. И тут же, в эпилоге, героиня находится, так просто и быстро, моментально вспоминает главного героя. Эх.

А обновленные сведения о сказочных существах, которые безнадёжно устарели — снова пять баллов!

Мари Москва, литературный критик

Рецензия подготовлена в рамках проекта «Завтрашние классики: воспитание через слово», организованном Союзом детских и юношеских писателей при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Рецензия подготовлена в рамках проекта «Завтрашние классики: воспитание через слово», организованном Союзом детских и юношеских писателей при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Сказки
3041 интересуется