Одним из самых значимых представителей семейства Медичи является Лоренцо Великолепный. Хоть и прожил он не так много, но сделать успел массу полезных и интересных дел, и сейчас мы их разберём. Также коснёмся судьбы его брата - прекрасного Джулиано, коварного заговора против этих двоих и последствий, к которым он привёл. Сразу предупреждаю, что эта глава будет намного длиннее предыдущих, потому что лично у меня личности этих двоих представителей клана находят наибольший отклик)
Лоренцо, сын Пьеро и Лукреции, родился в 1449 году. Детство его было насыщенным: юный наследник династии изучал философию, языки, историю, поэзию, сам писал стихи, охотился, играл на музыкальных инструментах, участвовал в рыцарских турнирах, также присутствовал при встречах старших с представителями других стран и учился тонкостям дипломатии. Все эти знания очень скоро пригодились Лоренцо, ведь уже в 20 лет он стал главой республики. Внешность кстати у него была специфическая, да и здоровье подкачало: коренастый, с выдвинутой нижней челюстью, вечно щурящийся из-за близорукости, со скошенным на бок носом и из-за этого не чувствующий запахов и говорящий тихо и немного гнусаво, унаследовавший от отца подагру, которая с возрастом приносила всё больше дискомфорта. Тем не менее харизма, живой ум и весёлый лёгкий нрав успешно всё это компенсировали, стоило начать с ним общаться. Прозвище "Великолепный" было вовсе не издевательским, а данным именно за незаурядные человеческие качества и важные достижения для республики.
Джулиано, родившийся на четыре года позже своего брата, в 1453 году, напротив, обладал крайне притягательной наружностью, галантностью и очарованием, поэтому в народе у него было прозвище "Принц юности". Образование он также получил хорошее, и в какой-то момент его даже готовили к духовной карьере, к чему он не проявлял особого интереса. Гораздо интереснее были балы, турниры, общение с людьми искусства и с прекрасными дамами. Братья часто устраивали гулянки и праздники, у них была своя "бригада" из доверенных людей, куда входили, например, такие знаменитые личности как Боттичелли и Полициано. Вместе они взрослели, попадали в приключения и делились тайнами. В праздники также часто привлекался и простой люд, бывало им даже раздавалось угощение за то, что они поучаствовали в веселье, да и в целом, у братьев Медичи не было какого-то снобизма и предубеждений против менее богатых и знатных.
В начале своего политического пути Лоренцо отправился в Милан, затем в Рим, где заключил выгодную сделку о праве добывать и продавать квасцы - природное сырьё, использующееся для окраски тканей. Далее был заключён союз трёх городов: Неаполя, Милана и Флоренции, что обезопасило Тоскану от возможных нападений врагов. В личной жизни Лоренцо также наступили перемены: по совету родителей он женился на Клариче из знатного семейства Орсини. Общих интересов и особой страсти у супругов не было, но тем не менее это было выгодно, да и наследников они оставили аж 10 штук (хотя половина из них умерла в детстве, но это дело было привычное). О любовных страстях братьев Медичи я расскажу в отдельной статье, уж больно длинная и интересная там история)
Важной деталью истории Лоренцо Великолепного мы считаем конечно же его поддержку, оказываемую деятелям искусства. Так, например, под его крылом творили Боттичелли и Верроккьо, взрослели юные гении Микеланджело и да Винчи, была организована Академия в Кареджи, из которой пошло такое учение как неоплатонизм. Лоренцо собрал огромную библиотеку, которая была публичной и позже носила имя Лоренциана, открыл школу живописи и скульптуры, а также продолжал традицию посиделок за обсуждением искусства и философии с друзьями и вольными слушателями. Да и сам Великолепный, как уже упоминалось выше, писал неплохие стихи, как серьёзные, с мифологическими и философскими темами, так и стёбные (чего стоит только "Пир или пьяницы", где были высмеяны многие незадачливые современники).
Несмотря на выдающиеся дипломатические способности, всё же Лоренцо нажил себе и недоброжелателей. Прежде всего это была семья Пацци, которые также имели свой банк, и в этой сфере именно Медичи не давали им выбиться в лидеры. Хотя, признаться, Великолепному банковское дело давалось не очень хорошо, хоть он и старался вникнуть. Так или иначе, положение его дел всё же злило конкурентов, и Пацци начали собирать свой змеиный клубок. Оказав свои профессиональные услуги тогдашнему папе Римскому Сиксту, они начали обрабатывать его на тему того, что, мол, флорентийских "диктаторов" надо устранить. Для многочисленных родственников папы кстати после этого тоже открывались определённые перспективы, поэтому тот дал добро (а потом клялся, что не при делах, но мы-то знаем)). Сыграла роль и смерть герцога Милана - Галеаццо Сфорца, ведь пока решалось, кто будет наследовать его трон, Флоренция, считай, лишилась мощного союзника. В итоге сформировался такой план: братья Медичи приглашаются на некое мероприятие, где их обоих убивают, а в это время папские войска вторгаются во Флоренцию, дабы усмирить возможные народные недовольства. На роль киллера также был привлечён и Бернардо Бандини, которому Пацци также оказали финансовую поддержку.
Заговорщики напросились на пир в виллу Медичи во Фьезоле, который должен был проводиться 24-25 апреля. Казалось бы, какой удачный случай, но в этот вечер судьба отвела беду - Джулиано нездоровилось и он не явился на праздник. Возможно, это было то пресловутое "предчувствие смерти" или просто совпадение, однако план негодяям пришлось экстренно менять. Ведь важно было убить обоих одновременно, а то выживет один, и будет уже настороже, и естественно мстить (как позже и случилось, но обо всём по порядку). Убийцы решили перенести своё действо на 26 апреля, Пасху, и осуществить всё прямо во время мессы. Что, кстати, одного из них очень покоробило - ладно, просто прирезать человека, но в храме - это ж грех!)
Каково было негодование заговорщиков, когда и в этот день Джулиано остался во дворце. Но они являются за ним и уговаривают идти на мессу. Франческо Пацци якобы по дружески обнимает младшего Медичи, на деле проверяя, нет ли на нём кольчуги. Правда план всё равно претерпевает некие корректировки, потому что тот не стал протискиваться сквозь толпу к старшему брату, а остался стоять у входа. Так или иначе, после условного сигнала священника, который тоже был участником дела, убийцы набрасываются на братьев. Бандини нападает на Джулиано и убивает его с первого удара кинжалом, а Франческо Пацци в приступе какого-то помешательство начинает колоть уже безжизненное тело, в запале даже поранив себя. Всего по разным данным на теле Принца Юности было от 19 до 21 ранений. Ещё один злоумышленник накидывается на Лоренцо, но так как перед ударом он кладёт тому руку на плечо, Великолепный успевает среагировать и получает лишь небольшое ранение на шее. После кратковременного боя он укрывается в ризнице с группой верных друзей. Лоренцо постоянно с тревогой спрашивает, где его брат; половина присутствующих не видела, поэтому не знает что сказать, а половина видела, и не знает, как сказать.
В это время наёмники оказались заперты в помещении флорентийской Синьории (они набились туда, а то, что замки сами собой захлопываются, узнали уже по факту)). Якобо Пацци на площади начинает скандировать призывы к восстанию, но народ его не поддерживает. Более того, некоторых единомышленников Пацци толпа в прямом смысле разорвала на куски. Все просто понимали, что при медичийской "диктатуре" они жили очень даже неплохо, и смысл её свергать? Да и любил народ доброго красавца Джулиано, и уважал мудрого и справедливого Лоренцо, что даже впоследствии каждый явился к нему спросить, не опасно ли его ранение, и предложить свою посильную помощь в защите, с оружием или без.
Лоренцо тяжело переживал смерть любимого брата и одновременно с этим холодно и методично начал поиски всех причастных к этому мерзавцев. Все они были позорно казнены, а труп Якобо Пацци ещё долго таскали по улицам дети и собаки. Создан был даже портрет повешенных заговорщиков, который написал Боттичелли, а обличающие подписи сочинил сам Лоренцо. Сбежавшего, а позже пойманного в Турции, привезённого и также повешенного Бандини изобразил Леонардо да Винчи. А папа Римский, кстати, обиделся на казнь своих приспешников и даже объявил Флоренции войну, которая, впрочем, благодаря дипломатическим способностям Великолепного окончилась перемирием.
Кстати, через месяц после смерти Джулиано родился его незаконорожденный сын, Джулио, которого Лоренцо растил наравне со своими детьми, и которому тоже будет уготована интересная судьба, но это мы потом обсудим)
На закате своей жизни Великолепный, уже постоянно мучимый подагрой, успел застать торжественный момент своего сына Джованни, который стал кардиналом. Старший же сын Пьеро был введён в курс всех дел, как потенциальный правитель (неудачный выбор, но тогда об этом никто не знал). Росла популярность религиозного фанатика Савонаролы, который тоже навёл немало шороху, и об этом мы как-нибудь подробно поговорим. Не побоюсь сказать, что со смертью Лоренцо ушло самое золотое время Медичи и Флоренции в целом. Что именно в это время случилось - расскажу в следующий раз, ибо этот магнум опус и так слишком затянулся, и на этом с вами прощаюсь до новых встреч)