I. Санскритский текст щлоки 1.3.16. Щр.Бх. (русская транслитерация ВВТ) :
сура̄сура̄на̄м удадхим̇ матхната̄м̇ мандара̄чалам I
дадхре каматха-рӯпена пp̣штха эка̄даще вибхуx̣ II 1.3.16. II
II. Пословный ПЕРЕВОД Щрӣлы Прабхупа̄ды (русские эквиваленты ВВТ):
сура - верующие; асура̄на̄м - неверующие; удадхим - в океане; матхната̄м - взбивали; мандара̄чалам - горой Мандара̄чала; дадхре - поддерживал; камат̣ха - черепахи; рӯпена - в форме: пp̣шт̣хе - панцирь; эка̄даще - одиннадцатый в этом ряду: вибхуx̣ - огромная.
III. Литературный ПЕРЕВОД Щрӣлы Прабхупа̄ды (русская редакция ВВТ) :
В одиннадцатом воплощении Верховный Господь принял облик Черепахи. Её панцирь служил опорой для горы Мандара̄чалы, которую теисты и атеисты всей Вселенной использовали как мутовку.
IV. ПОЯСНЕНИЕ Щрӣлы Прабхупа̄ды, раскрывающее СМЫСЛ и СУТЬ щлоки 1.3.16., а также ЦЕЛЬ и НАМЕРЕНИЕ автора-составителя Щр.Бх. - Щрӣлы Вйа̄садевы :
Как-то раз теисты (от греч. theos - Бог; верующие в Бога Его верные, преданные слуги) вместе с атеистами (фр. athéism безбожие, от греч. a - частица отрицания "не"; theos - Бог; атеисты, безбожники, Его противники и ненавистники) добывали из Молочного океана нектар бессмертия, чтобы отведать его и стать бессмертными. В качестве мутовки они использовали огромную гору Мандара̄чалу, установив её в Молочном океане на панцире Верховного Господа Черепахи, воплощения Бога - Курмы-дева.
( В Индии взбивают молоко, вращая вокруг своей оси мутовку - деревянную длинную ручку, на конце которой (внизу) прикреплены, как у вентилятора, специальные лопасти. Чтобы этот процесс вращения был эффективным и быстрым, стержень мутовки оборачивают веревкой, концы которой тянут в противоположные стороны, закручивая лопасти то по часовой, то против часовой стрелки. Так взбивают масло из молока. Русские хозяйки использовали венчики, быстро двигая их вверх-вниз. Сегодня этот процесс механизирован и мутовка крутится в одну сторону, но очень быстро).
======================================================ПРИМЕЧАНИЯ : 1). Об этом интересном событии, взбивании Молочного океана для получения напитка бессмертия а̄мриты и явлении Верховного Господа Курма-девы, рассказывается в нескольких ведических писаниях.
Щр.Бх. 12.13.2. ПЕРЕВОД Щр. Пр. : "Когда Верховный Господь явился в облике Верховного Господа Курмы, Черепахи, то острые камни с огромной вращающейся горы Мандары скребли Его спину, и это почесывание усыпило Верховного Господа. Пусть ветры, поднявшиеся от дыхания этого спящего Верховного Господа, защищают всех нас. С тех самых пор и по сей день океанские приливы и отливы, то набегая на берег, то откатываясь назад, сохраняют ритм, заданный дыханием Верховного Господа" (Мандара-гири - гора Мандара; самска̄ра - остатки; калӣ - следы; ). ПОЯСНЕНИЕ Щрӣлы Прабхупа̄ды : "Зуд на коже иногда можно успокоить, подув на зудящее место. Щрӣла Бхактисиддханта Сарасватӣ Тхакур объясняет, что подобно этому, дыхание Верховной Личности Бога может унять зуд в умах философов-эмпириков, а также зуд в материальных чувствах обусловленных душ, погрязших в чувственных наслаждениях. Таким образом, медитируя на подобное ветру дыхание Верховного Господа Курмы - воплощения Бога в образе Черепахи - все живые существа смогут избавиться от ощущения неполноты, нехватки, дефецита, порождаемых пребыванием в материальном мире и подняться на духовный уровень - уровень освобождения" (от материальных желаний, эмоций, мыслей, планов, действий, тонкой и грубой материальной деятельности и материалистических философий и религий) - Щр.Бх. 12.13.2.
В Песни 11 в Главе 4 и в 8-ой Песни также описываются приход Щрӣ Курма-девы и пахтание Молочного океана; в Маха̄бха̄рате в Ади-Парве также приводится эта история; в Нp̣симха-Пуране в Главе 38 говорится о Курма-авата̄ре; ...
2). В Щр.Бх. 2.7.13 говорится : "Затем предвечный Верховный Господь воплотился в образе Черепахи, чтобы стать опорой для горы Мандара, которую демоны и полубоги использовали в качестве мутовки. Желая добыть нектар бессмертия, они пахтали Мандарой Молочный океан. Раскачиваясь, гора царапала спину погруженного в дремоту Верховного Господа Черепахи, избавляя Его от зуда."
В своем ПОЯСНЕНИИ Щрӣла Прабхупа̣да пишет : "В этой Вселенной существует океан молока, хотя нам и не доводилось его видеть. Даже современные ученые признают, что над нашими головами парят сотни тысяч звёзд с планетами, на которых - разные климатические условия. "Щрӣмад-Бха̄гаватам" содержит много сведений, идущих вразрез с нашим сегодняшним опытом. Тем не менее для мудрецов Индии единственным достоверным источником знаний являются ведические писания, и все авторитеты единодушны в том, что на мир следует смотреть сквозь призму подлинных книг мудрости (ща̄стра-чакшурват). У нас нет никаких оснований отрицать существование во Вселенной Молочного океана, о котором говорится в "Щрӣмад-Бха̄гаватам", до тех пор, пока мы своими глазами не увидим все планеты, парящие в космическом пространстве. А поскольку такой эксперимент невозможен, нам не остается ничего другого, как согласиться со сказанным в "Щрӣмад-Бха̄гаватам", поскольку эту истину признавали такие знатоки духовной науки, как Щрӣдхара Сва̄мӣ, Джӣва Госва̄мӣ, Вищвана̄тха Чакравартӣ и др. Веды рекомендуют следовать по стопам великих авторитетов, и это единственный метод, с помощью которого можно постичь то, что мы не в состоянии даже представить.
Предвечный Верховный Господь всемогущ. Он может делать всё, что пожелает, поэтому нас не должно удивлять, что, преследуя определенную цель, Он принимает образ Черепахи или Рыбы. Мы без колебаний должны признать истинность всего, о чем говориться в подлинных священных писаниях , таких как "Щрӣмад-Бха̄гаватам".
Для исполнения грандиозной задачи - пахтания (взбивания) Молочного океана - полубогам и демонам нужна была гигантская опора для огромной горы Мандара. Поэтому, чтобы помочь полубогам, предвечный Верховный Господь принял облик гигантской Черепахи, плавающей в Молочном океане. Гора царапала спину погруженного в дремоту Верховного Господа, избавляя его от зуда."
3).ЧЕРЕПАХИ - это пресмыкающиеся. Они могут быть водоплавающими и сухопутными. Могут жить в океанах и пустынях, могут выдерживать высокую радиацию и долго обходиться без пищи и воды.
Черепаха-мама откладывает яйца в песок на берегу моря, океана, озера и уплывает вдаль водных просторов. Там она ложится на водную поверхность, замирает и медитирует на своих будущих детей и их безопасность. Без материнской поддержки черепашата не родятся и не смогут выжить потом. Самое интересное,что казалось бы, твердокаменный панцирь имеет нервные окончания, которые помогают черепахе ощущать даже слабые дуновения ветра или течения в воде.
----------------------------------------------------------------------------------------------