ВОПРОС:
Здравствуйте, Настя. Мой вопрос немножко не про поведение, но все равно про собак. Поэтому решусь его задать. Вот как так получается, что по помойкам куча бездомных животных, а люди все равно продолжают сводить породистых собак и получать от них кутят. Нужна собака — возьми бесплатную в любом приюте. Зачем покупать и поддерживать этот «бизнес» по продаже друзей? К тому же всем известно, что породистые и по здоровью все больные, и по характеру бывают странные. Преданней дворняги зверя нет, как вы считаете?
ОТВЕТ:
Тут сразу несколько вопросов, постараюсь ответить последовательно на каждый из них. Как водится, начну с конца. Нет, я не считаю, что преданней дворняги зверя нет. Но не потому, что поощряю эту конкурентную борьбу «дворняга versus порода». Просто собаки — это такой вид животных, которым в принципе не свойственно человеческое чувство преданности. Я уже об этом писала в соответствующих материалах, но повторюсь: то, что мы принимаем за преданность, — это чувство привязанности собаки к человеку, похожее на привязанность детей к их родителям. Псы нас любят, мы любим их. Но если мы куда-то исчезнем из жизни нашего зверя, он постарается найти себе новый объект привязанности. Или ему в этом помогут люди, например, волонтеры (низкий им поклон за их работу).
Дворняга ли это или собака элитных кровей — механизм образования привязанности тут совершенно идентичен. Домашнему животному нужен человек как база безопасности. Без человека пес несчастлив, неспокоен и неблагополучен. Особая преданность дворняг — это прямо отдельный персонаж мифологии о собаках. Подобные мифы и легенды, их подкрепляющие, популярны, потому что нам, их потребителям, нравится в такое верить. Конечно, некоторые поддерживают это заблуждение из конкретных мотивов. Например, чтобы потенциальные владельцы охотнее предпочитали брошенных псов собакам из питомников. Возможно, кто-то рассчитывает таким образом решить проблему бездомных животных, но вместо этого создает неоправданные ожидания у будущих хозяев таких зверей.
Когда рассчитываешь на преданность, обидно приходить домой к своей только что удочеренной псице, которая не бежит тебя встречать радостно, а опасливо прячется в дальний угол квартиры и даже хвостом не виляет. Или ломится на прогулке к каждому встречному поедателю шаурмы, будто он ее родной отец. На самом деле в обоих случаях поведение можно назвать типичным, но оно не укладывается в формулу мифа о безграничной преданности спасенной с улицы собаки. Так что я против мифов и за просвещение в сфере песьего поведения. Так сказать, чтобы никому не было обидно, а неоправданные ожидания не разрушались об очередное хулиганство как бы преданной и благодарной псицы.
К вопросу об избытке собак на помойках и продолжению «бизнеса на продаже друзей». Должна сказать, хоть и звучит это жестко: собаки нам не друзья. Я предпочитаю называть наш их «младшие социальные партнеры, которые находятся под нашей опекой». Законодательство вообще считает собак нашим имуществом, но не будем тут множить вопросы к нашему законодательству. «Бизнес на продаже друзей» — довольно манипулятивная фраза, которая, на мой взгляд, обесценивает тяжелый труд заводчиков. Этот труд включает в себя усилия по улучшению породы, заботу об искоренении генетических заболеваний, закреплению именно тех качеств психики и темперамента собак, которые могут быть полезны в разных сферах человеческой жизни. И, соответственно, исключению тех качеств, которые усложняют совместную жизнь человека и собаки.
Оговорюсь, что я веду речь о профессиональных заводчиках, а не о тех умельцах, которые выяснили, откуда берутся собачьи дети, и действительно пытаются заработать на продаже фенотипичных (похожих на породистых собак без документов, подтверждающих породу) метисов. Так вот, профессиональные заводчики работают для сохранения породы. То есть для того, чтобы каждый из нас мог выбрать такую собаку, с которой ему будет комфортнее всего жить, а то и делать вместе с ней что-то полезное или красивое. И не обнаруживать сюрпризов (если не любишь сюрпризы) по мере того, как эта собака растет.
И нет, у породистых в противовес беспородным на самом деле не хуже ни со здоровьем, ни с психикой. Тут есть пара нюансов, которые помогут разобраться в этом стереотипе. С одной стороны, хорошие заводчики следят за тем, чтобы получать здоровых щенков. С другой стороны, условно породистых щенков получают не только хорошие заводчики, но и люди, плюющие на правила грамотного искусственного отбора. А значит, плодящие животных без необходимых знаний и обрекающие их на нездоровье. Иногда подводит и скудный генетический материал в популяции — это уже издержки любого породного разведения хоть собак, хоть коров.
Еще один нюанс касается беспородных собак. С одной стороны, естественный отбор, которому они могут подвергаться, существуя не рядом с человеком, оставляет в живых только сильных и выносливых особей. Условно болезненные щенки погибают, склонные к заболеваниям взрослые собаки тоже иногда не успевают дождаться хозяев. А до семей доходят только те, кто все перенес и выжил. С другой стороны, жизнь на улице или в условиях даже лучшего приюта не добавляет здоровья никому. Инфекции, хронический стресс, опасности неслабо отражаются на физиологии любого живого существа. К тому же, раньше не было столько приютов, и естественный отбор работал эффективнее: на улицах не выживали агрессивные, больные псы или звери просто с "чувствительным пищеварением". Сейчас можно взять в приюте щенка, который не пережил бы естественный отбор, и внутри него может оказаться много сюрпризов. Ну и думаю, среди моих подписчиков найдется немало тех, кто едва ли не ипотеку уже готов брать на дорогостоящее лечение своей «самой здоровой дворняги».
Так что я скажу «нет» еще одному мифу о том, что одни собаки лучше или хуже других собак по каким-то характеристикам. Когда мы планируем взять в дом пса, мы не микроволновку выбираем, и должны понимать, что вот это пушистое, шевелящее умильно бровями — живое существо со всеми рисками и подводными камнями своей «живости». Оно может болеть вне зависимости от родословной или ее отсутствия, может чудить как последний гопник, даже если в роду у него корги королевы Елизаветы. А может быть воплощением идеальной собаки, как моя здоровая и покладистая дворняга Лидуська, к воспитанию которой я не приложила практически никаких усилий.
Еще один важный момент, если уж уважаемый автор спросил моего мнения. Популярный лозунг «Не покупай — возьми из приюта» я считаю лукавством. Он исподволь обвиняет тех, кто не чувствует в себе сил жить с животным, которого либо не будет воспитывать со щенячества, либо, если возьмет бездомного щенка, не будет знать, что из него вырастет. Я за то, чтобы у человека всегда был выбор, с последствиями которого он способен справиться. Однако этичную пропаганду приютов и их обитателей я считаю отличным делом, потому знаю — до сих пор есть люди, которые просто не в курсе, что завести собаку можно не только, купив ее в питомнике. Хорошо, когда нам напоминают: нашей заботы ждут в приютах и на улицах те, кому не повезло.
Но все же проблема бездомности не решается просто. «Давайте запретим породистых, разберем по домам беспородных, и никто больше не останется сиротой», — это путь в никуда, потому что бездомные собаки на улицах не самозарождаются. Огромная их часть (исключая так называемых парий, вторично одичавших собак) была когда-то домашней, другая огромная часть родилась у домашних собак, репродуктивное поведение которых оказалось вне ответственности их хозяев. Словом, когда мы заберем с улиц всех, на улицы будут приходить новые. И этот конвейер не выйдет из строя до тех пор, пока ответственность владельцев животных не войдет в круг интересов тех, кто способен за ней следить и ее регулировать. Звучит печально, но есть позитивные примеры за рубежом.
Мне вот, кстати, нравятся дворняги за то, что они не похожи друг на друга в отличие от стремящихся к стандартам представителей пород. И собаки определенных пород тоже нравятся — за особенности породного характера и, скажем, кудрявую шерсть. Поэтому у меня и живет несколько собак. Но текст этот не о том, кто лучше — метисы или так называемые чистокровные собаки. Он о том, что собаки — это звери одного вида с похожими базовыми настройками. И о том, что у людей должен быть выбор и не должно быть чувства вины как последствия этого выбора за всех на свете сирот, которых по каким-то причинам мы не можем взять к себе домой.
Задать вопрос в рубрику "ОтБОрный ответ" можно на сайте, я выбираю лучший и регулярно отвечаю на него здесь.
Фото Екатерина Иванова, so_grumpy_cat, обработали Ренат Муртаев и Катерина Соловьева