Именно здесь находится Саянский перевал, который в первый раз меня влюбил, а во второй разочаровал
Саянский, он же Сотый перевал! В прошлом году я влюбилась в него с первого взгляда. При построении маршрута выбор стоял либо через Ергаки, либо через Сотый перевал. Мучения, скажу я вам, не из легких. Выбрала Сотый, ибо решила, что в Ергаки надо ехать отдельно и хорошенько там погулять. А в итоге у меня только одно нормальное фото с перевала. Зато сколько других! Смотрим, читаем.
Обо всем по порядку
Ничего не предвещало беды — мы двигались вперед, наслаждаясь красотой и очарованием данных мест. Время близилось к вечеру, я начала присматривать ночевку. Мужчины почему-то задались целью переночевать на перевале, я изначально не горела этой идеей. Увидели уютную поляну на реке Ак-Суг, присмотрелись — понравилось. Через пять минут прибежала собака, еще через пять приехали местные (мы еще в Тыве), по хозяйски указав взглядом, что здесь не наше место. В общем, не готовы мы еще вставать особняком в данной республике. Поехали дальше, до Хакасии осталось немного.
Трасса Абаза — Ак-Довурак
Дорога определенно заслуживает внимания. Смена рельефа и пейзажей, от степных, тундровых до густых, таёжных. Реки — слеза. Дорога имеет асфальтное покрытие, местами весьма нестабильное, но все-же получше, чем в прошлом году, подремонтировали.
Данный отрезок пути насчитывает восемь перевалов! Только подумайте, расстояние 241 километр и восемь перевалов. Правда, для меня это все как один большой путь к Сотому. Если в прошлый раз мы останавливались как минимум на пяти перевалах, то в этот раз пролетели и не заметили. Только Орлиный (со стороны Тывы) и Конжульский (Хакасия) невозможно проехать мимо — они очень заметны. Но остановились мы только на Конжульском, в Тыве уже не задерживались — уж полночь близилась.
Внизу статьи дам ссылки на наше прошлогоднее путешествие и данные перевалы.
Почему разочаровал Сотый перевал
Начну с главного: сам перевал тут ни при чем. Не зря алтайцы говорят, что нельзя ночевать на перевалах. Духи духами, но ветер, который живет на Сотом, дубак и высоковольтная линия — не самые лучшие соседи для ночлега. А еще полностью открытое место без единого деревца или куста и отсутствие туалета. Когда ты тут проездом, как-то пофиг, а когда ночуешь — неудобство, однако.
Еще снизу, при подъеме на перевал, было видно, что наверху повисла огромная туча, в которую мы благополучно въехали. Несмотря на то, что вдали розовели отблески заката, темнота вокруг нас обволакивала пространство. Я даже из машины чувствовала, как снаружи холодно. Ветра в этот раз не было, но туча не грела.
Осмотрелись. Туман о́блака то закрывал обзор напрочь — в “молоко”, то немного рассеивался. Впервые в жизни мы наблюдали за плывущими облаками, находясь внутри них.
Ночевать я здесь категорически не хотела, но Андрей сказал, что не хочет в потемках искать место ночлега и раскладываться. Матвей тоже горел желанием остаться на перевале. Меня же напрягало все перечисленное выше и мое вялое самочувствие. Но я сдалась и согласилась. Спать легли, не раскладывая ни машину, ни палатку.
Это была самая ужасная ночь за все время путешествия. Вроде и ничего не болело, но самочувствие было ужасным, что отражалось на настроении. Спать толком я не спала — было то холодно, то неудобно, то страшно. Чуть забрезжил рассвет, включила камеру, чтобы его записать, и попыталась уснуть еще. Выходить и снимать снаружи мне не хотелось вообще — облака ушли, небо ясное, видно весь перевал и горы, но ветер — жуть.
В часов семь я уже мучится не могла, сказала Андрею, что надо ехать. Матвей расстроился, что даже не погуляем, Андрей предлагал варианты, как встать удобнее, чтобы приготовить завтрак, но мне это действо представлялось трудным — при таком ветре газ гореть не будет, в машине готовить тоже не будешь. Изображать перед плитой танцы с бубнами нет желания. Захотели здесь ночевать — пожалуйста, я больше тут оставаться не могу, едем дальше.
Голова была тяжелая, болела, ощущение на лице — как-будто пчелы покусали, прям чувствовалась какая-то отечность, хотя визуально вроде все нормально было.
Причина моего плохого самочувствия и подпорченного путешествия выяснилась при очередном медосмотре буквально на днях. Хотя до самого медосмотра я не выдержала, начала терять сознание при попытке добраться до работы, а на работе меня принял в свои объятья наш же приемник.
Низкий гемоглобин и недостаток железа. Анемия, короче. Результат моего донорства. Как я еще выдержала всю поездку по высокогорьям — одному Богу известно. Вот оно мое плохое самочувствие на ретрансляторе, головная боль на Укоке, внезапный сон в пути и вялое состояние, когда хотелось порхать и прыгать.
Уезжала с перевала я, конечно, с большим сожалением, что так получилось. В следующий раз буду внимательнее относиться к своему здоровью, дабы больше не портить путешествие.
Саянская тайга спасла мое состояние
Саянская горная тайга это еще одна моя любовь. Какое она дарит умиротворение, покой. Какие виды — только на холст. Реки Большой Он и Она — прямо в сердце.
Мы немного спустились и, как и в прошлом году, удивились тому, какая разница с Тывой по туристам. Сразу стали попадаться машины соседних и нашего регионов. Обустроены туристические стоянки. То есть как обустроены — стоят знаки-указатели, что "тут можно встать". Места чистые, живописные.
Пристроившись на одной из стоянок, мы привели себя в порядок и позавтракали. Вода из Большого Она, тишина, солнце и снижение высоты привели меня в нормальное состояние. Пошла обследовать место и фотографировать красоту.
В планах у меня была "забронирована" прогулка до озера Маранкуль. В прошлый раз не сходили, хотелось дойти в этот. Честно говоря, я чувствовала, что мне эта прогулка необходима. Надышаться лесом, тайгой. Но Андрей категорически отказался, устал (ой, всего-то 5 км. Ну ладно, восемь. В одну сторону). Уезжать не хотелось вообще. Поэтому прогулка была заменена частыми остановками по берегу реки, заездами на какие-то местные дороги рыбаков, Андрей даже искупался в Оне.
Далее листаем фотогалерею, любуемся таёжными видами.
Тайга Хакасии была третьим местом, где мы обнаружили уснею (мох, который растет только в экологически чистых местах). Первое — Ороктойский перевал, второе — Джазатор, третье здесь. Фото не нашла, но помню, что снимала, значит на видео будет.
На Конжульском перевале мы остановились, такую красоту невозможно было проехать. Не смотря на небольшую высоту, 1107 м, он завораживает видами! Над горами шла гроза, сверкало, гремело, в стороне занимался закат. Да-да, какие-то сто сорок километров мы ехали весь день!
Спустившись с Конжульского перевала уткнулись в кафе "Путник". Выглядело не живым, ни одной машины. Решили зайти — вдруг покормят. На двери записка — "Звоните, кафе работает!"
Но звонить не пришлось. Хозяин (если не ошибаюсь, грузин) встретил нас и предложил наивкуснейшие хинкали. Пока ждали пищу, по очереди помассажировали уставшие тела в массажном кресле. Завидя нашу машину последующие туристы стали активно останавливаться и заходить в помещение, к моменту нашего отъезда кафе было заполнено.
Хинкали действительно были потрясающими! Сметана домашняя, из тех сортов, в которых ложка стоит. Лепешки грузинские и травянной чай. За всю эту вкусноту мы отдали — вы не поверите — 600 рублей. На троих. Правда, долго ждали, но оно того стоило.
Худо-бедно мы таки доехали до Абазы.
В Таштып приехали уже в сумерках, сразу нашли мини-отель и сняли аж вип-номер! Всего за 3500. Почему всего? Всё вспоминаю, как в Акташе за две деревянные койки в треугольном домике с нас хотели пять тысяч взять.
А здесь — горячий душ, не бойлерный, а настоящий! Унитаз пятизвездочный, кровать двухспальная, диван, телевизор (правда, он нам не нужен был), интернет 4G, на первом этаже кафе с божественно вкусными кашей, блинами и кофе на завтрак (включено).
Утром мы выспавшиеся, наевшиеся, отдохнувшие отправились дальше. Нас ждал волшебный Белый камень и курганы. О чем расскажу в следующих публикациях. Следите за новостями!
До скорой встречи.
Ссылки на публикации о Саянском перевале:
Перевал Орлиный
Ссылка на подборку о Саянском кольце