Найти тему
Ждунские приключения

"Ты моя Фефюлинька..." Пронзительный спектакль о любви Даниила Хармса

Я посмотрела необыкновенный спектакль. Первые десять минут пребывала в недоумении, и думала, что ничего не пойму, а с одиннадцатой навеки влюбилась в этих девочек.

" Девочками" я назвала сейчас двух актрис, Асю Шабарову и Людмилу Курепову, надеюсь, они не обидятся, исполняющих все роли в спектакле " Красный платок" Творческого общедоступного содружкства " АХ" из Санкт- Петербурга. В программке к спектаклю напротив их имён так и написано: " ОНА, ОН, ОНИ".

-2

Знаете, не мне одной захотелось называть актрис " девочки". Так их представила перед спектаклем режиссёр Аида Хорошева , так выразилось и строгое жюри. Очень уместное слово для тех, кто создал на сцене трепетный, трогательный, женственный, добрый и одновременно трагический мир. И я позволю себе эту вольность, "девочки" , на правах зрителя.

Весь спектакль, все два часа на сцене только они.

Спектакль рассказывает о любви поэта -абсурдиста Даниила Хармса и его второй жена Марины Малич. Точнее, спектакль не о Харисе, а о Марине. Действие на сцене не заканчивается после смерти Хармса и мы можем наблюдать, точнее проживать жизнь Марины уже без него. Конечно же, Любовь предполагает присутствие двоих и сам Хармс постоянно звучит на сцене то голосом актёра, то из уст самой Марины.

Что же необычного в спектакле, чем он так зацепил?

Выходят актрисы на сцену в образе мимов. Боюсь ошибиться, но так это, кажется, называется. Нарисованные маски, нарисованные брови, почти клоунские костюмы, бордовые гольфы, вычурные прически.

-3

Выходят и начинаю плести историю любви языком собственных тел.А ещё языком воспоминаний Марины Дурного, в девичестве Малич. Очень советую, кстати почитать книгу её воспоминаний: "Мой муж Даниил Хармс", в которой простым безыскусным языком, буквально на бытовом уровне рассказывается об этой истории. Не буду сейчас фокусироваться на содержании, хочется больше сказать о спектакле. Сама Марина прожила долгую, яркую и насыщенную жизнь и умерла в 2002 году в США.

-4

Итак, язык тела и текст, произнесенный не своим голосом, Немудреный реквизит-много старых чемоданов,телефон, пишущая машинка... Переодевания- перевоплощения. И история любви начинает раскрываться ярко и трогательно. Обнажается болью, смехом, печалью.

-5

-6

Уважаемое жюри спросила режиссёра, зачем актрисам замазывают лица. Для чего эти маски? Мне такой приём показался более чем уместным. Во- первых, таким образом подчеркивается условность происходящего. Условность именно этой роли, ведь через пару минут актриса будет уже в другой, в потом и в третьей. Условность времени и обстановки. Во- вторых, такой грим подчёркивает главное. А главное в моменте на сцене не вот это конкретное лицо конкретного человека, с его уникальными чертами, морщинками, неровностями кожи. А- жесты, переливы тела и- эти глаза. О, эти глаза! Если бы девочки сыграли лишь одними этими глазами, уже случилось бы "вау".

-7

История охватывает трагические 30- 40 годы прошлого века. Хармса почти не печатали, настоящая нищета, голод, личная трагедия пары,репрессии, психиатрия, война, блокада, наконец,смерть Даниила. Более чем достаточно, чтобы впасть в уныние и представить на сцене голимую трагедию. Ан нет, в спектакле столько тепла, света, нежности и трепета. Так это, впрочем, и происходит в жизни несмотря на все внешние события. Плечом к пьесу с горем оказывается юмор, с нищетой и голодом- теплота любви. Удивительно, как эта живая канва жизни была искусно показана на сцене.

-8

Вот уж чего- чего, а пластики в этом спектакле мне хватило. Жили руки, танцевали чудесные пальцы, ноги. Каждый изгиб тел говорил о большой любви.

Ваши грудки-пупочки,

Ваши кулачки.

Ваши ручки-хрупочки,

Пальчики сучки!

Ты моя Фефюлинька,

Куколка-дружок!

Ты моя тетюлинька,

Ягодка-кружок.

Даниил Хармс

-9

-10

После окончания спектакля , на его разборе я во все глаза рассматривала актрис, уже без грима,и, это может показаться странным, их части тела. И не я одна. Кто то из жюри встал и произнёс: " Ах, какие пальцы, какие длинные пальцы." Эта фраза была полностью созвучно моим ощущениям.

Показ спектакля происходил на фестивале " Московская обочина", что в " Театральном особняке". На фестивале спектаклю был вручён специальный приз за лучший дуэт.

Полностью поддерживаю, действительно, лучший, слаженный дуэт.

-11

-12

Поражает энергия режиссёра постановщика Аиды Хорошевой.Она присутствовала, казалось, везде Очень эмоционально выступила перед спектаклем, активно участвовала в разборе. А, главное, вы ещё не знаете историю спектакля. Создан он полностью на собранные, народные средства. Представляете, сколько людей причастны к этому чудесному зрелищу. Об истории спектакля можно почитать в его телеграм- канале. Очень увлекательно.

-13

Надо сказать, что на спектакле был супераншлаг. Не знаю, честно, чем это объяснить и откуда зрители узнали, что зрелище будет волшебным. Ведь творческое содружество существует, по словам режиссёра, всего полгода. Может быть, кто то уже слышал про спектакль , может быть кого- то, как и меня "притянули" фамилии Хармса и Виктюка, последнему спектакль посвящен. Администрации пришлось в срочном порядке "расширять"

зал. Стулья в проходах ситуацию спасти не могли, пришлось добавлять ряды. И вот по окончании спектакля весь этот уплотненный, два часа сидящий в напряжении, темноте и духоте зал, взорвался такими аплодисментами... Девочки , и в этот момент хотелось смотреть только на их глаза, выходили на поклон снова и снова а публика их снова и снова не от пускала.

-14

Как было подчёркнуто в программе спектакля, для петербуржцев Даниил Хармс имя сакральное. А как было подчёркнуто на разборе спектакля , Хармс московский и петербургский, это два разных Хармса. Поэтому я очень рада , что мне удалось прикоснуться именно к исконному, петербургском образу поэта. Не скажу, что я большой любитель его творчества, нет. Меня больше поразило, как искренне и выразительно любовь к Хармсу прозвучала на сцене. И я вдвойне рада, что театр продолжает тему, и что 13 ноября состоится премьера второго спектакля из задуманного триптиха, спектакль по мистической повести Хармса "Старуха", поставленный тоже, кстати, на собранные средства. Ждем третий.

Ради этого можно съездить и в Петербург. И я уже купила билет в театральный цент на Коломенской, естественно, на первый ряд.

Спектакль смотрели Юлия и Ждун

Если вам понравилась статья, щедро тыкните по кнопке " подписаться". Вам будет интересно, а автору приятно.

Чем еще заняться в Москве:

Сходить на театральный фестиваль

Сходить на выставку гигантских овощей

Сходить на выставку о любви

Посетить арт- пространства " Хлебозавод" и " Флакон"

Сходить на блошиный рынок и купить мудрые вещи

Найти старинные домики

Сходить на экскурсию 18+

Погулять по городу с аудиогидом

Сходить в книжное кафе

Почитать книги с увлекательным сюжетом