Я посмотрела необыкновенный спектакль. Первые десять минут пребывала в недоумении, и думала, что ничего не пойму, а с одиннадцатой навеки влюбилась в этих девочек.
" Девочками" я назвала сейчас двух актрис, Асю Шабарову и Людмилу Курепову, надеюсь, они не обидятся, исполняющих все роли в спектакле " Красный платок" Творческого общедоступного содружкства " АХ" из Санкт- Петербурга. В программке к спектаклю напротив их имён так и написано: " ОНА, ОН, ОНИ".
Знаете, не мне одной захотелось называть актрис " девочки". Так их представила перед спектаклем режиссёр Аида Хорошева , так выразилось и строгое жюри. Очень уместное слово для тех, кто создал на сцене трепетный, трогательный, женственный, добрый и одновременно трагический мир. И я позволю себе эту вольность, "девочки" , на правах зрителя.
Весь спектакль, все два часа на сцене только они.
Спектакль рассказывает о любви поэта -абсурдиста Даниила Хармса и его второй жена Марины Малич. Точнее, спектакль не о Харисе, а о Марине. Действие на сцене не заканчивается после смерти Хармса и мы можем наблюдать, точнее проживать жизнь Марины уже без него. Конечно же, Любовь предполагает присутствие двоих и сам Хармс постоянно звучит на сцене то голосом актёра, то из уст самой Марины.
Что же необычного в спектакле, чем он так зацепил?
Выходят актрисы на сцену в образе мимов. Боюсь ошибиться, но так это, кажется, называется. Нарисованные маски, нарисованные брови, почти клоунские костюмы, бордовые гольфы, вычурные прически.
Выходят и начинаю плести историю любви языком собственных тел.А ещё языком воспоминаний Марины Дурного, в девичестве Малич. Очень советую, кстати почитать книгу её воспоминаний: "Мой муж Даниил Хармс", в которой простым безыскусным языком, буквально на бытовом уровне рассказывается об этой истории. Не буду сейчас фокусироваться на содержании, хочется больше сказать о спектакле. Сама Марина прожила долгую, яркую и насыщенную жизнь и умерла в 2002 году в США.
Итак, язык тела и текст, произнесенный не своим голосом, Немудреный реквизит-много старых чемоданов,телефон, пишущая машинка... Переодевания- перевоплощения. И история любви начинает раскрываться ярко и трогательно. Обнажается болью, смехом, печалью.
Уважаемое жюри спросила режиссёра, зачем актрисам замазывают лица. Для чего эти маски? Мне такой приём показался более чем уместным. Во- первых, таким образом подчеркивается условность происходящего. Условность именно этой роли, ведь через пару минут актриса будет уже в другой, в потом и в третьей. Условность времени и обстановки. Во- вторых, такой грим подчёркивает главное. А главное в моменте на сцене не вот это конкретное лицо конкретного человека, с его уникальными чертами, морщинками, неровностями кожи. А- жесты, переливы тела и- эти глаза. О, эти глаза! Если бы девочки сыграли лишь одними этими глазами, уже случилось бы "вау".
История охватывает трагические 30- 40 годы прошлого века. Хармса почти не печатали, настоящая нищета, голод, личная трагедия пары,репрессии, психиатрия, война, блокада, наконец,смерть Даниила. Более чем достаточно, чтобы впасть в уныние и представить на сцене голимую трагедию. Ан нет, в спектакле столько тепла, света, нежности и трепета. Так это, впрочем, и происходит в жизни несмотря на все внешние события. Плечом к пьесу с горем оказывается юмор, с нищетой и голодом- теплота любви. Удивительно, как эта живая канва жизни была искусно показана на сцене.
Вот уж чего- чего, а пластики в этом спектакле мне хватило. Жили руки, танцевали чудесные пальцы, ноги. Каждый изгиб тел говорил о большой любви.
Ваши грудки-пупочки,
Ваши кулачки.
Ваши ручки-хрупочки,
Пальчики сучки!
Ты моя Фефюлинька,
Куколка-дружок!
Ты моя тетюлинька,
Ягодка-кружок.
Даниил Хармс
После окончания спектакля , на его разборе я во все глаза рассматривала актрис, уже без грима,и, это может показаться странным, их части тела. И не я одна. Кто то из жюри встал и произнёс: " Ах, какие пальцы, какие длинные пальцы." Эта фраза была полностью созвучно моим ощущениям.
Показ спектакля происходил на фестивале " Московская обочина", что в " Театральном особняке". На фестивале спектаклю был вручён специальный приз за лучший дуэт.
Полностью поддерживаю, действительно, лучший, слаженный дуэт.
Поражает энергия режиссёра постановщика Аиды Хорошевой.Она присутствовала, казалось, везде Очень эмоционально выступила перед спектаклем, активно участвовала в разборе. А, главное, вы ещё не знаете историю спектакля. Создан он полностью на собранные, народные средства. Представляете, сколько людей причастны к этому чудесному зрелищу. Об истории спектакля можно почитать в его телеграм- канале. Очень увлекательно.
Надо сказать, что на спектакле был супераншлаг. Не знаю, честно, чем это объяснить и откуда зрители узнали, что зрелище будет волшебным. Ведь творческое содружество существует, по словам режиссёра, всего полгода. Может быть, кто то уже слышал про спектакль , может быть кого- то, как и меня "притянули" фамилии Хармса и Виктюка, последнему спектакль посвящен. Администрации пришлось в срочном порядке "расширять"
зал. Стулья в проходах ситуацию спасти не могли, пришлось добавлять ряды. И вот по окончании спектакля весь этот уплотненный, два часа сидящий в напряжении, темноте и духоте зал, взорвался такими аплодисментами... Девочки , и в этот момент хотелось смотреть только на их глаза, выходили на поклон снова и снова а публика их снова и снова не от пускала.
Как было подчёркнуто в программе спектакля, для петербуржцев Даниил Хармс имя сакральное. А как было подчёркнуто на разборе спектакля , Хармс московский и петербургский, это два разных Хармса. Поэтому я очень рада , что мне удалось прикоснуться именно к исконному, петербургском образу поэта. Не скажу, что я большой любитель его творчества, нет. Меня больше поразило, как искренне и выразительно любовь к Хармсу прозвучала на сцене. И я вдвойне рада, что театр продолжает тему, и что 13 ноября состоится премьера второго спектакля из задуманного триптиха, спектакль по мистической повести Хармса "Старуха", поставленный тоже, кстати, на собранные средства. Ждем третий.
Ради этого можно съездить и в Петербург. И я уже купила билет в театральный цент на Коломенской, естественно, на первый ряд.
Спектакль смотрели Юлия и Ждун
Если вам понравилась статья, щедро тыкните по кнопке " подписаться". Вам будет интересно, а автору приятно.
Чем еще заняться в Москве:
Сходить на театральный фестиваль
Сходить на выставку гигантских овощей
Посетить арт- пространства " Хлебозавод" и " Флакон"
Сходить на блошиный рынок и купить мудрые вещи
Сходить на экскурсию 18+