Какие загородные объекты сейчас интересны инвесторам? Чем отличаются новички от опытных”?
В чем разница проекта “на бумаге” от реального участка? Что со временем запуска? Как “сказку сделать былью” и не прогореть?
Своими наблюдениями поделилась сооснователь компании “Охотники за солнцем” Наталья Кастрова.
“Компания “Охотники за солнцем” входит в группу компаний FANTALIS и создана для разработки концепций глэмпингов, малых средств размещения и турбаз. В рамках группы FANTALIS у нас свыше 20 проектов.
Также я являюсь управляющим и учредителем глэмпинга “Шалаш”. Это глэмпинг в Тверской области на 18 Га, здесь мы развиваем круглогодичный формат домов. Уже получили второй грант на развитие этого проекта”.
Привычка отдыхать в России переросла в потребность
“Сейчас картину туризма и инвестиционный климат формируют не зависящие от нас факторы. Все помнят пандемию. А несколько лет назад началась СВО… Эти события, а также поддержка государства выработали привычку у российских граждан отдыхать в России, открывать для себя новые места и регионы. Сейчас многие поняли, как много в нашей стране крутых локаций, которые раньше были просто недооценены”.
Гостиничный бизнес для инвестора: куда вложить деньги
“К нам в компанию обращается достаточно много инвесторов. По нашим данным, сейчас популярны два основных способа вложить деньги в гостиничном бизнесе: построить эконом-формат с (условно) минимальными вложениями, а это кемпинг или глэмпинг. Популярность “домиков без фундамента” абсолютно понятна: это упрощенная документация, быстрая стройка и минимум вложений.
Однако второй вариант, за которым к нам часто обращаются инвесторы, – это целый гостиничный комплекс с множеством доп.услуг. Факт: российский турист привык к хорошему, к курортам мирового уровня. Именно поэтому наши инвесторы хотят строить комплексы полного цикла с высоким сервисом.
Также со стороны туристов есть спрос на оздоровительные услуги, включая ментальное оздоровление. Это нашло отклик у инвесторов: появились запросы на крупные концепции баз отдыха, глэмпинги круглогодичного типа и т.д. Конечно, многое будет зависеть от климата и локации, а также от возможностей инвестора: в круглогодичном проекте первоначальные вложения будут значительно больше”.
Инвесторы: новички в гостиничном бизнесе и “опытные”
“Большая часть инвесторов, которые обращаются в компанию “Охотники за солнцем”, – не из гостиничной сферы, у них есть основной бизнес в другой отрасли. При этом они хотят развить гостиничное направление как дополнительный бизнес.
Также есть запросы от заказчиков, которые хотят масштабировать свои действующие проекты: увеличить номерной фонд или структуру существующих площадок. В чем-то нам с опытными инвесторами проще: они уже хорошо понимают гостиничный бизнес и его возможности. Такие инвесторы ставят более конкретные задачи и понимают, чего хотят от проекта”.
Свой опыт имеет значение?
“Насколько личный опыт ведения проектов, включая ошибки и достижения, важен при работе с новыми проектами? Безусловно, опыт важен. Однако зачастую он приводит к определенным заблуждениям: “а ведь у меня было так, потому что…”. Дело в том, что ни личный опыт, ни даже опыт окружения не является достаточно объективным срезом реальности. Нужно рассматривать ситуацию более широко. Мы, работая над любым проектом, рассматриваем целевую аудиторию, плюсы и минусы проекта в более широком контексте, чем это может видеть собственник. Только на основании широкой и глубокой аналитики можно давать конкретные рекомендации.
А еще до сих пор собственники хотят в проекте реализовать свои мечты или амбиции. Например, хотят построить объект высокого уровня там, где нужен средний, потоковый объект. Конечно, такой проект можно построить. Но что в итоге получит собственник? Реализацию своих амбиций или бизнес-проект?”
Каких проектов сейчас больше: эконом или люкс?
“Примерно 70% заявок, которые к нам приходят, – это заявки на недорогие проекты. 30% приходится на объекты высокого уровня. Однако до реализации доходят, наоборот, 70% дорогих проектов и 30% эконом. А причина в том, что инвесторы эконом-сегмента уже на этапе детального расчета проекта понимают, что далее его просто не вытянут (ни финансово, ни организационно). Многие узнают для себя новую информацию: об ограничениях в использовании земельного участка, об обременениях и т.д. Далеко не все к этому готовы.
А вот заказчики более крупных комплексов уже заранее понимают, какие риски и финансовые обременения они на себя берут. Они более тщательно готовятся к каждому проекту.
Например, один из клиентов даже нам принес карту затопляемости участка в весенний период. На самом деле, это очень важно, чтобы понимать, какие основания делать под площадки и дорожки… Вот поэтому те, кто более детально все просчитывает уже на самом начальном этапе, чаще доводят проект до реализации”.
Как мы считаем затраты инвестора
“Консалтинг включает в себя маркетинговую часть, архитектурную (с мастер-планом территории), а также финансовую, с расчетом операционных доходов и расходов. Финансовая часть – это самый скользкий момент: 90% инвесторов хотят понимать бюджет проекта на самом раннем этапе. Однако для этого надо сначала сделать проект: даже расходы по внутренней отделке могут превысить первоначальные расчеты в два раза. Многое будет зависеть от строительной бригады, логистики, изменения стоимости материалов”.
Читать полностью в источнике: https://horeca.estate/glempingi/2196-zapiski-na-polyakh-i-s-polej-natalya-kastrova-okhotniki-za-solntsem