О начале похода можно почитать здесь , здесь о снаряжении, которое мы брали в поход, первый день похода и хребет Муста-Тунтури здесь. День 2 -Берег Рыжих камней и скалы Два Брата здесь.
Мы не знали что делать с нашим режимом сна и бодрствования. Днем палило нещадно, и наиболее комфортно становилось ехать только ближе в 18 часам , когда солнце опускалось ниже к линии горизонта и мощность излучения немного падала. Идея ехать до 22-23 часов , ложиться спать в 2 тоже не понравилась, так как уже с 5 утра солнце начинало нещадно припекать, превращая палатку в баню. Открывать же все вентиляционные отверстия было не вариант-мухи и мошка всегда были наготове. Короче, все было через одно место.
Выехали в 10 утра-пораньше.
Отдельно я не рассказала про нашу компанию, так случайно появившуюся в этом походе. Поистине, походы это то место, где ты можешь встретить очень замечательных людей ,и, познакомившись, в удивлением отмечать, как тесен туристический мир.
Еще в Мурманске , подъезжая к автовокзалу, мы увидели двух велосипедистов, оказалось, что они едут ровно по тому же маршруту , что и мы. Ксюша и Артем из Белгорода, вышли с нами на КПП в Титовке и отныне мы хоть и ехали не вместе, но почти всегда ночевали на одних и тех же стоянках. Ребята крутили побыстрее нас и на стоянки приезжали на час раньше. Прям, хоть часы сверяй. Это придало нашему походу душевности и командного духа.
Итак, выехали в 10, ребята же еще собирались.
Наш путь лежал по восточной оконечности Рыбачьего вдоль губы Большая Волоковая.
Нюансом здесь было то, что в ближайшие километров 25 воды не предвиделось, потому мы наполнили водой все, что только возможно.
Дорога была весьма приятна, без больших подъемов и спусков, так,небольшие холмики. Ехать , даже несмотря на крупные камни было приятно-груженый велосипед плыл по ним как корабль рассекая волны.
После Коровьего мыса начался крутой спуск к берегу моря.
Здесь расположился глемпинг. Шатров 10-12 и кафе. Народу было немного, в основном смотрители и джиперы. Цены оказались, как по мне, максимально недемократичными- 4000 с человека в сутки за место в шатре с электричеством, водой и теплыми мягкими кроватками.
Бухта , где расположился глемпинг, была очень красива. Мы приехали как раз во время отлива и огромные пространства песчаного берега, обнаженного морем, создавали ощущение нереального простора.
Понежились на солнышке и покатили прям по берегу. Это был наш первый опыт езды по песку, дальше таких литоралей(полос отлива) у нас было еще несколько и там были совсем другие нюансы.
Здесь же в бухте осмотрели дот времен ВОВ.
Неподалеку от глемпинга нашли красивый ручей с водопадом, где и остановились на обед.
Путь лежал к самой северной точке материковой европейской части нашей Родины-мысу Немецкий. Здесь можно ехать двумя путями-придерживаясь береговой линии , через мыс Кийский, но в этом пути нас смутило наличие военной зоны, где нас бы могли развернуть, потому выбрали второй путь-через центральную часть. Дорога по-прежнему была неплоха, немного утомил затяжной подъем от береговой части. Зато потом ехали фактически по прямой. На пути встречались редкие уже машины-здесь людей было в разы меньше, чем на Среднем и в начальной части Рыбачьего. И появилось ощущение, что впереди будет именно та Русская пустота, которая так манила меня еще в Краснодаре.
По пути встречались небольшие озерца, заброшенные строения, груды металлолома и даже полноценные двухэтажные дома с пустыми глазницами окон.
Военная часть и какие-то куполообразные сооружения за заборами из колючей проволоки мы объехали по дороге.
Вот на горизонте показался знаменитый Вайдагубский маяк. Мыс Немецкий за ним.
К маяку подходить не стали- колючая проволока, строения, забор и надписи, красноречиво говорящие, что посторонним тут не место.
Мыс Немецкий меня удивил. Я думала, что это будет прям кусок суши, торчащий в море. По факту кусок суши был. И в море торчал, но с материком он соединялся лишь во время отлива, сейчас же в прилив его отделяла от большой земли узкая полоска воды.
Но ощущения здесь специфические. Суровый берег с острыми камнями, огромные валы с пенистыми шапками и впервые –ледяное дыхание Арктики. Настолько разительный перепад температуры, что мы поспешили натянуть куртки.
Белгородцы подъехали чуть позже, они ехали по берегу, через заброшенную военчасть. Никто их не прогнал, а виды, сказали, прям роскошные. Что ж, поверим на слово.
Оставаться на Немецком долго не хотелось, холодный ветер к этому не располагал, да и надо было ехать дальше.
Решили спускаться к берегу и проехать через поселок Вайда-губа.
По пути к поселку вдоль дороги валялись просто груды металлолома, на берегу старые ржавые рыбацкие суда.
Сам поселок сложно назвать таковым. Военная часть на отшибе, около 5 небольших явно жилых домиков, в хорошем состоянии и целый разрушенный квартал мертвых двухэтажек.
Погода начала портиться, ветер усилился , став ощутимо холодным, появились тучи, пошла мелкая морось.
Прям за поселком дорога пошла по заболоченности, вода стояла прям на дороге. Пришлось, зябко поеживаясь, снимать теплые ботинки и надевать неопреновые носки с аквашузами. Прокорячившись так километра 2 , мы, наконец, поднялись из низины на высокий берег и покрутили в сторону мыса Кекурского.
Очень печалила погода. Тучи, морось, ветер-сразу стало пасмурно и тревожно: до места стоянки еще далеко, да и мыс Кекурский посмотреть хотелось. Везде читала, что там неистово красиво.
А вокруг стоял то ли туман, то ли севшие низко облака, кто их разберет? Дорога в тумане, из которого стали выплывать причудливые камни, а справа появилась скалистая стенка небольшого отрога. Оказалось, под этой стенкой стояли машины, палатки. Они так внезапно выныривали из тумана, что я даже испугалась.
Наконец, дорога привела нас к мысу.
Мыс Кекурский (описание из сети) расположен в северной части полуострова Рыбачий. От Немецкого мыса (самой северной материковой точки Европейской части России) он отделен Губой Вайда.
Это одно из самых живописных, труднодоступных и поэтому заветных мест для путешествующих по Кольскому полуострову.
Хребет мыса состоит из больших уступов неправильной, иззубренной формы, спадающих до поверхности воды. Слово «кёкур» (от финского «кёко») означает «остроконечная прибрежная скала».
Благодаря скалам, поднимающимся на высоту 100 метров и расположенным на окраинах мыса, он и получил своё название. Возраст пород около 900-800 миллионов лет – яркая иллюстрация того, как протекали тектонические процессы на Земле.
В окрестностях мыса находятся древние саамские стоянки и капища и множество военных памятников времен Великой Отечественной – артиллерийские пушки, доты и бункеры
Это надо видеть!
Дорога упирается в разломы скал, ведущие крутыми тропинками к берегу. Дует ледяной ветер, вдали слышен рокот океана, но мы не видим его-вокруг туман.
Спускаемся к берегу, осматриваемся. Острые скалы , как перья, вздымаются в небо, а под ногами целый КАМЕННЫЙ ЛЕС! Длинные каменные гребни, плиты –все выглядит как окаменевшие стволы деревьев. Хотелось бы увидеть это в хорошую погоду!!! Ээээх…
Продолжение следует....День 3. поселок Мыс Скорбеевский.