Начало венгерской государственности можно отнести к последним десятилетиям X века и началу XI века, и оно неразрывно связано с именами двух выдающихся правителей ― князя Гезы и его сына Иштвана, принадлежащих к древнему роду Арпадов. Венгры пришли в Карпато-Дунайский бассейн в конце IX века, в 896 году. Это, можно сказать, была последняя волна Великого переселения народов после основного движения, но, в отличие от других кочевых народов, которые волнами приходили в Европу, полукочевники-венгры выжили, сохранили свою идентичность, язык и создали свою государственность.
Идентичность и язык сохранились настолько, что память о них была даже в XIII веке, когда доминиканский монах Юлиан пришел в поисках великой Венгрии на Каму и там нашел сородичей. Венгерское государство, возникнув довольно поздно по сравнению с другими европейскими государствами, оказалось между двумя сильнейшими врагами, между врагами-друзьями ― Византией и Германской империей, будущей Священной Римской империей. Оно не было раздавлено ими и, более того, налаживало отношения. Была создана вполне европейская государственная организация, и это государство заняло очень важное место в политической, культурной и военной истории Европы вплоть до конца XV века, до конца позднего Средневековья. По территории тоже занимало много места на карте Европы.
Основателем Венгерского государства считается Иштван, хотя это не совсем справедливо. Его отец, Геза, сделал уже много для того, чтобы заложить фундамент в основу венгерской государственности. Он боролся с племенными князьями, укрепляя свою власть, он сам принял христианство, что было для того времени очень важно, хотя оставался до конца жизни варваром, а своего сына женил на христианской девушке, баварской принцессе. И этим не только укреплял связи с христианским миром, но также и заводил международные отношения с Западной Европой, что было в то время чрезвычайно важно. Эта девушка, Гизела, была сестрой будущего германского императора Генриха II, так что связи уже с самого начала были вполне прочными. Сам Геза был женат на дочери трансильванского вождя, князя Дьюлы, она была христианкой уже восточного толка. Это очень показательно, потому что в Венгрии еще до официального принятия христианства сталкивалось христианство восточного и западного толка, а в конце концов победило второе.
Но настоящее государство создал все-таки Иштван. Он продолжил политику своего отца, боролся с племенными вождями (князьями их пока еще назвать нельзя); в течение всей жизни частью они были его родственниками, часть не являлась его родственниками, а самые известные были Коппань, Айтонь и его дядя по трансильванский матери Дьюла. Всех их он подчинил и в конце концов объединил под своей властью те территории, которые венгры заняли 986 году, когда пришли в этот регион. Это было чрезвычайно важно, потому что формировалась территория государства. Кроме того, он придавал очень большое значение конфессиональному фактору и сделал очень много. Во-первых, он объявил в своей стране официальной верой христианство и насильственно, как это было принято в таких случаях, распространял христианство среди своего населения, заставлял креститься. Он основал епископство, архиепископство, строил церкви, заставлял свой народ строить их и ходить туда, молиться, платить десятину, создавал монастыри и дарил им огромные земли, предоставлял земельные пожалования, что составляло, конечно, очень важную базу для могущества церкви.
Но вершиной всего этого было то, что он изменил статус своего государства и, обратившись к папе Сильвестру, с тем чтобы ему была дарована корона, при посредничестве германского императора Оттона III он получил эту корону. Королевские замки стали и основой доходов, основой королевской казны, и основой территориального и военного могущества Иштвана. Иштван благодаря этому создал крепкое государство, у которого существовала уже и церковная административная структура, и государственная административная структура. Он также отменял кровную месть и заменял ее судебным разбирательство.