В настоящее время Дальневосточная транспортная прокуратура продолжает устанавливать обстоятельства происшествия с маломерным судном, на борту которого находилось 3 человек. Связь с ними пропала через какое-то время и более 2 месяцев о них ничего не было известно.
Из сообщения на официальном сайте Дальневосточной транспортной прокуратуры:
«По предварительной информации, 9 августа текущего года двое мужчин и пятнадцатилетний подросток-сын одного из них на лодке катамаранного типа выдвинулись от мыса Перовского Николаевского района Хабаровского края в сторону Охинского района Сахалинской области.
Через какое то время связь с ними была утеряна, местоположение судна оставалось неизвестным, проводились поисково-спасательные мероприятия.
14 октября текущего года около 22.00 катамаран обнаружен проходящим мимо рыболовным судном в акватории Охотского моря в районе села Усть-Хайрюзово Камчатского края. Два человека погибли, один-остался в живых, ему оказана первая медицинская помощь.
Дальневосточной транспортной прокуратурой устанавливаются обстоятельства происшествия, а также контролируется ход расследования уголовного дела по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц)».
Конечно, еще предстоит разобраться во всех обстоятельствах случившейся трагедии, сделать соответствующие выводы. Море, как известно, ошибок не прощает. Да и сам сюжет наверняка достоин экранизации в будущем. Впрочем, истории подобного рода случались и раньше. Например, четверым советским солдатам удалось выйти победителем в смертельной схватке с морской стихией, которая продолжалась 49 дней.
Предлагаем вашему вниманию интервью с непосредственным участникам тех событий ─ Асхатом Зиганшиным, которое состоялось в 2010 году в рамках подготовки материала на страницах бюллетеня «Морского Профсоюзного Телеграфа», издается Балтийской территориальной организацией РПСМ.
50 лет назад четверо солдат Советской Армии были награждены орденами Красного Знамени, а министр обороны Родион Малиновский лично вручил им именные штурманские часы с напутствием: «Чтобы больше не блуждали». Избранных звали Асхат Зиганшин, Филипп Поплавский, Анатолий Крючковский и Иван Федотов. К сожалению, современной молодежи их имена ни о чем не говорят. А жаль, ведь когда-то великолепной четвёрке рукоплескали не только в нашей стране, но и за рубежом. Всемирная известность к ним пришла после того, как они провели в океане на неуправляемой барже без еды и воды целых 49 дней и победили!
«...Окончены все переплеты,
Вновь служат - что, взял, океан?! -
Крючковский, Поплавский, Федотов,
А с ними Зиганшин Асхан!»
Это строчки из замечательного стихотворения, написанного Владимиром Высоцким. В нем рассказывается о том, что пришлось пережить героям во время затянувшегося плавания. Асхат Зиганшин, которого поэт ошибочно назвал Асханом из Самарской области, - простой деревенский парень (как он сам себя называет). В 2010 году продолжал нести морскую вахту на водной в Стрельне (на фото). Его история действительно поразительная.
«Я был последний в семье, и меня в отличие от моих сестёр и брата, которые пошли в медицину и педагогику, всегда больше техника привлекала», – вспоминал Асхат Рахимзянович: «До армии закончил сельскохозяйственное училище, курсы трактористов-машинистов широкого профиля. После окончания учебы немного поработал, а дальше…»
А дальше начали происходить удивительные вещи, и, слушая Асхата Зиганшина, невольно приходишь к мысли о том, что какая-то неведомая сила оберегала его от неприятностей и направляла на верный путь. Действительно, неожиданных поворотов и случайностей в жизни старшины Зиганшина было немало, и все они так или иначе вели его к морю.
«Когда пришло время, меня призвали в бронетанковые войска», – рассказывал Асхат Зиганшин: «Но как-то случайно вышло так, что я попал в учебный отряд, где готовили старшин-рулевых. Восемь месяцев я проучился в Южно-Сахалинске на судоводителя. Так, собственно говоря, и стал начинающим моряком, хоть и в солдатской одежде. Получил звание младшего сержанта и вскоре прибыл нести службу на Курилы».
Солдатскую шинель Асхат Зиганшин носил потому, что отдавал родине свой воинский долг в инженерно-строительных войсках. А на барже оказался в силу организационных особенностей Советской Армии - баржи разгружали большие суда, которые обеспечивали снабжение островов и не могли подойти к причалам из-за своей осадки.
Вообще, навигация в тот год уже закончилась, и баржи еще в декабре были вытащены на берег на зимнюю стоянку и ремонт. Но в тот день, 17 января, должен был прийти рефрижератор с мясом, и специально для его разгрузки на воду были спущены две баржи – Т-36 и Т-97. Команда баржи Т-36 сходила в баню, получила полторы тонны топлива, рассчитанные на трое суток, денежное довольствие солдата СА и немного продуктов. Вышли на рейд, привязались к «бочке» и стали ждать пароход.
«Мы его так и не дождались, зато нагрянул ураган. К 10 утра ветер усилился до такой степени, что не выдержал трос, который держал нас у «бочки», и нас оторвало. Такое и раньше случалось, поэтому мы сначала не испугались, а пытались держаться на виду с Т-97. Но поднялась пурга, и мы в первые же минуты затерялись. Стали следовать по бухте к восточному побережью, работали против волны. К семи вечера на какое-то мгновение установилась видимость, мы увидели берег и постройки. И снова подул страшной силы ветер в противоположном направлении. Дизеля всё время работали, и запасы топлива стали заканчиваться. Я принял решение выброситься на берег. Мы предприняли две попытки, и обе неудачные. При маневрах повредили днище, разбили бачок с запасом пресной воды и рацию, ящик с запасами угля за борт улетел. Дизеля заглохли, и нас постепенно стало относить от берега».
Баржу Т-36 с четырьмя солдатами унесло в океан. Сильные снегопады, громадные волны, связи и запасов еды и воды нет - они должны были не именуемо погибнуть, если не сразу, то через несколько дней. Ненастная погода держалась долго, солнца не было почти месяц. К тому же, надежда на спасение пропала почти сразу: в это время в районе Курил должны были проходить испытания наши ракеты, и заход туда любых судов был запрещен до марта. Да на самом деле их не особенно и искали: нашли обломки угольного ларя и решили, что баржа с экипажем затонула.
Но несмотря ни на что, ребята выжили. При этом, Асхат Зиганшин, как заправский Робинзон Крузо, проявил чудеса смекалки и изворотливости. Именно он додумался, как можно употребить в пищу такие, вроде бы несъедобные вещи как сапоги, ремни и … гармошка. Гармошка всё-таки была на борту, только ели ее, естественно, не целиком, а отдельными частями. «На клапанах у гармошки – куски кожицы», – делится секретом Асхат Рахимзянович: «В уголках. Не хуже ремней, пошла за первый сорт. Я грыз ремешок от часов из натуральной кожи, и вспомнил: когда-то в начальной школе учительница рассказывала, что моряки, терпевшие бедствие в океане, чтобы утолить голод, сдирали кожу с мачты и ели».
Первое судно увидели на 45-е сутки дрейфа. Махали, кричали, устроили костер на палубе – их не увидели. К этому времени никакой еды на борту не осталось, воду пили дождевую. На 49-й день, когда весь хозяйственный актив состоял из трех спичек и одного кирзового сапога, их спасли. Помощь пришла в лице «вражеского» американского авианосца «USS Kearsage».
Слава богу, в СССР «изменников поневоле» в изменников родины, чего так боялся старшина баржи, не записали. Наоборот, устроили горячий приём и относились к ним со всем почётом и уважением: интервью с журналистами, встречи с трудящимися и все как полагается в тех случаях, когда вас признали героем. Другими словами, их характеристики по окончании одиссеи никак не пострадали, а «репутация» осталась не запятнанной: они могли идти по жизни с высоко поднятыми головами. Вскоре произошла ещё одна случайность, которая окончательно предопределила дальнейшую судьбу ребят.
«В санатории Минобороны вместе с нами отдыхал один подполковник из Ленинграда, который всё время с нами общался», – рассказывал Асхат Зиганшин: «Гончаров Иван Матвеевич его звали, на тот момент он был военным прокурором. Вот он и предложил нам поступить в мореходное училище. Говорит, я напишу письмо в главное политуправление, чтобы вас туда взяли».
Асхат Зиганшин, Филипп Поплавский и Анатолий Крючковский согласились, особо не раздумывая: для простых деревенских парней, окончивших по 7-8 классов сельской школы, это была настоящая удача. Вскоре они оказались в Ломоносовском мореходном училище ВМФ.
«Мы все на одном курсе были, на судомеханическом отделении», – говорил Асхат Рахимзянович: «Целых четыре года бок о бок. За это время даже успели надоесть друг другу. Я получил диплом механика-универсала и остался при Ленинградской военно-морской базе. 41 год отработал в аварийно-спасательной службе в Ломоносове. Меня, кстати, взяли третьим механиком на пожарное судно ещё даже до госэкзаменов. Далеко мы не ходили, наш район: Финский залив, Ладога, Нева. Аварийные случаи были как с военными, так и гражданскими судами. Спасали рыбаков-промысловиков, которые на мель часто садились. Когда работал с водолазами, много затонувших судов поднимали. А в мае 2005 года пришлось уволиться из-за того, что левая рука стала отниматься. Не могу поднять, и все тут. Написал заявление об уходе. Комдив говорит: брось ерундой заниматься, у тебя же мотористы есть, ты ими руководи. Но я так не могу: какой я механик, коли ничего не могу сделать. Потом устроился сюда на станцию. Интересно получилось: как услышали мою фамилию – сразу взяли. Зарплата небольшая, зато работа совсем рядом с домом, да и работа по душе: лодки, катера. Это же моё!»
Источник: https://epp.genproc.gov.ru/web/dvtp/mass-media/news?item=98498510
Выражаем признательность БТО РПСМ за оказанное содействие при подготовке материала.