Южнокорейский кинематограф начал активно заявлять о себе в конце 1990-х — начале 2000-х годов. И быстро завоевал поклонников во всём мире благодаря уникальному стилю, сочетанию жанров и глубоким сюжетам, отражающим социальные и культурные реалии.
Одним из первых громких успехов стал фильм «Объединённая зона безопасности» (2000) режиссёра Пак Чхан Ука. Настоящую мировую славу Корее принёс его же фильм «Олдбой» (2003), который получил Гран-при на Каннском кинофестивале. Другие знаковые картины этого периода — «Воспоминания об убийстве» (2003, Пон Чжун Хо), «Горечь и сладость» (2005, Ким Джи Ун), «Весна, лето, осень, зима и снова весна» (2003, Ким Ки Дук).
Среди современных достижений южнокорейского кино — невероятный успех фильма «Паразиты» (2019) Пон Чжун Хо, который стал первым фильмом не на английском языке, выигравшим «Оскар» за лучший фильм года. Ну и одиозный сериал «Игра в кальмара» 2021 года.
Так что южнокорейские автомобили фильмы можно воспринимать всерьёз.
Присмотримся к очередному.
Полнометражный фильм «Спи» (Jam) производство Южная Корея, 2023.
Режиссёр и сценарист Ю Джей Сон, это его первая самостоятельная картина.
Оператор Ким Тхе Су («Маленькая принцесса», «Обратный отсчёт»).
Актёры: Чон Ю Ми, Ли Сон Гюн, Ким Гук Хи, Юн Гён Хо, Ли Гён Джин, Гым Сун Ким и ещё Эрин Николь Лундквист — возможно потому, что её имя-фамилия тоже из трёх слов: считай, на корейский манер.
У картины две номинации в Каннах, в том числе за операторскую работу.
Обнародованный бюджет ничтожный, каких-то три с половиной миллиона долларов. В прокате было заработано втрое больше. Ясное дело не потому, что высокие кассовые сборы, а потому, что низкая себестоимость.
И тем не менее 200% прибыли в наше время очень недурно. Давайте посмотрим, стоит ли оно того.
Закадровый храп супруга под стартовые титры неожиданно обрывается, и жена тут же встаёт с постели: что-то не так. И действительно, муж с отрешённым видом сидит на кровати и бормочет: «кто-то вошёл». Громко хлопает входная дверь.
В общем, начали неплохо и без раскачки.
В коллективной главной роли типичная семья: киноактёр Хен Су, его беременная жена Су Джин, их декоративная собачка Перчик и как обычно не вовремя появляющаяся склочная тёща. Кстати, то, что одного из главных героев сделали актёром, никак не двигает историю, не добавляет оттенков или интриги. Не по правилам кинодраматургии сработал начинающий сценарист.
Муж во сне ведёт себя так, будто его подменили. По ночам с безумными очами опустошает содержимое холодильника... Стоп, что в этом такого, ведь так делает каждый из нас? Но Хен Су поедает в том числе сырое мясо, а это уже слишком. У нормальных мужиков подобное бывает только на природе, когда выпили прилично и жрут сырой шашлык, не заметив, что забыли распалить мангал.
Утром соседка жалуется молодожёнам, что постоянно слышит из их квартиры ночные крики. Белый шпиц супругов временами забивается под кровать, наделав от страха лужу на ламинате. Напряжённость постепенно растёт, картинка на экране атмосферная, не покидает ощущение тревоги и неуверенности.
Здесь режиссёр с оператором постарались: тщательно выстроены кадры, интересные монтажные переходы. Не поскупились на натурные съёмки, пейзажи, корейские иномарки.
И всё бы хорошо, но к этому времени проходит треть фильма. Слишком уж неспешно и затянуто.
Супруги обращаются в районную поликлинику, или как это называется у них за рубежом. Доктор безуспешно пытается лечить Хен Су от расстройства сна, но тот чудит по ночам всё больше. То пытается выброситься из окна, то к утру имеет исполосованное ногтями лицо. Так проходит несколько месяцев. Снова вопрос к сценаристу: а не многовато ли?
Тёща, как обычно, приводит знахарку.
— В спящих людей вселяются призраки! — ошарашивает ведунья, потрясывая магическими колокольчиками.
— Ты живёшь с двумя мужчинами, — говорит она молодой женщине, — и один из них уже умер.
«Так вот кто жрёт колбасу по ночам», — наверное, думает муж. Но вслух говорит супруге:
— Может, это твой бывший вернулся?
— Я проверила, они все живые, — отвечает Су Джин, и становится ясно, зачем она перед этим обрабатывала в интернете довольно громоздкий список имён.
Смешной момент, хотя авторы не старались развеселить.
Когда ребёнок уже родился, муж ради безопасности семьи то уходит спать в машину, то решает пожить отдельно и отселяет жену с новорождённым на съёмную квартиру. Но и там по ночам продолжается шум и грохот. Семья возвращается домой и знакомится с новой соседкой — потому что прежний жилец, оказывается, умер.
В центре сюжета — страх перед неизвестным и неконтролируемым.
Жизнь семьи постепенно превращается в кошмар. То ли Хен Су в припадках лунатизма творит неведомо что, то ли жена слетела с катушек. Или действительно в доме поселилось зловещее привидение?
Несмотря на постепенное усложнение сюжета, повышения градуса и динамики, история довольно незатейливая, а потому затянутая. Как по мне, Ю Джей Сон как сценарист сильно проигрывает себе как режиссёру. В итоге сам киноязык хорош, да только рассказывать этим языком особо не о чем.
Ю Джей Сон — бывший ассистент Пон Джун Хо («Паразиты», «Воспоминания об убийстве»). Режиссёр «Паразитов» хорошо отзывается о дебюте ученика: «Самый оригинальный хоррор и умнейший дебютный фильм из всех, что я видел за последнее десятилетие».
Почему-то и сеть переполнена восхищёнными отзывами. Где они нашли «философский контекст» и даже «юмор с иронией»? При просмотре не заметил ни того, ни другого. Возможно, южнокорейский юмор ещё тоньше английского, но ведь где тонко, там и рвётся. Или авторы дифирамбов просто не глядели кино — думаю, так тоже бывает.
В главных ролях снялись Чон Ю Ми и Ли Сон Гюн, корейские звёзды первой величины, которых можно видеть в таких известных картинах как «Паразиты» и «Поезд в Пусан».
Актёрская игра обоих на высоте. Отстранённый лунатизм и все вытекающие последствия мужа и пугающее поведение жены на грани умопомешательства выглядят правдоподобно и жутковато.
Чон Ю Ми вдобавок просто красотка.
Саундтрек для фильма написан корейским композитором Чан Ён Джином; музыка негромкая, но пронизывающая и удачно акцентирующая нужные моменты.
В итоге фильм не заслуживает ни особой похвалы, ни особого порицания. Серединка на половинку.
Любителям кинематографа Восточной Азии, скорее всего, зайдёт. Не голливудская штамповка — и это плюс. Но и размаха в хорошем смысле голливудского не наблюдается. То ли арт-хоррор, то ли расплывшаяся полуторачасовая «короткометражка».
Визуально сделано на совесть, актёры отработали убедительно — на этом, пожалуй, всё. Меня лично фильм не зацепил.
Обычно приходится сокращать первоначальный текст рецензии, чтобы не слишком переступать отведённые рамки. А нынче — не знаю, о чём ещё написать. Слушайте анекдот.
Перекличка режиссёров:
— На первый-второй рассчитайсь!
— Первый!
— Первый!
— Первый!..
Роман Газета для сайта Альтерлит