В последнее время часто вижу споры по этому поводу. Мол, петербуржцы никогда свой город Питером не назовут. Потому что Питер - это нечто простонародное, а вот образованные и интеллигентные люди говорят исключительно "Санкт-Петербург".
Я сама-то не местная, понаехала в город "всего-то" тридцать с лишним лет назад.
Но мой муж - петербуржец в очень многих поколениях, подруги почти все тоже исключительно местные. Употребляют ли они в речи слово "Питер"?
Для начала хочу сказать, что жители Петербурга в разговорах между собой вообще никак свой город не называют, потому что повода нет. :) Обычно говоришь - встречаемся у Казанского, пойдем в музей и т.п.
А когда мы путешествуем, то всегда фигурирует слово "домой". "Вот когда домой вернемся, то сделаем то-то и то-то".
Про себя могу сказать, что я впервые побывала в городе еще ребенком в 1985 году, и назывался он тогда вообще Ленинград. И все взрослые в разговорах между собой называли его только так - поедем в Ленинград, в Ленинграде купили колбасу и т.п.
У меня здесь учились брат и сестра - брат в Лесотехнической академии, сестра в университете, и я очень часто все 80-е годы к ним приезжала. И я заметила, что студенты и вообще вся прогрессивная молодежь всегда говорили только слово "Питер".
И у меня тогда сложилось два образа города - один такой официальный Ленинград, где крейсер "Аврора", демонстрации на 1 мая и 7 ноября, Ленин на броневичке. И есть Питер - где неформальная молодежь, тусовки, рок-клуб, Цой и "ДДТ".
Слово "Питер" для меня стало именем такого стильного и крутого города, который мне казался живым человеком.
Я сейчас пишу одну книгу про те годы. И там есть кусочек именно про это:
"Димке иногда казалось, что Питер – это высокий парень с умным лицом. Закутавшийся в теплый шарф, в коротком черном пальто, похожем на морской бушлат, в кармане которого лежит пачка сигарет. Он ездит на метро, гуляет по набережным, курит у сфинксов, пьет кофе в Сайгоне. Он о чем-то думает, что-то рисует, пишет стихи, играет на гитаре, учится в институте, смеется, грустит, влюбляется – и просто живет".
И много лет он для меня остается именно таким. И вдруг пошли все эти разговоры, что Питер вообще не Питер, а Санкт-Петербург.
И вот что я хочу сказать. Да, слово Питер - все же разговорное. Но его в своих книгах употребляли Достоевский, Гоголь, Гончаров, Чехов, Толстой, Булгаков и т.п.
«– И прекрасно. Ну, что Питер, как на тебя действует, – прокричал Богатырев, – скажи, а?
– Чувствую, что загипнотизировываюсь, – сказал Нехлюдов».
Лев Толстой, "Воскресение".
Батюшков, Некрасов, Ахматова и Бродский и пр. в стихах слово "Питер" использовали.
"Но я один, прелестна Хлоя,
Платить сей дани не хочу
И, осторожности удвоя,
На тройке в Питер улечу.
К. Батюшков «Отъезд», 1810 год.
Даже царь-император Николай II в дневниках писал:
"Утром большая часть семейства уехала вперед в Москву и Питер. В 2 ½ покинули Питер и отправились в Царское при ужасной вьюге. Суббота. В 10 час. поехали в Питер…»
Оно вполне себе живое, употребляемое, и не надо его искоренять. И могу сказать, что среди моих знакомых коренных петербуржцев никого слово "Питер" не оскорбляет. Некоторые из них только от меня услышали, что, оказывается, вообще есть какие-то споры по этому поводу. :)
В общем, где-то за рубежом я, конечно, говорю "I am from Saint-Petersburg". Потому что они не поймут, что такое "Piter". Но для меня Петербург по-прежнему все тот же Питер - высокий парень с умным лицом...
И вот еще добавлю, родились мысли, пока отвечала на комментарии. Меня, конечно, покоробит, если в новостях будут говорить: "В Питере сегодня был саммит". Мы не обращаемся к учителям или руководителям, называя их Светка или Ирка. Так и с городом. В официозе он только Санкт-Петербург.
Но и друзьям мы не говорим: "Иван Сергеевич, давайте сходим в бар". Мы общаемся совсем по-другому. И с городом точно также - в обычной речи не будешь называть город по "имени-отчеству". :)
Еще по теме:
Моя страница в Контакте: Кунсткамера Натальи Трубиновской