История известной румынской фирмы IAR (Industrie Acronautica Romania) началась в 30-х годах XX в. Изначально фирма из города Брашова называлась ICA (Intrcprindcrca de Constructii Acronautice) и занималась изготовлением узлов самолетов, поставляемых для нужд армии королевства Румыния и на экспорт. Позже талантливым конструкторам фирмы показались тесными рамки своей — деятельности, и они занялись конструированием самолетов, в том числе и боевых.
Конструкторское бюро при фирме IAR. в котором в разные годы работали такие известные авиаконструкторы. как Ион Гросу. Ион Кочеряну, Георгиу Зотта и Георгиу Вильнер. является автором рада удачных самолетов времен Второй мировой войны: истребители IAR-14/15/16 (1927 г.), истребитель IAR-80 (1938 г.), пикирующий бомбардировщик IAR-81 (1940 г.). Естественно, создание собственной военной техники всячески приветствовалось правительством и военными Румынии — это экономило огромные средства.
Точно так же рассуждали и коммунистические лидеры, пришедшие к власти после Второй мировой войны. Фирма IAR была восстановлена в виде социалистического предприятия и занялась своей обычной деятельностью — созданием авиатехники. Социалистическая Румыния со своей 100-тысяной армией, полумиллионным резервом и потенциальным мобилизационным ресурсом в 5 млн. человек являлась не последним звеном в системе коллективной обороны стран Варшавского договора. Впрочем, это звено было довольно «строптивым», что проявилось в повышенном внимании румынских военных не только к технике, сделанной в СССР, но и к лучшим образцам «империалистического» ВПК. Так. в 1971 г. фирма IAR закупила права на производство многоцелевого вертолета SA.316B «Алуэтт» III французской фирмы «Аэроспасьяль» (позже были закуплены права также на вертолет AS.330 «Пума» той же фирмы). Оба вертолета производились под обозначениями IAR-316 и IAR-330 соответственно, и были встречены «на ура» командованием ВВС Румынии. К моменту распада Варшавского договора в румынской армии на один вертолет, сделанный в СССР, приходилось два вертолета, собранных фирмой IAR (для самолетов ВВС ситуация была обратной).
Неудивительно, что после появления в недрах военного ведомства Румынии идеи создания ударного вертолета отечественного производства, дело было поручено именно фирме IAR. При этом учитывалось использование производственных мощностей внутри страны, а также наличие технической базы для ремонта и обслуживания вертолета. Вертолет, по замыслу военных, предназначался для борьбы с танками и другими бронированными целями на поле боя, огневой поддержки сухопутных войск, разведки и наблюдения.
Разработка вертолета была начата в первой половине восьмидесятых годов. Не мудрствуя лукаво, инженеры IAR взяли за основу испытанную конструкцию вертолета IAR-316, незначительно переработав ее. В 1984 г. состоялся первый полет опытного образца вертолета. Опыт оказался успешным, поэтому было принято решение о продолжении испытаний для доводки образца до серийного производства. Одновременно в 1985 г на Парижском аэрокосмическом салоне румынские авиастроители не преминули козырнуть новым чудо-оружием собственного производства. Стенд с новым ударным вертолетом, названным IAR-317 «Эрфокс», собрал значительную аудиторию специалистов. К тому же подоспели положительные результаты годичного испытания, и в том же году командование ВВС приняло решение о создании серии IAR-317. До падения коммунистического режима в странах Европы было построено несколько вертолетов IAR-317 (по разным источникам, от 6 до 10), после чего производство по финансовым причинам было приостановлено. По некоторым сведениям, в 1990 г. программа производства IAR-317 была возобновлена, причем с успехом: было продано на экспорт несколько вертолетов.
Понравилась статья – поставьте лайк.