Найти тему

Боевые вертолеты мира: БОЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ IAR-317 «ЭРФОКС».

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

История известной румынской фирмы IAR (Industrie Acronautica Romania) началась в 30-х годах XX в. Изначально фирма из города Брашова называлась ICA (Intrcprindcrca de Constructii Acronautice) и занималась изготовлением узлов самолетов, поставляемых для нужд армии королевства Румыния и на экспорт. Позже талантливым конструкторам фирмы показались тесными рамки своей — деятельности, и они занялись конструированием самолетов, в том числе и боевых.

Конструкторское бюро при фирме IAR. в котором в разные годы работали такие известные авиаконст­рукторы. как Ион Гросу. Ион Кочеряну, Георгиу Зотта и Георгиу Вильнер. является автором рада удачных самолетов времен Второй мировой войны: истребите­ли IAR-14/15/16 (1927 г.), истребитель IAR-80 (1938 г.), пикирующий бомбардировщик IAR-81 (1940 г.). Естественно, создание собственной военной техники всячески приветствовалось прави­тельством и военными Румынии — это экономило огромные средства.

Точно так же рассуждали и коммунистические лидеры, пришедшие к власти после Второй мировой войны. Фирма IAR была восстановлена в виде социалистического пред­приятия и занялась своей обычной деятельностью — созданием авиатехники. Социалистическая Румыния со своей 100-тысяной армией, полумиллионным резервом и потенциальным мобилизационным ресур­сом в 5 млн. человек являлась не последним звеном в системе коллективной обороны стран Варшавского договора. Впрочем, это звено было довольно «строптивым», что проявилось в повышен­ном внимании румынских военных не только к технике, сделанной в СССР, но и к лучшим образцам «империалистического» ВПК. Так. в 1971 г. фирма IAR закупила права на производство многоцелево­го вертолета SA.316B «Алуэтт» III французской фирмы «Аэроспасьяль» (позже были закуплены права также на вертолет AS.330 «Пума» той же фирмы). Оба вертолета производились под обозначениями IAR-316 и IAR-330 соответственно, и были встречены «на ура» командованием ВВС Румынии. К моменту распада Варшавского договора в румынской армии на один вертолет, сделанный в СССР, приходилось два вертолета, собранных фирмой IAR (для самолетов ВВС ситуация была обратной).

Неудивительно, что после появления в недрах военного ведомства Румынии идеи создания ударного вертолета отечественного производства, дело было поручено именно фирме IAR. При этом учитывалось использование производственных мощностей внутри страны, а также наличие технической базы для ремонта и обслуживания вертолета. Вертолет, по замыслу военных, предназначался для борьбы с танками и другими бронированными целями на поле боя, огневой поддержки сухопутных войск, разведки и наблюдения.

Разработка вертолета была начата в первой половине восьмидесятых годов. Не мудрствуя лукаво, инженеры IAR взяли за основу испытанную конструкцию вертолета IAR-316, незначительно переработав ее. В 1984 г. состоялся первый полет опытного образца вертолета. Опыт оказался успешным, поэтому было принято решение о продолжении испытаний для доводки образца до серийного производства. Одновременно в 1985 г на Парижском аэрокосмическом салоне румынские авиастроители не преминули козырнуть новым чудо-оружием собственного производства. Стенд с новым ударным вертолетом, названным IAR-317 «Эрфокс», собрал значительную аудиторию специалистов. К тому же подоспели положительные результаты годичного испытания, и в том же году командование ВВС приняло решение о создании серии IAR-317. До падения коммунистического режима в странах Европы было построено несколько вертолетов IAR-317 (по разным источникам, от 6 до 10), после чего производство по финансовым причинам было приостановлено. По некоторым сведениям, в 1990 г. программа производства IAR-317 была возобновлена, причем с успехом: было продано на экспорт несколько вертолетов.

Понравилась статья – поставьте лайк.