Ерундовая ситуация, яйца выеденного не стоит, но меня задело!
Делали дети в саду поделку: им распечатали овощи и тарелку, они должны были их раскрасить, вырезать и приклеить.
Мы с сыном дома регулярно что-то клеим, вырезаем, лепим, мастерим - он человек привычный. И каждый раз, когда клеим, я показываю и проговариваю, что клей нужно наносить по краям (у границы), чтобы фигура хорошо приклеилась, потому что если налить в центр, как хочется, то края останутся не приклеенными. От клея в центре смысла никакого нет, держится фигурка за счёт краёв.
При этом я понимаю, что сама по себе рука всё равно тянется к центру, вот хочется бахнуть клей именно туда.
И вот забираю я Сашу из сада, а он мне первым делом рассказывает, что они клеили овощи и он клей лил в центр, а не по краям. Рассказывает сам, я ещё ничего не спросила, т.е для него это ВАЖНО, это яркое впечатление. Я спрашиваю, зачем в центр, ведь ты же знаешь, что надо по краям, мы с тобой столько раз это делали и обговаривали.
На что ребёнок мне отвечает:
А меня и так похвалили! Я сделал тяп-ляп, а мне всё равно сказали, что я умница!
И сначала лицо задумчивое, немножко не понимающее. А потом, видимо, мысль какая-то дошла, и стал довоооольный! Глаза хитрющие, улыбка широченная! Типа, видала, мать, как можно, оказывается, и ничего-то ты не сделаешь!
Ну, я что-то там сказала, что не надо тяп-ляп, надо делать хорошо. Длинные речи толкать сразу после садика всё равно бесполезно - Саша не воспринимает.
На следующий день утром мы снова пришли в сад. В группе висели те самые тарелки с овощами. Саша снова смотрит на них и снова мне сообщает, что приклеил всё тяп-ляп, как попало.
И тут я уже начала...)
Я: - Нет, Саша, не надо делать как попало, надо всё делать хорошо! Тем более, ты это знаешь и умеешь, и тебе это несложно - мы же дома сколько всего клеили! Тебе же самому приятно, когда хорошо получается! Когда края не торчат, всё красиво
С: - А тут и так не торчат, мне и так приятно
(по правде говоря да, овощи на удивление крепко приклеены - видимо, он туда столько клея налил, что было без разницы уже, куда конкретно 😅, или воспитатели потом помогли)
С: - Я посмотрел, как Вася делает и стал так же делать. А на меня Петя посмотрел, и стал как я делать. И всё как попало!
Я: - Замечательно, у вас ещё и цепная реакция пошла. И так все в итоге делают как попало! А вот представь, Саш, что все будут делать всё тяп-ляп. Вот у вас завтрак сейчас будет, а поварам не хотелось кашу хорошо варить. Они её тяп-ляп приготовили: половина не сварилась, половина сгорела, и сахар насыпан не как надо, а на глаз. Вы садитесь есть, а там гадость несъедобная!
.....ребёнок задумался....
Я: - И воспитатели тоже будут делать всё как попало. Сядут и уткнутся в телефоны, а вы там сами как-нибудь, главное, чтоб не поубивались. Или на тренеровку сегодня вечером пойдём, а там тренер тоже не захочет стараться, даст вам упражнения не по возрасту и хоть убейтесь. Разве хорошо будет?
Саня, подумав....: - Ну, там не все тяп-ляп делать стали
Я: - Вот и правильно. И ты всегда старайся делать хорошо то, что можешь.
________________________________________
Да, Остапа понесло. Задело меня это "и так сойдёт, всё равно ж хвалят".
Слишком много людей, которые к своей работе относятся по принципу "авось, прокатит": сделают фигню, и довольны. Работников в принципе достаточно, а вот тех, кто делает реально хорошо и качественно, единицы. Они-то и становятся высококлассными и высокооплачиваемыми профессионалами. И так в любой сфере. Тяп-ляп сделает кто угодно. Действительно хорошо - этих специалистов надо искать, их номера передают по большой дружбе, а порой не передают вообще, чтоб очередь к мастеру не увеличивать.
И я не хочу сказать, что надо прям всё делать идеально, над каждой деталью помирать, нет. Перфекционизм - это путь к неврозу, а не качественной работе. Но то, что можешь сделать хорошо, делай хорошо.
P. S. Спрашивать воспитателей, зачем хвалить ребёнка, если он не старался, я не стала (если так до каждой мелочи докапываться, отношения только испорчу и больше ничего), да и ребёнок вообще-то в таких вещах может сам себя контролировать. В общем пытаюсь привить Саше какую-никакую ответственность за то, что он делает. Успехи пока так себе 😬