Silent Hill - это одна из самых культовых серий в жанре survival horror. Команде Team Silent удалось создать эталон психологического ужаса в видеоиграх. Франшиза начала свой путь в далеком 1999 году и ей удалось быстро завоевать любовь миллионов игроков. А сегодня? с выходом ремейка второй части, интерес к Silent Hill получил новую жизнь. Однако, судьба у франшизы сложилась очень непростая. В каком-то смысле ее успели даже похоронить. Но теперь, благодаря общим усилиям Bloober Team и Konami, Silent Hill может повторить путь своих главных конкурентов из Capcom с их невероятно удачными ремейками. Таким образом, соревнование двух японских гигантов может повториться и Konami возьмут долгожданный реванш.
А в этой статье мы предлагаем вам вспомнить ТОП-10 лучших частей Silent Hill. Некоторые из них - признанные шедевры игроиндустрии. Другие - оказались недоделанными и непонятыми. И, безусловно, были и очевидные провалы. Ну что ж, всех милости просим в Тихохолмск! Поехали.
1 место. Silent Hill 2 (2001)
Само собой на первом месте оказалась вторая часть. Именно она изменила восприятие жанра психологического хоррора. Ведь раньше многие ужастики воспринимались просто, как “пугалки” категории “б”, которые ограничивались зомби, кровякой и скримерами. Но Silent Hill 2 - это игра совсем не об этом.
Несмотря на цифру “2” в названии, это не совсем сиквел. Игра по сути никак не связана с событиями первой части.
История Джеймса Сандерленда представляет собой глубокое, эмоциональное и психологически насыщенное путешествие. Получив письмо от мертвой жены, герой направляется в Тихий Холм, чтобы разобраться в этой мистической ситуации. Но по прибытию он видит, что город превратился в заброшенную руину, заполненную страшными существами. Однако, словно мотылёк летящий на свет, он продолжает поиски супруги, умершей три года назад.
Рассказывать о всем психологическим, символическом и сюжетном богатстве игры мы не будем, так как это тема для целой научной диссертации. Но отметим, что, пожалуй, нет на свете игры, которая бы также виртуозно исследовала темы вины, потери и саморазрушения. Но Silent Hill 2 запомнилась не только своей запутанной историей. Также в 2001 году она поражала своей графикой. Да, сегодня она вряд ли кого-то впечатлит, а скорее оттолкнет, но Team Silent выжали из старенькой PS2 удивительный результат. А геймдизайнеру Масахиро Ито и композитору Акире Ямакое удалось создать такую атмосферу страха, тревоги, изоляции и депрессии, что еще ни у одной игровой студии не получилось повторить подобного.
И дело не только в тумане. Сам город Silent Hill является одной большой метафорой раненной души Джеймса. Ведь все, что там творится - это персональный ад для всех заблудших несчастных, которых “зовет” Тихий Холм.
Ну и, естественно, именно во второй части появился великий Пирамидоголовый палач, ставший одним из самых узнаваемых персонажей видеоигр. И, конечно же, там мы познакомились и с другими узнаваемыми монстрами такими, как манекены и знаменитые медсестры.
Также Silent Hill 2 поразил всех своим удивительным, грустным и меланхоличным саундтреком Акиры Ямаоки. Причем так сильно, что композитор по сей день дает живые концерты. Еще упоминания стоят фирменные головоломки, заставлявшие помучаться геймеров и множество финальных развязок. Что касается концовок, то игра буквально следит за вами и пишет ваш психологический портрет. Финал зависит от того, как именно вы себя ведете. Например, как часто лечитесь сохраняетесь, и так далее.
Благодаря ремейку, ветераны серии смогут насладиться возрожденной классикой, а новички познают всю культурную ценность великой Silent Hill 2.
2 место. Silent Hill (1999)
Да, этот самый редкий момент, когда вторая часть обходит первую! Но и оригинал, по своей важности для индустрии, почти ничем не уступает. Мир познакомился с Silent Hill в 1999 году. Сюжет также может похвастать психологизмом и символизмом. Однако, он был более… привычным для хоррора в целом. Здесь в центре истории находятся древние верования коренных американцев, дьявольское божество и жуткий культ, который желает его призвать. А сам городок Сайлент Хилл, аккурат, построен в самом центре всей этой чертовщины. Буквально, как “индейское кладбище” по заветам Стивена Кинга и Дэвида Линча с “Твин Пиксом”. Собственно, именно поэтому в городе происходят все эти страшные события.
Во второй части, концепцию решили немного изменить. Но вернемся к оригиналу.
Итак, в оригинале действия происходят в 1983 году. Писатель по имени Гарри Мэйсон вместе с дочкой Шерил едут в отпуск в Сайлент Хилл. И на подъезде к курортному городку они чуть не сбивают человека. В итоге они попадают в аварию. Гарри приходит в себя и видит, что дочь пропала! Мэйсон отправляется в город на поиски ребенка и обнаруживает, что вокруг ни души. Только густой туман… и страх.
Несмотря на технические ограничения времени, игра создала невероятно жуткую атмосферу благодаря умелому использованию звука, освещения и постоянного ощущения неопределенности. Это была первая игра, где страх перед неизвестным, а не просто пугающие монстры, выходили на первый план. А тот самый туман, хитрым образом завуалировал все недостатки.
Таким образом, 1999 году мир познал, что жанр психологического ужаса - это сложное и глубокое произведение для взрослой и думающей аудитории, а не просто аттракцион со страшилками.
3 место. Silent Hill 3 (2003)
А вот и третья часть, которая напрямую продолжает события Silent Hill 1999 года. Теперь история посвящается не Гарри Мэйсону, а его дочери Шерил, которая сменила имя на Хизер. Уже заметно повзрослевшая девушка возвращается в Сайлент Хилл, чтобы раскрыть свою истинную природу и столкнуться с кошмарами прошлого.
Silent Hill 3 смогла сохранить ту же мрачную атмосферу, что и первые две игры, но в то же время сделала акцент на боди-хоррор, отражающийся в дизайне монстров. Игра получила множество похвал за свою сложную сюжетную линию и ужасающие визуальные эффекты. В каком-то смысле на этой части завершается идеальная и эталонная трилогия Silent Hill.
Триквел не поражает какими-то новыми инновациями. Но в нем Team Silent смогли довести свою фирменную формулу успеха до безупречности. Психологизм, дизайн, символизм и геймплей - это 10 из 10. Более того, разработчики опять не побоялись поднять сложные и даже табуированные темы.
Хизер - молодая девушка 17 лет. Она уже совсем не ребенок, но еще и не взрослая. Поэтому пугающий геймдизайн направлен на выражение всех потаенных страхов девушек в пубертате. Например, потеря невинности, ужас неизвестности взросления, беременность, материнство и так далее.
На этом золотые годы Silent Hill… в каком-то смысле заканчиваются. Разработчики достигли своего максимума. Следовательно, надо либо закрывать франшизу или идти на эксперименты. Как показала история, ребята выбрали второй вариант.
4 место. Silent Hill 4: The Room (2004)
Silent Hill 4: The Room отличилась от своих предшественников оригинальной и не совсем привычной концепцией. В этой части мы переживаем историю о Генри Таунсенде, который оказывается заперт в своей квартире. Буквально. Причем не снаружи, а изнутри. На входных дверях каким-то образом возникли цепи. Окна открыть нереально, телефон не работает… Связей с внешним миром не осталось. Кроме дырки за комодом, через которую можно подглядывать за симпатичной соседкой. А еще есть странная и жуткая дыра в ванной комнате, которая является “порталом” в какие-то пугающие альтернативные реальности. Так завязывается история.
Silent Hill 4: The Room не особенно связана с сюжетом 1 и 3 части и уж тем более 2-й. Разве что, главный антагонист также имеет отношение к тому самому жуткому культу. А в остальном сам Сайлент Хилл мы можем наблюдать лишь из окна.
Как уже было сказано, эксперименты понравились не всем. Ведь тут нет привычного фонарика и радио, которое реагирует на приближение монстров. Также здесь сделан упор на ближний бой, который выполнен… не самым лучшим образом. Еще и инвентарь стал ограниченным. Т.е после вылазок в параллельный мир Сайлент Хилла, мы каждый раз возвращаемся домой. В любимой квартирке есть возможность выгрузить лут, подлечиться и сохраниться.
Буквально, главные нарратив игры - “Мой дом - моя крепость” и “зона комфорта”.
Да, каждый раз мы возвращаемся домой. Но чем дальше идет сюжет, тем сильнее квартира Генри заражается чертовщиной. И это… пугает даже сильнее местных монстров. Представьте, что ваша личная зона комфорта и любимый домик-убежище, вдруг перестают вам принадлежать. Ложиться спать в уютную постельку стало опасно. Для домоседов - это, пожалуй, самый страшный ночной кошмар. И Silent Hill 4: The Room, наверное, самый крутой тайтл, затронувший эту тему. Игра получила смешанные отзывы за свои нововведения. Но она остается одной из самых оригинальных и запоминающихся частей серии. И при этом “четверка” сохранила свой фирменный стиль.
Найти Silent Hill 4: The Room на GGSel
5 место. Silent Hill: Shattered Memories (2009)
Silent Hill: Shattered Memories разрабатывала не Konami, а Climax Studios. И это видно невооруженным взглядом. И дело не только в геймдизайне. Британская студия вообще перевернула все с ног на голову. Фанаты, естественно, пришли в лютую ярость.
По сути, Silent Hill: Shattered Memories – это не просто ремейк первой части, а глубокое и личное переосмысление истории Гарри Мейсона. Игра внесла много нововведений, таких как психологический тест в начале игры, который влияет на происходящие события, и полное отсутствие боя с монстрами. Игрок может только убегать или прятаться. В целом кажется, что это не игра, а какое-то интерактивное кино.
Shattered Memories превратила оригинальную историю в более эмоциональный триллер, исследующий воспоминания, травмы и самоидентификацию. Но вот, что можно сказать точно - подобных игр крайне мало. А может быть Shattered Memories и вовсе единственная в своем роде.
Геймплейная задумка с кабинетом психолога и то, как тут потрясающе достигаются концовки… впечатляет. Самое главное - избегайте спойлеров и ничего читайте про эту игру. Просто пройдите ее! И тут возможны только два варианта: вы ее либо возненавидите всей своей душой, либо крикните: “Гениально!”. Средней реакции не будет точно.
6 место. Silent Hill: Downpour (2012)
Silent Hill: Downpour стала еще одним экспериментом для франшизы. Этой частью занималась чешская студия Vatra Games. Как критики, так и фанаты, уничтожили Downpour в пух и прах. По их мнению, это последний гвоздь в крышку гроба всей серии. В общем, громких слов было сказано немало. Хотя в действительности… это хорошая игра, которой чертовски не повезло.
Итак, Downpour рассказывает нам историю о Мёрфи Пендлтоне, заключенном, который попадает в Сайллент Хилл, после побега из тюремного автобуса. В этой части разработчики решили сделать акцент на свободное исследование и погоду, как важный элемент геймплея. И Downpour в каком-то смысле можно назвать единственным “правильным” продолжением великой Silent Hill 2.
В этой части мы впервые получили возможность увидеть большой и атмосферный город, который очень интересно… и страшно исследовать. Доп квесты, загадки и прочий контент прекрасно насыщали геймплей. Плюс ко всему, разработчики, будучи большими фанатами серии, пытались вернуть фирменный психологизм в Silent Hill. У Vatra Games получилось. Сюжет вышел сложным и комплексным, а Мёрфи получился запоминающимся и харизматичным героем. Как и Джемс из второй части, Пендлтон оказался в персональном аду, и все происходящее - это зеркало его разума.
Но визуал подкачал… Нет, графика в порядке. Но дизайн монстров вышел скучным и однообразным, хотя он логически подходит сюжету Downpour. Таким образом, Silent Hill перестал быть похожим… на Silent Hill. Да, и сама история стала подаваться более прямолинейно. И боевка игрокам показалась кривоватой и однотипной. Увы, багов тоже было прилично. А еще странные решения издателя сделали все, чтобы Silent Hill: Downpour провалился. Игра даже на ПК не вышла!
А преданные фанаты сразу прокляли Downpour, так как эта часть стала единственной, в которой не участвовал композитор Акира Ямаока. Его заменил Дэниел Лихт, который в действительности написал чудесный саундтрек. Даже группа Korn в титрах звучала органично. Но… сами понимаете. Паровоз из хейта было уже не оставить.
Купить Silent Hill: Downpour на GGSel
7 место. Silent Hill: Homecoming (2008)
Silent Hill: Homecoming часто называют самой спорной частью франшизы. И не плюнул в нее разве что только самый ленивый. Хотя игра получилась вполне неплохой и у нее есть свои фанаты. Правда… совсем немного.
Итак, Homecoming рассказывает историю Алекса Шепарда, ветерана войны, который возвращается в свой родной город Шепердс-Глен (соседний городок возле Сайлент Хилла) после странного исчезновения брата. Фанаты уже взбесились, что часть игры прошла в любимом Тихом Холме. А еще Шепард носит свою геройскую фамилию не просто так. Алекс - настоящий вояка,и это первая часть в серии, в которой мы можем буквально навалять всем монстрам. Это вам не тюфяки, как Джеймс Сандерленд, Гарри Мэйсон и Генри Таунсенд. Дайте дрын какой-нибудь и сейчас дядя Алекс покажет вам, силушку американского морпеха!
И, да, Homecoming это уже не привычный психологический хоррор, а экшн-боди-хоррор. Причем по самым голливудским меркам. Как никак, игру делали американцы из Double Helix Games. Теперь у нас есть удобная боевая система с перекатами, комбо ударами, удобной камерой и прицеливанием “из-за плеча”. И она действительно неплохо сделана, но… это убило страх.
Видно, как разработчики занимаются копированием предыдущих частей. Результат вышел слишком прямолинейным и даже глуповатым. Прежней атмосферы и психологизма тут нет. Все подается в лоб. А еще тут есть и вовсе глупые приколы. Например, появление Пирамидхэда, который является плодом разума Джейсма из второй части. Эдакий фан-сервис…
Фальшивенько в общем получилось. Это добротный и неплохо сделанный бодди-хоррор с простым сюжетом, с попытками в “сайллентхильность”. Неприхотливый любитель ужастиков будет очень рад. Но фанаты были разочарованы.
Купить Silent Hill: Homecoming на GGSel
8 место. Silent Hill: Origins (2007)
Silent Hill: Origins (также известная как Silent Hill Zero в Японии) стала приквелом к оригинальной игре 1999 года. Кстати, это самая первая игра, которую не делали японцы. В данной части нам рассказывают историю водителя грузовика Трэвиса Грейди. Дальнобойщик ехал в Сайлент Хилл, но в итоге бедняга оказался не в том месте, не в то время. Он заметил горящий дом и решил проверить нет ли там людей. В итоге мужчина вынес из огня девочку по имени Алессу. Выяснилось, что малышку хотели принести в жертву культисты. Но, как и в оригинальной первой части, девочка вдруг пропадает и Грейди отправляется на поиски.
По сути, Silent Hill: Origins выглядит как оригинал и звучит, как оригинал. Но игра получилась “слабенькой”. Сюжет был вялым и не дотягивал до уровня Team Silent. Врагов было очень много и драться с ними было скорее противно, чем страшно. Игра хоть и сохранила классический геймплей ранних частей серии, но добавила новые механики, такие как: возможность схватить предметы и использовать их в бою. Да, Грейди, может лупасить монстров всем подряд. Хоть тостером, хоть телевизором.
В целом, мало кто понял, зачем человечеству нужен был этот приквел. Какой-то важной цели для раскрытия лора игры Origins не несет. Ее можно смело пропустить, хотя олдовые фанаты считают иначе.
9 место. Silent Hill: The Short Message (2024)
Silent Hill: The Short Message - это бесплатная игра, которую Konami слепила вместе со студией HexaDrive специально для PS5 на движке Unreal Engine 5. Можно предположить, что таким образом планировалось заявить о возвращении Silent Hill! Но… никто ничего не понял. И главный вопрос заключается вот в чем: “А причем тут Сайлент Хилл?”.
Действия разворачиваются (внезапно) в Германии. А главной героиней стала девушка Агата, которой начали приходить сообщения от подруги Майи. И по заветам культовой второй части, подружка уже давно как мертва. И важный момент, Майя совершила *Роскомнадзор”. В итоге сюжет приводит в Агату в какой-то огромный заброшенный недострой, в котором ей придется разобраться во всей этой чертовщине.
Геймплейно - это симулятор ходьбы с видом от первого лица. Собственно, геймплей, по сути, отсутствует. Мы читаем записочки, убегаем от Сакурного монстра и освещаем себе путь фонариком на смартфоне. Ну, и попутно наслаждаемся графикой и геймдизайном, которые, кстати, получились классно.
Сюжетно игра сосредотачивается на теме подростковых *Роскомнадзор*, буллинге, зависимости от соцсетей и прочих проблемах старшеклассников. История имеет правильный и хороший посыл. Но подается нарратив слишком прямолинейно. Из-за этого складывается ощущение, что это не игра, а какая-то социальная реклама.
Silent Hill: The Short Message получила смешанные отзывы, что неудивительно. Одна часть похвалила игру за визуал, атмосферу и затронутые темы. И отметили, что, игра бесплатная! Мол, откуда столько баттхёрта? А вторая часть комментаторов обвинила игру в повестке и отсутствии хоть какого-то намека на Silent Hill. То есть, это могла бы быть вполне годная и даже классная “бродилка-пугалка”, если бы в названии не было двух священных слов: Сайлент Хилл.
Бонус: Silent Hills (P.T.) (2014)
Ну что тут скажешь… Кодзима гений! Опять. Вот негодник, все к чему он прикасается, превращается в шедевр. Сначала он подарил жанр стелс-экшен с Метал Гирами, а теперь еще и новое слово в хоррорах сказал! Собственно, P.T. - это интерактивный тизер к игре Silent Hills, над которой работал Хидэо Кодзима и его верный друг и товарищ - знаменитый режиссер Гильермо дель Торо. Игра представляла собой короткий, но невероятно напряженный хоррор, который мастерски нагнетает атмосферу.
Сюжет тут символический. Герой просыпается в темной комнате. Голова кристально чиста от амнезии. Перед собой он видит одну единственную дверь, которая ведет в тесный коридор. Но вот беда! Из него нельзя выбраться. Так как это петля… И скоро выясняется, что герой тут не один. По дому бродит до усрачки страшный призрак беременной женщины. Геймплей сводится к тому, чтобы решить пару головоломок и выбраться из порочного круга. И за это время можно навалить столько кирпичей, что их хватит на строительство дачи.
Увы, проект Silent Hills был отменен в 2015 году, что вызвало огромное разочарование среди фанатов. Несмотря на это, P.T. остаётся в памяти как один из лучших примеров использования интерактивного ужаса, и многие считают, что если бы проект был завершен, он мог бы стать лучшей частью всей серии. И вообще, самым лучшим хоррором в истории.
Также эта маленькая демка повлияла на все современные игры в жанре survival horror. Например, Capcom решили перейти на вид от первого лица, именно благодаря P.T. И вдвойне жаль, что игра была доступна на Ps4, но ее безвозвратно удалили. Поиграть в нее можно только на тех консолях, где Silent Hills установили и не удаляли. Представьте, сколько стоит такая консоль?
Итоги
Ну что ж, вот и финал. Мы специально не включали Silent Hill: Book of Memories и разные “мобильные” поделки, ибо это совсем мимо кассы. Как видите франшиза успела пережить потрясающий взлет и такое же мощное падение. Однако, успешный ремейк второй части дает нам немало поводов для оптимизма. А вы бы хотели увидеть обновленные серии Silent Hill? Это было бы действительно здорово, так как Сайлент Хилл - это не просто игры, а культурный феномен. Кстати, а какая часть в серии ваша любимая и почему? Расскажите об этом в комментариях, нам будет интересно почитать. А на этом у нас сегодня все. Заглядывайте в гости на GGSel, кушайте супчик, никогда не болейте и до новых встреч. Удачи, друзья!