Культурологическо-психологические размышления. (Спойлеров не много, но лучше посмотреть прежде чем читать).
Наша жизнь, это текст.
Наша жизнь, это предначертанное произведение... Богом или иным высшим существом, а может быть просто писателем.
Сюжет фильма - мужчина, который начинает догадываться о том, что он персонаж чьей то книги, какой то истории, которая обязательно закончится его смертью. Он пытается разобраться с этой ситуацией и своей жизнью.
Но если вдуматься, то трактовок не сосчитать. Вот навскидку варианты осмысления:
- Первый слой(то что на поверхности) - стоит ли "жить" офисной жизнью или начать полноценно ЖИТЬ?
- Второй слой или комплекс смыслов (психиатрический) -
Персонаж сходит с ума и ему чудится писатель и дальше раскручивается сюжет
или...
Писатель сходит с ума и ему чудится персонаж в реальности :)
- Третий комплекс возможных смыслов - писатель настолько гениальный, что оживляет своего персонажа. Как Галатею Пигмалион.
- Четвертый комплекс смыслов - если жизнь предначертана(богом, гороскопом, картами таро), то имеет ли смысл идти против предначертания или расслабиться и плыть по течению. Фатализм.
- Пятый комплекс - писатель сам бежит от мыслей о самоубийстве, создавая и убивая персонажей в своих книгах.
В целом фильм перегружен разного рода отсылками, "пасхалками" и пр.:
- Душевная сцена теста, где профессор размышляет в каком жанре написана жизнь главного героя. Исключает древние тексты, исключает Шекспира и детективы Агаты Кристи и в конце спрашивает - не хотели бы вы быть волшебником(отсекая Гарри Поттера).
- Сам герой с яблоком во рту, как с картины Рене Магритта.
- Профессор по литературе(тот который искал жанры), убеждающий главного героя умереть для книги, одновременно является тренером по плаванию для стариков, явная аллюзия на Харона.
- Часы, которые лишали жизни главного героя(диктовали ему распорядок, были для него диктатором), спасают ему жизнь. Время спасает главного героя. Герой срастается с ним.
- Помощница-негритянка, требовательная муза писательницы поставила меня в тупик. Самая близкая аналогия - Мефистофель, открывающий мир для Фауста и в чем то ставший для него музой.
Актерский состав достойный.
Уилл Феррел, Эмма Томпсон, Дастин Хофман.
Фильм тяжеловат и не для всех. (Хотя мне тут возражают - что вовсе и неправда, ничего и не тяжёлый :)).