Если вы живёте в Стамбуле, то рано или поздно вам придет мысль, что пора бы получить водительские права.
Город очень большой, маршруты общественного транспорта не всегда удобные, на дорогах постоянно пробки и если у вас есть дети, которых нужно постоянно развозить по школам и дополнительным занятиям, то без машины жизнь становится здесь намного сложнее. Даже если вы ярый сторонник того, что на дорогах должно быть больше общественного транспорта и меньше личных автомобилей ( это я), так как это влияет и на загруженность дорог, и на экологию, то в Стамбуле вы однажды точно скажете: хватит потеть в автобусе с ребенком на руках, лучше стоять в этой пробке в своей машине с кондиционером, музыкой и кофе.
Если вы живёте далеко от школы, то учебное заведение готово предоставить автобус для вашего ребёнка, но за эту услугу придется заплатить. В Турции продолжается рост цен просто на все и школьный автобус тоже прилично подорожал. Например, наша школа выставила цену 57 тыс турецких лир (1663 доллара) за учебный год. Для Турции это приличная сумма, особенно если её нужно заплатить сразу. Возить ребенка на своей машине выходит намного дешевле, поэтому многие мамы побежали получать права, и я оказалась в их числе.
В Турции сейчас действительно настоящий бум женщин- водителей. Особенно утром можно наблюдать просто огромное количество дам за рулём, большинство из них везут детей в школу, а затем отправляются на работу или по другим каким-то своим делам. За рулём сидят все: и девушки в мини юбках, и женщины в черных чаршафах. В итоге сейчас огромный спрос на инструкторов- женщин. В автошколе, в которую я записалась, мне предложили четырех дам инструкторов.
Для того, чтобы записаться на курсы необходимо предоставить подтверждение, что у вас есть хотя бы школьное образование, и справку о здоровье. Из врачей необходимо пройти только окулиста. Никаких справок о том, что потенциальный водитель психически здоров и у него нет никаких зависимостей, не требуется. Ну это многое объясняет, почему за рулём в Турции порой оказываются очень странные люди:)
Если все документы в порядке, вам остаётся только оплатить курсы и приступить к занятиям. Стоимость автошколы сейчас постоянно меняется, при этом можно торговаться. Сначала я хотела пойти в одну школу, где стоимость была 13 тыс лир. Затем я узнала от соседки о другой школе, куда она записалась за 10 тыс лир. Конечно же, я побежала туда, но мне уже назвали стоимость 14 тыс лир, но сторговались мы за 11 тыс лир. В итоге я и моя соседка ходили в одну группу, но заплатили мы разные суммы. Ну как говорится, Burası Türkiye ( Это Турция).
При этом автошколы максимально стараются экономить на часах занятий, так как приглашенным преподавателям платят по часам. Сначала ученики изучают теорию и сдают тест, в который входят вопросы по устройству автомобиля, оказанию первой помощи, поведению на дороге и правилам дорожного движения. На тему устройство автомобиля отводится 2 часа лекций, на первую помощь тоже два и на правила дорожного движения - 3 часа. В общем, всего 5 часов теории, так что все готовятся самостоятельно. Есть несколько приложений с тестами, которые и решают дома ученики. Тест проходит в электронной форме, на входе тщательно проверяют документы, чтобы ученик не отправил на экзамен кого-то вместо себя, с собой нельзя проносить вообще ничего. За участие в экзамене также нужно заплатить госсбор, сейчас он составляет 650 лир.
Считается, что самые сложные вопросы - это правила дорожного движения и устройство автомобиля. Но для меня самыми сложными были вопросы из блока "Поведение на дороге". Для сдачи экзамена можно выбрать подходящий язык, в том числе русский, но я выбрала турецкий, так как решила, что надо бы подучить лексику, которая пригодится потом при общении с инструктором. И вот вопросы в духе "Вы увидели, как кто-то нарушил правила дорожного движения и вежливо сообщили об этом этому человеку. Как можно назвать ваше поведение ?" И варианты ответов. В турецком языке очень много синонимов, в итоге среди вариантов ответов мне постоянно попадались слова, которые я видела впервые. Для носителя языка это очень простой вопрос, но иностранцу придется подтянуть свой турецкий. В итоге на экзамене мне попался вопрос из этого блока, среди ответов были два слова, значения которых я не знала.
На тесте нужно ответить за 45 минут на 50 вопросов, можно допустить 15 ошибок. За каждый ответ начисляется 2 балла, то есть минимум 70 баллов. Я смогла набрать 82 балла, и меня допустили до практических занятий.
В разных школах разное количество часов практики. В моей было 14 академических часов вождения. У одной моей знакомой вообще было всего четыре занятия. Для человека, осваивающего вождение с нуля, это очень мало. Но можно оплатить дополнительные часы, собственно так автошколы и зарабатывают. Можно выбрать автоматическую коробку передач или ручную. Но если выбираете автомат, то ваши права позволят вам управлять только таким автомобилем. Сдача на механике позволяет управлять обоими видами машин. Я решила, что у меня и так много стресса , поэтому выбрала автомат.
С первого же занятия вы садитесь за руль и проезжаете по обычной улице весь отрезок со всеми маневрами, который будут на экзамене. Инструктором у меня была очаровательная женщина со стажем вождения 23 года, которая постоянно говорила :" Ольга, главное быть расслабленной и уверенной, и тогда все получится".
Для того, чтобы попасть на экзамен по вождению , также нужно оплатить сбор, сейчас он составляет 740 лир. Комиссии нужно было показать, как вы делаете параллельную парковку, парковку 90 градусов, экстренное торможение, трогаетесь с пригорка, сдаете задом, выезд со второстепенной дороги на главную, проезд несколько нерегулируемых перекрестков, проезд в зонах с пешеходными переходами и школой. Очень важно не забывать при поворотах, парковках и перестраивании про сигналы, за этим комиссия следит очень пристально. Моя инструктор перед экзаменом мне сказала, что если вдруг я забуду про сигнал, она мне подаст знак, дёрнув за ремень безопасности. В итоге один раз мне этот знак пригодился:)
Комиссия состоит из двух очень серьезных дядечек, от их серьезного вида я даже начала волноваться. Но в итоге они оказались не такими страшными, и экзамен я прошла. Оказалось , что 14 часов вполне достаточно для того,чтобы освоить вождение на машине с автоматической коробкой передач и натренироваться так, чтобы сдать требуемые элементы. Но конечно, этого недостаточно, чтобы спокойно ездить по городу, поэтому придется ещё на ездить часы под контролем кого-то опытного. Турчанки даже после получения водительских прав часто продолжают брать уроки, чтобы освоить те маршруты, по которым им предстоит часто ездить. К мужьям обращаются редко, так как считают, что с мужем больше стресса, они не умеют нормально объяснять и всё время нервничают.
До этого я пробовала водить под руководством супруга, и чувствовала напряжение, у меня появлялась паника, когда машина начинала двигаться. Но с инструктором ничего этого не было, рядом с этой женщиной произошло какое-то волшебство и я не только уверенно села за руль, но и поняла, что от вождения я получаю удовольствие. До этого я даже не подозревала, что мне может настолько понравиться управлять машиной. Так что считаю, что мой преподаватель справилась с самой главной задачей: пробудила во мне интерес к вождению и показала, что если быть спокойной и внимательной, то в вождении нет ничего страшного и сложного.
После прохождения экзаменов, необходимо оплатить налог, сейчас он составляет 5 125 лир, отвезти фотографию в местную префектуру и через несколько дней водительские права приходят по почте на домашний адрес.