Найти в Дзене
«Заповѣдная магистраль»

«Восставший из пепла». Взгляд изнутри на уникальный тепловоз ТЭП60-0904 глазами машиниста

Оглавление

Друзья, всем привет! Вижу, что тема ТЭП60 будоражит ваши умы. Огромный интерес, судя по количеству оставленных лайков и комментариев, к этой машине родом из прошлого века горяч настолько, что мне очень понравился ваш познавательный задор. Считаю нужным его подогреть ещё раз и закинуть для вас в Дзен-костёр долгоиграющее полено пожирнее.

ТЭП60-0904 с пригородным поездом Бологое-Осташков №6691 на 108 км заповедной Бологое-Полоцкой дороги. Излюбленное место для фотографов, автомобильный путепровод у поклонной горы на въезде в уездный Осташков. Здесь уже готовый ракурс для съёмки
ТЭП60-0904 с пригородным поездом Бологое-Осташков №6691 на 108 км заповедной Бологое-Полоцкой дороги. Излюбленное место для фотографов, автомобильный путепровод у поклонной горы на въезде в уездный Осташков. Здесь уже готовый ракурс для съёмки

Во вторник 15 октября ТЭП60 покинул заповедную Бологое-Полоцкую железную дорогу, попрощавшись с провинциальной и абсолютно пустынной станцией Осташков густым выхлопом сгоревшего в его недрах дизельного топлива, вырвавшегося наружу из раскалённых коллекторов, отправившись в депо приписки на станцию Выборг. Позади осталось четыре ярких дня полные впечатлений, которые я прожил в погоне по глухим перегонам заповедной магистрали за поездом под этим тепловозом, а затем активно делился с вами фото и видеозарисовками.

Визит в былое. Вокзал в Осташкове повидал на своём веку немалое количество тепловозов серии ТЭП60 с различными поездами, такими как: Бологое-Великие Луки, Ленинград-Полоцк, Киев-Мурманск, Осташков-Москва, Осташков-Торжок и Осташков-Бологое
Визит в былое. Вокзал в Осташкове повидал на своём веку немалое количество тепловозов серии ТЭП60 с различными поездами, такими как: Бологое-Великие Луки, Ленинград-Полоцк, Киев-Мурманск, Осташков-Москва, Осташков-Торжок и Осташков-Бологое

Все эти дни я был в тесном контакте с локомотивными бригадами из ТЧ-14 (С.-Петербург-Варшавский), которые были специально отобраны на этот уникальный тепловоз, плотно общался с ними, подробно расспрашивал и даже съездил в поездку из Осташкова до Бологого, и сегодня я открою вам взгляд на ТЭП60 изнутри, глазами машиниста и его помощника. Сделаю эксклюзивный обзор тепловоза! Мы побываем в святая-святых: кабине локомотива ТЭП60-0904, заглянем в дизельное помещение, чтобы узнать какой дизель там установлен и увидим своими глазами «пламенное сердце» тепловоза, рассмотрим, как выглядит аппаратная камера (ввк) и вглядимся внимательно практически в каждую его деталь, в каждую мелочь.

-3

Из прошлого — в будущее

Стоит отдать должное руководителю Дирекции тяги компании ОАО «РЖД» Дмитрию Владимировичу Пегову за его инициативу и проявленное волевое административное решение восстановить этот локомотив подобно Фениксу из пепла.

15 октября 2023 года тепловоз ТЭП60-0904 в депо Иваново выглядел вот так, словно Франкенштейн. Потускневшая и облупившаяся от времени краска на кузове, отсутствие многих деталей, захрясшие узлы и механизмы. Печальное зрелище. Автор фото Riv
15 октября 2023 года тепловоз ТЭП60-0904 в депо Иваново выглядел вот так, словно Франкенштейн. Потускневшая и облупившаяся от времени краска на кузове, отсутствие многих деталей, захрясшие узлы и механизмы. Печальное зрелище. Автор фото Riv

А также, хочу сказать, что специалистам из депо Тихорецкая удалось не просто реанимировать локомотив, простоявший долгие годы под открытым небом на базе запаса в Ермолино (с 2008 по 2023), поставив его на ход, но и довести до ума техническое состояния, которое можно было на момент 2023 года охарактеризовать как «покойник», а облику тепловоза придать вид практически музейного экспоната.

ТЭП60-0904 в процессе восстановления в депо Тихорецкая (Северо-Кавказская ЖД), 2024 год
ТЭП60-0904 в процессе восстановления в депо Тихорецкая (Северо-Кавказская ЖД), 2024 год

Поэтому снимаю перед ними шляпу как говорится. Здесь я нисколько не преувеличиваю факты, вы и сами сможете в этом лично убедиться, до конца дочитав мою статью.

Прибытие по 3-му пути с пригородным поездом на станцию Осташков
Прибытие по 3-му пути с пригородным поездом на станцию Осташков

Тем более фотографий 📷 для этой публикации я не пожалел, обильно приправив её своими снимками. Достаю из рукава только всё самое лучшее. Так что разберём всё до винтика!

-7

Взглянем на то, что скрыто от глаз посторонних людей

Итак, давайте наконец-то поднимемся по поручням в кабину тепловоза и заглянем внутрь.

-8

Вот так выглядит кабина управления на тепловозе ТЭП60 и обзор через лобовое окно, разделенное на три сектора с характерным окошком посередине.

Манёвры в нечётной горловине станции Осташков на ТЭП60-0904
Манёвры в нечётной горловине станции Осташков на ТЭП60-0904

Сразу же мне здесь бросилась в глаза табличка с обозначением номера кабины, выполненная просто на удивление уж очень качественно, прямо по-музейному. Нечто похожее я уже замечал в вагонах «Рускеальского экспресса».

Скрупулёзность здесь чувствуется буквально в каждой мелочи просто зашкаливая
Скрупулёзность здесь чувствуется буквально в каждой мелочи просто зашкаливая

Справа в кабине локомотива традиционно располагается место машиниста, и оно будет наиболее интересным для нас, поскольку здесь располагается то, что хочется изучить, рассмотрев в первую очередь: пульт управления с разнообразными манометрами, локомотивный скоростемер, радиостанция, краны машиниста, контроллер с реверсивной рукояткой и ЭПК.

-11

Вы только взгляните на это.

-12

Манометры в хромированных ободках, аккуратно утопленные в колодцы в свежепокрашенный пульт, всё подписано, нарядные контрольные лампы, кнопочки, тумблера и новенькие автоматы защиты создают ощущение, что как будто бы машина только ещё вчера вышла за ворота коломенского завода. Казалось бы, какая-то хаотичная россыпь из всевозможных приборов, в которых сложно разобраться даже профессионалу, но на самом деле привыкаешь очень быстро. Вот только манометры для управления тормозами расположены вопреки современной локомотивной эргономике в самом низу.

-13

К слову сказать, эргономике рабочего места машиниста здесь уделено особое внимание, и это в эпоху 60-х, подумать только.

Эргономика в деле. Левая рука на массивной «кочерге» контроллера машиниста, а правая прямо с подлокотника, чётко ложится на ручку крана №395
Эргономика в деле. Левая рука на массивной «кочерге» контроллера машиниста, а правая прямо с подлокотника, чётко ложится на ручку крана №395

И вновь дотошная детализация каждой мелочи, выражающаяся в восстановленных заводских табличках. Далее, что здесь ещё интересного, так это «кочерга» контроллера машиниста для управления тягой, с оцифровкой сектора по позициям от 0 до 15-й.

На 1-й позиции контроллера машиниста частота вращения коленвала дизеля была минимальной — 400 об/мин, на каждой последующей позиции частота вращения увеличивалась на 25 об/мин и на 15-й позиции достигала максимальные 750 об/мин
На 1-й позиции контроллера машиниста частота вращения коленвала дизеля была минимальной — 400 об/мин, на каждой последующей позиции частота вращения увеличивалась на 25 об/мин и на 15-й позиции достигала максимальные 750 об/мин

ТЭП60-0904 — одна из машин поздних выпусков, вышедшая с завода после 1975 года. Контроллер машиниста в виде вот такой «кочерги», был характерен для машины этой серии с номером 0904 (настоящий номер тепловоза 0735). С завода позднее, начиная с номера 0906 стали устанавливать штурвал и новый контроллер КВ-1502, взамен прежнего КВ-1501. Приятно, что реставраторы 0904-й, вдохнув в тепловоз вторую жизнь, оставили именно «кочергу» в стиле тепловозов ТЭП10 для придания большей атмосферы старины и ламповой теплоты этой ретро-машине.

-16

Трогается шестидесятка исключительно мягко и плавно. Отпускаешь тормоза, набираешь первую позицию и только смотришь как значения килоамперметра и киловольтметра плавно, неспеша поднимаются вверх, а тепловоз приходит в движение. Автосцепки в составе поезда мягко, без рывка растягиваются и поезд начинает неспешное вальяжное движение вперёд. Машинист добавляет ещё тяговые позиции: 2-я, 3-я и только с 4-й начинает чувствоваться более интенсивный разгон под нарастающий гул бойко набирающих обороты турбокомпрессоров дизеля. А впереди, на пути за окном, всё быстрее и быстрее начинают мелькать шпалы да отчетливее слышится то самое ностальгическое из воспоминаний о прошлом: «Бу-бу-бу-бу-бу-бу».

-17

Но наката на выбеге практически нет на скоростях ниже 80 км/ч как на тепловозах ТЭП70. Сказывается стандартный диаметр колёс 1050 мм. На площадках и небольших уклонах, при максимально разрешенной скорости 60 км/ч на заповедной магистрали, приходится всё время идти на позициях. Электропневматические тормоза настроены на этой машине идеально. Наполнение тормозных цилиндров плавное, без скачков, очень чётко дозируется как на торможение, так и на отпуск. Очень понравилось.

ТЭП60-0904 с пригородным поездом №6692 сообщением Осташков-Бологое на перегоне Осташков-Фирово. Золотая осень, снимок Дмитрия Васильева
ТЭП60-0904 с пригородным поездом №6692 сообщением Осташков-Бологое на перегоне Осташков-Фирово. Золотая осень, снимок Дмитрия Васильева

Здесь нет никаких современных приборов безопасности таких как: КЛУБ или КПД, ТСКБМ, КОН. Только старый добрый локомотивный скоростемер 3СЛ-2М, в который заправляется лента регистрации параметров с писцами, УКБМ для проверки бдительности, АЛСН да ЭПК. И всё.

Тёплая ламповая подсветка скоростемера 3СЛ-2М
Тёплая ламповая подсветка скоростемера 3СЛ-2М

Слева, через окошко посередине, условно разделяющее пространство кабины на рабочие зоны, располагается место помощника машиниста.

-20

Именно это овальное окошко посередине в сочетании с обтекаемыми аэродинамическими формами кабины добавляет особый шарм и колорит этому винтажному локомотиву. Вы согласны со мной?

-21

ТЭП60 конечно же это не паровоз, однако эта техника уже весьма почтенного возраста, причём не уступающая ему по своей харизматичности. Тепловоз с номером 0904 был выпущен в СССР в 1979 году, практически ровесник всем известной легендарной Нивы, автомобиля ВАЗ-2121. Как никак, а почти полвека назад ТЭП60-0904 вышел с завода и затем работал с пассажирскими поездами на просторах железных дорог МПС СССР.

-22

К средине 70-х годов прошлого века тепловозы серии ТЭП60 на большинстве неэлектрифицированных участков железных дорог стали основными пассажирскими тепловозами, водившими не только поезда дальнего следования, но в ряде случаев и пригородные.

-23

Локомотивный светофорчик располагается не строго посреди из-за наличия среднего окошка, а смещён ближе к машинисту, такая вот особенность в силу конструкции кабины.

-24

Управление щетками стеклоочистителей лобовых стёкол с пневматическим приводом такое же, как и на всех остальных советских тепловозах той эпохи (М62, 2ТЭ116) анахроничное, путём откручивания и закручивания вентиля.

-25

Не самое лучшее и надёжное решение, в отличии от привода с электромоторчиками. Однако, это ещё одна примечательная деталь, которая добавляет шарм в интерьер локомотива и намекает нам на его почтенный возраст. Окошко посреди совсем не ограничивает обзор, несмотря на огромные массивные стойки.

-26

Дело в том, что сектор обзора с места машиниста или помощника, благодаря смещённым назад боковым стойкам, очень широкий. Чего, напротив, нельзя сказать про современные локомотивы, такие, как например 2ТЭ25КМ.

Кресла машиниста и помощника очень комфортные и при этом по-старомодному выглядят довольно стильно
Кресла машиниста и помощника очень комфортные и при этом по-старомодному выглядят довольно стильно

Переходим к рабочему месту помощника.

-28

Здесь нет никаких органов управления тепловозом. Широкий глянцевый столик для заполнения журнала ТУ-152 или маршрутного листа с гладкой поверхностью, окрашенный в приятно нежно-зелёный оттенок в цвет нижней части интерьера кабины да тумблеры включения наружной световой сигнализации локомотива.

-29

А главное всё это работает. Включил, например, тумблер «номерные знаки», чик и — вуаля, всё горит!

-30

Ещё одна такая интересная и важная мелочь как рукоятка для подачи свистка и тифона.

-31

Профессионалы, обратите внимание, что в отличии, например от тепловоза М62 или 2ТЭ116 здесь всё ровно наоборот: свисток на себя, тифон (громкий сигнал) от себя. Непривычно.

Или вот ещё одна такая приятная глазу мелочь как звёздочка на боковых окошках — дань моде прошлых лет.

-32

Аккуратность и скрупулёзность здесь чувствуется во всём. Всё, как я уже говорил, подписано, везде присутствуют таблички музейного качества.

Контрольные лампы для проверки наличия «земли» в цепях управления
Контрольные лампы для проверки наличия «земли» в цепях управления
Автоматы включения освещения на стенке ввк
Автоматы включения освещения на стенке ввк
Отключатели электромоторов (тэд), переключатели перехода с нормального возбуждения на аварийное, а также на количество секций при работе по системе многих единиц (СМЕ)
Отключатели электромоторов (тэд), переключатели перехода с нормального возбуждения на аварийное, а также на количество секций при работе по системе многих единиц (СМЕ)

Заглянем в высоковольтную камеру (ввк), которая расположена прямо за кабиной управления номер 1 и отделяет её от шумного дизеля, частично выполняя роль звукопоглотителя.

-36

По компоновке расположения электрических аппаратов ввк ТЭП60 мне как машинисту могу сказать очень напоминает тепловоз серии... ТЭМ2. Да-да, расположение реверсора, шунтов ослабления поля, поездные контакторы, реле управления находятся по-привычному мне именно там, где я как машинист, имевший дело с маневровым ТЭМ2, буду их и искать.

С торца ввк находится шкаф с подстроечными сопротивлениями для регулировки и настройки мощности тепловоза.

Передвигая хомуты на сопротивлениях, настройщик на реостатных испытаниях тем самым регулирует мощность тепловоза на каждой тяговой позиции контроллера машиниста
Передвигая хомуты на сопротивлениях, настройщик на реостатных испытаниях тем самым регулирует мощность тепловоза на каждой тяговой позиции контроллера машиниста

А сзади ввк спрятался лючок с ключом блокировки для смены кабин управления.

-38

А вот и самое интимное и сокровенное место на тепловозе, расположено сразу же за ввк.

Санузел: рукомойник с «бомболюком»
Санузел: рукомойник с «бомболюком»

Идём дальше осматривать дизельное помещение. Далее находится хорошо знакомый всем машинистам трёхцилиндровый компрессор КТ-7 с механическим приводом от коленвала дизеля, как на тепловозах серии М62, а прямо за ним находится главный (или тяговый) генератор, который при запуске дизеля работает в режиме стартера, обеспечивая проворот коленвала.

Музейная чистота присутствует не только снаружи тепловоза, в кабинах управления, но и в дизельном помещении
Музейная чистота присутствует не только снаружи тепловоза, в кабинах управления, но и в дизельном помещении

На семидесятке в отличии от ТЭП60 используется совершенно иной шестицилиндровый компрессор ПК 5.25 с приводом от электромотора. Он более производительный в отличии от КТ-7, причём его производительность не зависит от количества оборотов дизеля, что особенно важно при частых торможениях на затяжных спусках, когда тепловоз движется в режиме выбега на нулевой позиции контроллера. Однако, в случае нарушения цепи зарядки аккумуляторной батареи или при выходе из строя СТГ (стартер-генератора) электродвигатель компрессора потеряет питание. В этом плане более «автономный» КТ-7 кажется более надёжным агрегатом в процессе эксплуатации.

А вместо сердца — «пламенный мотор»

Мы добрались до сердца тепловоза. На тепловозах серии ТЭП60 устанавливался шестнадцатицилиндровый двухтактный дизель 11Д45 серии ДН23/30 номинальной мощностью 3000 л.с., спроектированный для этого тепловоза Коломенским заводом.

-41

Схема продувки цилиндров клапанно-щелевая. Из-за чего высок коэффициент остаточных газов в выхлопных коллекторах, плюс к этому постоянно скапливается масло в ресиверах, что в свою очередь может приводить к работе дизеля в «разнос», при халатном отношении локомотивной бригады к своим обязанностям.

ТНВД в развале дизеля
ТНВД в развале дизеля

К тому же эти дизеля не отличались экономичностью дизельного топлива и масла. Но кого это особенно интересовало в СССР в эпоху заданных высоких темпов индустриализации страны?

Дифференциальный жидкостный манометр для контроля пробоев газов в картер дизеля
Дифференциальный жидкостный манометр для контроля пробоев газов в картер дизеля

Сегодня, затраты на содержание тепловоза ТЭП60 в эксплуатации оправдываются его использованием исключительно в качестве фредлайнера в составе туристических поездов.

Водомерное стекло для определения уровня жидкости в системе охлаждения расположено очень необычно в отличии от тепловоза М62. Оно находится в тамбуре сразу за кабиной управления №2, а не как обычно в дизельном помещении. Однако, зимой возникает вероятность его перемерзания, если не закрыть входную дверь. И такие случаи иногда происходили, как рассказывали мне бывалые машинисты
Водомерное стекло для определения уровня жидкости в системе охлаждения расположено очень необычно в отличии от тепловоза М62. Оно находится в тамбуре сразу за кабиной управления №2, а не как обычно в дизельном помещении. Однако, зимой возникает вероятность его перемерзания, если не закрыть входную дверь. И такие случаи иногда происходили, как рассказывали мне бывалые машинисты

В системе охлаждения дизеля на ТЭП60 применяется гидростатика, а не механический привод через промежуточные валы и соединения вентилятора шахты холодильника как на М62.

Из новодела бросается в глаза лишь установленная на тепловозе современная система пожаротушения с датчиками в дизельном помещении как одно из главных требований обеспечения безопасности, а в кабине современная радиостанция, сигнальные лампы ЭПТ на пульте управления да кое-что из электрики в ввк.

Буксовый узел первой колёсной пары с приводом для скоростемера 3СЛ-2М
Буксовый узел первой колёсной пары с приводом для скоростемера 3СЛ-2М

Ну и всё. В остальном тепловоз полностью аутентичен и уникален на сегодняшний день, поскольку является единственным ТЭП60, находящимся в эксплуатации в России.

Шестидесятка на фоне младшей модели ТЭП70 смотрится потрясающе
Шестидесятка на фоне младшей модели ТЭП70 смотрится потрясающе

Вообще, тепловоз ТЭП60 получился вполне удачным и что немаловажно очень востребованным для своего времени. Его главные преимущества — это высокие скоростные и динамические характеристики в сочетании с отличной плавностью и мягкостью хода, классная эргономика и обзор с рабочего места машиниста и его помощника, но дизель при этом довольно шумный и относительно неэкономичный в плане расхода не только дизельного топлива, но и масла. Пришедшая им на смену серия пассажирских тепловозов ТЭП70 оказалась конечно же куда более совершенной и прогрессивной в техническом плане, это бесспорно. Однако, во многом семидесятка утратила былой шарм и очарование промышленного дизайна в локомотивостроении эпохи 60-х.

-47