Найти тему
Билет в СССР

Дмитрий Яблочкин. 66 дней в логове карателей. Очнулся от зуда. Рука была серой от комаров

Выполняя особое задание, глубоко в тылу врага группа Дмитрия Яблочкина столкнулась с превосходящими силами фашистов. Гвардии старший сержант был тяжело ранен. Немцы решили добить его. Офицер выстрелил из пистолета Дмитрию в голову. Солдаты нанесли несколько штыковых ударов. Так что уцелеть Яблочкину, казалось, не суждено. Но судьба распорядилась иначе.

-Скрывайся! Спасай себя! - приказал Яблочкин, когда к нему бросилась санитарка Елена Васько. Дмитрия только что ранило в живот, отнялись ноги. Но он стремился в первую очередь позаботиться о товарищах. Четвертые сутки группа уходила от погони.

Но в конце концов оказалась окружена и приняла бой. Каждый сознавал: возможно, это последние минуты, и стремился подороже продать свою жизнь.

К тому моменту гитлеровцы были в ярости. В ходе рейда группа Яблочкина всего за 10 дней пустила под откос три эшелона со снарядами, горючим и личным составом вермахта. Взорвала 2 телефонно-телеграфные линии.

Когда фашисты приблизились вплотную, раненым советским бойцам, которые не могли уйти, оставалось только одно. Притвориться убитыми. Звук выстрела из немецкого пистолета - последнее, что услышал Яблочкин. Затем потерял сознание. А дальше случилось невероятное.

_________________________

В конце сентября 1942 года группе советских подрывников было приказано перейти линию фронта, пробраться в тыл врага и взорвать мост в Батуринских лесах Смоленской области. Но подобраться к объекту долго не удавалось. Он усиленно охранялся фашистами.

Наконец, несколько дней разведки помогли выбрать подходящий момент для минирования. В 14:00 немцы обедали, а потом отдыхали. На мосту оставалось двое часовых. Бесшумно убрать их взялись сержант Яблочкин и старший сержант Минаков. Остальные минировали мост. Уже подожгли Бикфордов шнур, когда диверсантов заметил дежурный у казармы и поднял тревогу. Началась погоня. Гонялись за ними с собаками.

Тогда Яблочкин смог вывести группу и без потерь добраться до своих.

До войны Дмитрий работал лесником. Он с детства чувствовал себя в лесу как дома.

Дмитрий Яблочкин родился в мае 1910 года в селе Верхний Икорец Бобровского района Воронежской области. После школы работал лесорубом. В 1933 году окончил техникум в поселке Хреновое и пошел по стопам отца - лесником.

На фото сидят: Слева мама Евдокия Павловна с дочерью Дмитрия Раисой, Дмитрий с сыном Валерием на руках, теща Ольга Игнатьевна с дочерью Дмитрия Олимпиадой.  Стоят: Слева сестра Валентина Михайловна. Справа жена Дмитрия Анна Васильевна
На фото сидят: Слева мама Евдокия Павловна с дочерью Дмитрия Раисой, Дмитрий с сыном Валерием на руках, теща Ольга Игнатьевна с дочерью Дмитрия Олимпиадой. Стоят: Слева сестра Валентина Михайловна. Справа жена Дмитрия Анна Васильевна

В 1941 году в СССР подготовка к агрессии шла, но скрытно. 8 марта 1941 года в Политбюро включили вопрос о проведении учебных сборов военнообязанных запаса. На деле это были не просто сборы, а скрытая мобилизация. Война застала Дмитрия в Прибалтике.

Он чудом сумел выйти из окружения, добрался до своих и попал в поле зрения начальника оперативной группы заграждения Западного фронта Ильи Старинова, который организовал учебный центр Западного фронта.

Помимо саперов нужны были мостовики, чтобы восстанавливать поврежденные мосты. Кто делал мосты? Наши же дровосеки, кто хорошо владел топором. Дмитрий стал хорошим мостовиком и минером.

18 августа 1941 года в Орле начала работу школа по подготовке противопожарных кадров, а на самом деле - кадров подполья и партизан. В нее и был зачислен Дмитрий Яблочкин.

Из курсантов Оперативно учебного Центра полковник Старинов к маю 1942 года сформировал 5-ю отдельную инженерную бригаду специального назначения. Диверсионные группы немедленно начали действовать. В начале июня ночью в тыл врага неподалеку от поселка Белый на Смоленщине забросили группу саперов с заданием подорвать железную дорогу у станции Ярцево.

Два часа Дмитрий с напарником пролежали в кустах, ожидая, когда пройдет патруль. Часового у будки, в которую вошли немцы, не было. Яблочкин отдал Калугину свой автомат. “Ну, браток. Если обнаружат, стреляй за двоих”.

Взяв мину, финский нож, пару гранат, пополз к насыпи. Когда мина была уже установлена и оставалось ее лишь замаскировать, из будки показались патрульные. Яблочкин кубарем скатился в канаву. Вторую мину поставил Калугин. Саперы отползли метров на 200.

Вскоре послышался шум. Приближался поезд. Оглушительный взрыв потряс воздух, и эшелон полетел под откос. Позже стало известно, что в результате диверсии погибло около 700 гитлеровцев, разбито 22 вагона, 15 платформ с танками и паровоз.

Так сержант Яблочкин выполнил первое боевое задание. Его находчивость и отвага не остались незамеченными. Из лучших бойцов 5-й инженерной бригады сформировали 10-й отдельный гвардейский батальон минеров спецназначения. Яблочкин стал командиром отделения. Также был награжден Орденом Красной Звезды.

Дмитрий Михайлович Яблочкин
Дмитрий Михайлович Яблочкин

В ноябре 1942 года Красная Армия перешла в контрнаступление под Сталинградом. Требовалось во что бы то ни стало не позволить гитлеровцам перебросить под Сталинград резервы.

С того момента до марта 1943 года из 10-го отдельного гвардейского батальона минеров в тыл врага отправились 36 диверсионных групп. Силами полутора сотен человек удалось взорвать 10 эшелонов, мотовоз. В результате чего оказалось разбито 10 паровозов, 6 платформ.

Такая мощная диверсионная работа вызвала у немецкого командования бешенство. В разных районах Смоленской области начались карательные операции. Выполняя задания в тылу врага, Яблочкин оказывался свидетелем бесчеловечного отношения гитлеровцев к мирным жителям. Это стало настоящим потрясением.

-Он рассказал только один эпизод. Попали в деревню, через которую прошли немцы. Зашли и увидели казненных мирных жителей. Тут стало понятно, что дальше пощады быть не должно.
Леонид Яблочкин. Племянник Дмитрия Яблочкина.

Дмитрий стал добровольно браться за самые опасные задачи. И, несмотря на огромный риск, всегда без потерь возвращался к своим.

В декабре 1942 года группа Яблочкина провела несколько диверсионных операций на железнодорожных и шоссейных дорогах в глубоком тылу врага. За советскими минерами началась погоня. Каждая секунда была на счету.

И вдруг Яблочкин, который двигался впереди, замер. Позже он сам не мог объяснить, что его насторожило. Однако интуиция не подвела. Впереди оказалось минное поле. Сзади слышался лай овчарок. Каратели буквально дышали в спину. Времени на разминирование не было.

И тогда Яблочкина осенило: Надо пробираться по самой кромке оврага. Там установить мины просто невозможно.

Группе Яблочкина удалось успешно оторваться от преследования и выйти к своим. В войне наметился перелом. Вклад в это советских диверсантов сложно переоценить.

После Ржевской наступательной операции в феврале 1943 года батальон минеров получил небольшую передышку и время для подготовки к действиям в глубоком тылу врага. Яблочкину, который уже многое повидал, выпало неожиданное испытание. Предстояло научиться прыгать с парашютом.

-Про первый свой прыжок он рассказывал, улыбаясь. Посмотрел вниз - люди, как муравьи. Говорит: То ли сам прыгнул, то ли вывалился, но полетел. И такое счастье, что парашют раскрылся. Это чувство счастья не описать.
Леонид Яблочкин. Племянник Дмитрия Яблочкина.

В ночь на 22 апреля 1943 года с аэродрома недалеко от города Великие Луки началась переброска в тыл противника отряда из 30 минеров-диверсантов. Бесшумные самолеты У-2 и Р-5 брали на борт только по одному человеку. Поэтому выброска продолжалась 12 суток. До 4 мая.

Конечно, немцы это увидели и переполошились, подумав, что вы тылу высадилась большая группа войск. Они спешно подтянули силы. 1000 егерей. Специально подготовленных охотников на партизан. Авиацию и артиллерию. Позже в район направили два полка СС.

Группа Яблочкина получила задание провести разведку местности, выйти к железной дороге Витебск-Смоленск и взорвать вражеский эшелон. Удалось выявить тыловой рубеж обороны, боевой аэродром, склад боеприпасов и другие важные объекты, которые потом были уничтожены советской авиацией. Проникнув в расположение вражеского гарнизона, Яблочкин заминировал два автомобиля и похитил сумку с документами. Результаты разведки были переданы по рации.

16 мая 1943 года на перегоне между станциями Заболотинка - Крынки Яблочкин со своей группой подорвал вражеский эшелон из 28 вагонов с боеприпасами и продовольствием, шедший из Витебска в Смоленск. Дальше взрывы гремели почти каждый день. На том же направлении 22 мая в воздух взлетел еще один эшелон из 32 вагонов. Дальше - 2 телефонно-телеграфные линии в 6 проводов.

Но группа решала и другую, не менее важную задачу: Разведки. Все это происходило на территории, где концентрация карателей и всевозможных охотников за партизанами и диверсантами была просто запредельной. Столкновение с ними оставалось лишь вопросом времени.

И в июне 1943 года группу Яблочкина во время разведки взяли в кольцо. В перестрелке Яблочкин уничтожил более 10 гитлеровцев, но сам был дважды тяжело ранен. В ногу и в живот. И лежал среди погибших товарищей, когда их настигли гитлеровцы.

Офицера привлек гвардейский знак на груди Яблочкина. За нее давали 6000 марок. Поэтому он приказал снять этот знак, но перед этим выстрелил ему в голову. Когда знак начали снимать, он застонал. Тогда немецкий солдат прикладом разбил ему голову.

Дмитрий потерял сознание и уже не почувствовал, как его еще семь раз ударили штыком, как вместе с клочьями гимнастерки сорвали гвардейский значок, разули и раздели, посчитав мертвым.

-Очнулся не от боли. От резкого зуда и жжения. Что такое? Посмотрел на руки. Руки серые от комаров.
Леонид Яблочкин. Племянник Дмитрия Яблочкина.

Яблочкин был жив, но не в состоянии двигаться. В глухом лесу он легко мог стать добычей хищников, но, вероятно, их отпугивал запах гильз, которые оставались на месте боя.

Выяснится, что без сознания он пролежал двое суток. На третий день он решил, что оставаться здесь: верная смерть. Надо найти помощь. Он разорвал нательную рубаху, перевязал раны. И, собрав последние силы, пополз, опираясь на локти.

Спустя неделю после рокового боя Дмитрий Яблочкин все еще был жив. Время от времени он терял сознание и, когда приходил в себя, прикладывал к ранам прохладный болотный мох. А жажду и голод утолял листьями растений. Между тем лес прочесывали каратели. Несколько раз они едва не спотыкались о раненого, но Яблочкин умело маскировался.

Больше всего Дмитрия мучила жажда. И вдруг он услышал: совсем близко журчит ручей. Однако на пути оказалось поваленное дерево. Как не старался Яблочкин, преодолеть это препятствие не удавалось. Обессиленный, он повис поперек ствола, так и не добравшись до воды.

Теряя сознание, Яблочкин услышал невдалеке голоса. Последнее, что успел подумать: неужели немцы.

Но Дмитрию повезло. Его обнаружили проводник партизанского отряда Владимир Рыбаков и два минера из группы Дубовицкого, которые отправились в дозор.

Когда его доставили в партизанскую бригаду, девочки-санитарки рыдали над ним.

Выяснилось: решение Яблочкина не оставаться на месте боя было единственно верным. Каратели, рассчитывая, что товарищи решат похоронить погибших, заминировали их тела. Звуки взрывов стали сигналом для начала погони.

Уходить от преследования Яблочкин не мог, а потому предложил завернуть его и еще одного тяжелораненого в брезент и спрятать в мох. По одним источникам, они пролежали двое суток. По другим - 8 суток.

Но, к счастью, все закончилось благополучно. За ними вернулись. Вокруг были каратели. В отряде ни медикаментов, ни патронов, ни запасов провизии. В таких условиях гвардии старший сержант провел в лесу без должной медицинской помощи 66 дней.

23 августа 1943 года оставшиеся в живых десантники-минеры 13 из 30 были вывезены самолетом на Большую землю. За проявленное мужество Дмитрий Яблочкин был представлен к званию Героя Советского Союза с вручением Ордена Ленина и медали Золотая Звезда.

После курса лечения и краткосрочного отпуска Яблочкин был назначен на должность командира взвода и продолжил воевать в составе 10 отдельного гвардейского батальона минеров.

После освобождения Смоленщины в декабре 1943 года ему присвоили звание младшего лейтенанта. Вскоре им и его товарищами были уничтожены 4 бронепоезда, 70 эшелонов, 78 паровозов, 292 вагона и около 5000 солдат противника.

18 августа 1944 года Герой Советского Союза старший лейтенант Яблочкин со своим взводом окопался в районе населенного пункта Горда Шяуляйского уезда и занял оборону.

Вскоре показались танки с черными крестами и самоходки. Их было три десятка. Немцы быстро прорвали оборону наших бойцов, вооруженных автоматами, противотанковыми ружьями, и устремились вперед по дороге. Но оказалось, что тут их поджидала ловушка. Яблочкин с подчиненными заминировали мост через реку Швента.

Едва первый танк въехал на деревянный настил, как мост взлетел на воздух. Немцы попытались отступить и угодили прямиком на минное поле, где советские воины приготовили больше 120 сюрпризов. 4 танка были подорваны, остальные повернули обратно.

За этот подвиг гвардии старшего сержанта наградили Орденом Отечественной войны Первой степени.

17 мая 1945 года 5 отдельная гвардейская моторизованная инженерная бригада, в которой служил Яблочкин, Приказом народного комиссара обороны за образцовое выполнение заданий при овладении городом-крепостью Кенигсбергом и проявленные при этом доблесть и мужество удостоена почетного наименования “Кенигсбергская”.

Дмитрий Яблочкин справа. Дни великой Победы
Дмитрий Яблочкин справа. Дни великой Победы

День Победы Яблочкин встретил в Феодосии. В госпитале после всех ранений решили, что пора лечить.

Демобилизовался Дмитрий в 1945 году, после окончания войны. Вернулся на родину. Продолжил работать в Бобровском лесничестве в должности инспектора охраны лесного хозяйства. Несмотря на шрамы, покрывавшие тело, Дмитрий Михайлович выглядел вполне здоровым и даже крепким. Он прожил довольно долгую жизнь и умер в 1982 году в возрасте 72 лет.

Постскриптум

Во время штурма Кенигсберга за младшим лейтенантом охотился снайпер. И попал. Но Яблочкин в этот момент как раз вскинул левую руку, указывая своим бойцам, куда бить.

Пуля снайпера прошила грудь слева. Не совсем в спину, а сбоку. И угодила в орден Красной Звезды, оставив на награде вмятину и отколов два лучика. К счастью, сердце не задело.

После войны Яблочкину предлагали заменить испорченный орден, но он отказался. Так и носил его как воспоминание о войне. И необыкновенной благосклонности судьбы.

-4

Дорогие подписчики и гости канала. Большое спасибо за внимание. За ваши добрые слова и комментарии. Будьте здоровы, счастливы. С любовью к вам.