В контейнерных грузоперевозках различают два основных понятия: COC (Carrier Owned Container) и Shipper Owned Containers (SOC). Название говорит о том, что в первом случае, СOC, контейнером владеет перевозчик, а SOC - грузоотправитель (или третье лицо, не являющееся перевозчиком). Однако на практике же существует множество нюансов и различий между этими двумя типами контейнеров.
COC
Carrier Owned Container – контейнер транспортного оператора (морской линии), который дается в пользование и должен быть возвращен в определенный срок. Как правило, такие контейнеры могут рассматриваться как подходящая опция, если соблюдаются следующие условия:
- для перевозки требуется стандартный контейнер;
- небольшие расстояния между точками: пункт забора порожнего контейнера и место затарки; пункт выгрузки товара и терминал сдачи контейнера;
- существует техническая возможность перетарки груза на складе.
SOC
Shipper Owned Container – контейнер, принадлежащий отправителю, получателю или третьему лицу, сдающему контейнеры в аренду. На практике SOC может называться любое оборудование, не принадлежащее перевозчику. К условиям, являющимися более подходящими для использования SOC, относятся:
- нестандартное оборудование, которого может не быть у транспортных операторов (например, танк-контейнеры);
- есть потребность в каботажных перевозках (когда после получения контейнера планируется его возврат в первоначальную страну отправителя);
- есть необходимость в хранении товара в контейнере на складе (например, некоторые продукты химической промышленности).
Ценообразование при использование COC и SOC
COC представляют простую, на первый взгляд, схему ценообразования. При отправке запроса с указанием даты, маршрута, вида и веса груза, морская линия выдает одну стоимость своих услуг, в которую уже включен фрахт и пользование контейнером линии. Заказчику неизвестна стоимость пользования контейнером COC, пока он намеренно не запросит стоимость только фрахта с использованием стороннего контейнера.
Сложности определения финальной цены, которую предстоит заплатить за перевозку c COC, заключаются в сборах за сверхнормативного использование - демередж (demurrage) и детеншн (detention). Демередж - это сбор за превышение свободного времени нахождения контейнера в порту выгрузки (простой). Детеншн - это дополнительная плата за превышение срока, предусмотренного на возврат оборудования, за пределами терминала (задержка). У каждого оператора свои ставки демередж и детеншн и свои сроки свободного использования оборудования. Большинство линий комбинируют эти две платы в один сбор.
Ценообразование перевозки при использовании SOC-контейнеров зависит от того, находятся ли SOC в собственности или взяты в аренду у третьих лиц. Рассмотрим каждую опцию отдельно.
При приобретении контейнера SOC в собственность основным расходом, конечно, является сама стоимость контейнера, которая варьируется от 3000 до 5000 USD в зависимости от размера. Традиционно производители контейнеров предпочитают принимать заказы преимущественно на крупные партии, с предоплатой не менее 50%, при этом срок изготовления партии может составлять от 6 до 12 месяцев. Такая схема предполагает отвлечение оборотных средств предприятия на достаточно длительный период, что может быть невыгодно клиенту. В последнее время с развитием в стране лизинга весь комплекс обозначенных проблем может быть успешно решен с помощью использования лизинговой схемы приобретения контейнеров.
Риски влияющие на оптимальный выбор типа контейнера с точки зрения затрат:
- Вероятность задержек или заторов до выгрузки в порту
- Вероятность заторов после выгрузки в порту назначения
- Удаленность конечной точки доставки груза от места сдачи контейнера
Подписывайтесь на наши соц сети, получайте больше полезной и важной информации.
Группа ВКонтакте
Телеграм канал