Никогда не думал, что захочу написать что-то про проблему "отцов и детей", но смена поколений делает свое дело.
По теме "новое поколение совсем не такое, как старое, всё делает не так" написано очень много. Тем не менее, хочу изложить свое свежее понимание вопроса.
Сразу приведу предварительные выводы:
- В том, что новое поколение "какое-то не такое", многое объяснимо и закономерно.
- То, каким конкретно является новое поколение, определяется многими факторами, но в первую очередь причинами, которые формировались предыдущими поколениями. Обвинять новое поколение в чем-то, тоже самое, что обвинять своих детей, что они плохо воспитаны.
Почему молодежь "такая" и "так" себя ведет?
На мой взгляд это связано с тремя основными причинами:
- У молодых людей нет четких социальных ролей. Они могут не чувствовать свои места в социальной системе и заниматься привлечением внимания всевозможными способами. Например, когда холостой молодой человек, ведущий "не очень хороший образ жизни", обзаводится семьей, он часто остепеняется. В качестве элементарного примера работы данного механизма можно привести ситуацию из армейской среды. Когда стоит строй, внимание обращено на первую шеренгу. Те, кто стоит в первых шеренгах, как правило, соблюдают дисциплину и выправку. Задние шеренги часто ведут себя более расслабленно (разговаривают, шутят, вертятся). Но когда из первой шеренги уходит боец, а на его место становится боец из второй шеренги, то сразу становится серьезным (чтобы не получать замечания и не подставлять себя, командира и весь строй).
- У молодых людей, в соответствии с природным механизмом, повышенный гормональный фон, вынуждающий их совершать активные действия для накопления жизненного опыта и решения "задачи размножения".
- Новые поколения наследуют старые паттерны общества и получают новые, как следствие работы системных законов. Например, если в обществе пытаются исключить из памяти какие-то события из прошлого, то они будут проявляться через новые поколения. Если предыдущие поколения были лишены чего-то, новые поколения будут "восстанавливать справедливость" (так работает Закон принадлежности).
Почему всё будет хорошо?
Смена поколений делает своё дело. Когда человек попадет на новую социальную роль в обществе (или роль в организации) происходит следующее:
- человека наделяют ответственностью, что приводит (в большинстве случаев) к повышению зрелости. А повышение зрелости приводит к взрослению. Зрелость позволяет человеку решать взрослые (сложные) задачи;
- человек попадает в соответствующее поле, оказывающее на него существенное влияние (влияние на чувства, настроение, желания, энергетику, здоровье, мысли человека). В результате человек меняется (на время или навсегда). Конечно, некоторые люди не справляются со своими социальными ролями, но для устойчивости системы в целом достаточно некоторой критической массы тех, кто может исполнять роли хорошо. Влияние поля может не только делать человека взрослее, но и менять его ценности.
Под полем, подразумевается нечто, реализующее системные законы, сформулированные Бертом Хеллингером. Поле — субстанция, реализующая законы Жизни (в широком смысле слова). Жизнь воспроизводит жизнь. Задача Жизни — выживание, развитие (качественное) и масштабирование (количественное). Для решения задачи Жизни работают системные законы (Закон принадлежности, Закон иерархии, Закон баланса, Закон назначения и конечности).
Механизмами, реализующими системные законы, являются 3 вида совести:
- единичная (личная совесть). Проявляется на уровне чувств людей;
- системная (коллективная) совесть. Проявляется бессознательно на уровне действий, настроений, желаний людей;
- эволюционная совесть. Проявляется в виде "эволюционного ветра" жизненных событий, кризисов, изменений.
Работа системной совести наблюдается через переплетения или паттерны.
Нахождение в переплетении — как гипноз, в котором испытываешь чужие чувства, мысли, желания. При выходе из системы и смене роли такой гипноз может исчезать за один день меняя восприятие реальности до неузнаваемости.
Что делать руководителям коллективов в этих условиях?
Условия управления становятся сложнее. Растет объем информации (и не вся информация полезная и достоверная). Быстро меняется контекст. Растет конкуренция. Людьми становится сложнее управлять (больше ожиданий, меньше мотивации). Тем не менее в этих условиях помогут базовые принципы:
- начать с того, что признать ситуацию как есть (перестать быть с этим несогласным и недовольным). Тогда есть шанс, что начнут открываться новые идеи и пути;
- терпение на пути к своим целям (больше попыток с разными исходными условиями и, успех рано или поздно случиться);
- постоянное развитие, повышение управленческих и специальных компетенций;
- ясное и четкое назначение социальных ролей на молодых сотрудников (чаще проговаривать их социальные роли) и работа с учетом этих социальных ролей и их ответственности.