Один из крупнейших петербургских производителей колбас — «Петровские деликатесы» — подал заявление о банкротстве. Как говорят эксперты, с его уходом в Петербурге практически не останется собственных производителей мясной продукции. Почему же Северная столица вынуждена привозить колбасу из других регионов, когда рядом Ленобласть с её совхозами? Разбирался 78.ru вместе с экспертами.
Петербургский только адрес
«Петровские деликатесы» сами себя на официальном сайте называют одним из крупнейших производителей колбас и мясных деликатесов в Северо-Западном регионе. В начале октября производитель без видимых причин подал в арбитражный суд заявление о банкротстве.
Это известие по понятным причинам всколыхнуло и общественность, и СМИ: совсем недавно широко обсуждалась новость о закрытии в Петербурге фирменной сети «Великолукского мясокомбината», и банкротство местного производителя естественным образом привлекло большое внимание. Однако, как уверяют эксперты, трагедии в этом нет: вероятно, фирма не выдержала конкуренции с федеральными производителями, поскольку выпускала стандартную для рынка продукцию относительно небольшими объёмами.
Тем не менее повод для тревоги имеется, и заключается он в том, что с уходом «Петровских деликатесов» на рынке Северной столицы практически не останется как таковых петербургских производителей колбас и колбасных изделий. Это не значит, что вся мясная продукция будет производиться в других регионах, — напротив, и в Петербурге, и в Ленобласти достаточно мясокомбинатов. Другое дело, что петербургскими или ленинградскими их назвать нельзя, пояснил в беседе с 78.ru независимый эксперт по ретейлу, консультант поставщиков торговых сетей Михаил Лачугин.
— В Петербурге много мясоперерабатывающих предприятий, которые производят продукцию, но абсолютное большинство из них к Петербургу никакого отношения не имеют, кроме того, что они просто здесь находятся. Раньше эти предприятия были зарегистрированы здесь, платили здесь налоги, но сейчас это просто производственные площадки крупных агрохолдингов — того же «Черкизово». То есть если посмотреть формально, у нас много предприятий, но к Питеру они отношения не имеют, — констатировал эксперт.
Действительно, формально мясоперерабатывающих предприятий в Петербурге и области приличное количество — больше 20-ти, однако часть из них являются небольшими производствами с премиальной продукцией, а часть принадлежат федеральным сетям. Особенно выделяется «Черкизово», которой принадлежат Всеволожский мясокомбинат (самый известный бренд — «Самсон») и «Пит-продукт», раньше принадлежавший финской Atria. Ещё часть мясоперерабатывающих предприятий не занимаются производством колбасной продукции, сосредоточившись на продаже отрубов.
Таким образом, собственно петербургских производителей не премиальных, а популярных колбасных продуктов среднего и низкого ценового сегмента в регионе практически нет. Одной из причин этого Михаил Лачугин назвал отсутствие собственной сырьевой базы — именно оно не даёт конкурировать с федеральными производителями.
— Если мы посмотрим на «Черкизово», «Останкино», «Микоян» — у них у всех своё сырьё, как и у «Великолукского». У Петербурга, у крупных петербургских производителей, я так понимаю, никогда своего сырья не было. У того же «Инея», который является одним из действительно крупных наших, местных игроков, насколько мне известно, сырьё не своё. Наверное, в этом кроется основная причина, — считает Михаил Лачугин.
На первый взгляд, такое предположение выглядит странно — ведь расположенная рядом с Северной столицей Ленинградская область специализируется на сельском хозяйстве, и уж с совхозами, где можно было бы приобретать мясо, в регионе недостатка нет. Почему же местные мясокомбинаты закупают сырьё в других регионах, проигрывая в итоге конкуренцию?
Ленобласть не спасает
Причина проста: в Ленинградской области достаточно сельскохозяйственных предприятий, но тех, что сосредоточены именно на мясном животноводстве, — исчезающее меньшинство. По данным комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области, на май 2024 года в регионе работали 104 животноводческих сельскохозяйственных организации. Из них мясным животноводством занимаются четыре предприятия, свиноводством — шесть. Подавляющее же большинство предприятий — 83 — занимаются молочным животноводством, а если и поставляют на рынок мясо, то по остаточному принципу.
То есть выхода у мясокомбинатов Петербурга и Ленобласти нет: приходится закупать сырьё в других регионах, что автоматически означает проигрыш ценовой конкуренции. И это уже не говоря о том, что Петербург заранее проигрывает Москве в логистике, о чём также рассказал Михаил Лачугин.
— Московский регион, где сосредоточены основные производители мясной продукции, удобен с точки зрения логистики, более удобен, чем Петербург. Если мы посмотрим на карту, у всех крупных производителей мяса — «Мираторга», того же самого «Черкизово» — предприятия и фермы находятся в регионах Центральной России. То есть им удобнее, проще возить сырьё в Москву, там его перерабатывать и потом уже отправлять дальше по регионам, — объяснил эксперт.
В Московской области насчитывается больше 80 предприятий, занимающихся мясным животноводством. Неудивительно, что именно рядом с ними проще всего производить колбасы и другую продукцию переработки.
В чём же причины такого распределения? Как пояснила в беседе с 78.ru доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге Линда Рыжих, у предприятий Северо-Западного федерального округа в целом есть проблема с себестоимостью продукции. Объясняется она просто — климатом.
— У предприятий в СЗФО расходы на корма существенно выше, чем у тех, которые работают на юге и в Центральной России. В южных регионах себестоимость продукции зачастую может быть ниже за счёт больших объёмов производства, а также в силу объективных причин (поскольку там теплее, затраты на электроэнергию будут меньше, стоимость земли, зерна — дешевле, ниже затраты на оплату труда и т. п.). Это даёт иногородним компаниям значимые конкурентные преимущества. Таким образом, даже с учётом высоких логистических издержек доставка в Санкт-Петербург из дальних регионов будет экономически целесообразна и оправдана, — рассказала эксперт.
Это демонстрируют не только предприятия Московского региона и южных субъектов («Петелинка» из Москвы, «Приосколье» из Ярославской области, белорусский бренд «Петруха»), но и производители с Севера — например, из Республики Коми, чья птицефабрика «Зеленецкая» активно работает на петербургском рынке. И это несмотря на то что смежная с Северной столицей Ленобласть сама поставляет на рынок большое количество мяса птицы и яиц. Есть и другие фирмы, к примеру, «Вологодские продукты», «ПсковАгроИнвест» — они поставляют в Петербург мясную продукцию. Собственные же петербургские и областные производители занимают в основном премиальную нишу — это позволяет сохранять прибыльность при высоких издержках.
Линда Рыжих предположила, что кроме объективных факторов причиной закупок мясной продукции в регионах является необходимость сбалансировать рынок по отдельным видам продукции или обеспечить потребности различных рыночных сегментов в определённых категориях мяса. В этом случае главная причина, по которой мясную продукцию везут в Петербург аж из Москвы, — предпочтения потребителей.
Тем не менее не всё столь безнадёжно: как уверяет Линда Рыжих, не только продукция из других регионов поступает на рынок Петербурга — продукция петербургских и ленинградских производителей также направляется на рынки других регионов страны. По её словам, это нормальная рыночная ситуация.
Развитие с проблемами
В целом, как отметила эксперт, рынок мясопереработки сейчас динамично развивается, несмотря на сложности экономического и производственно-технологического характера. Происходит это благодаря — а в некоторых случаях и вопреки — санкциям: мясопереработка является важной составляющей продовольственной безопасности страны, поэтому она после введения ограничений переживает бурный процесс импортозамещения.
Правда, не всё идёт гладко, и это сказывается на рынке. К примеру, указывает Линда Рыжих, в сетевых магазинах периодически случаются перебои с поставками мяса — это говорит об ограничении импорта из-за санкций и недостаточном внутреннем производстве. Есть и другие проблемы.
— Некоторое снижение качества и ухудшение вкусовых свойств мясной продукции, что может быть вызвано переходом производителей на отечественные корма, витаминные добавки, а также вакцины вместо проверенных зарубежных; рост цен на конечную продукцию на фоне удорожания топлива, повышения логистических издержек, увеличения стоимости кормов и лекарственных препаратов для животных, а также затрат на приобретение запчастей и амортизацию оборудования. Кроме того, ещё одной проблемой является пока недостаточная конкурентоспособность местных производителей (в некоторых аспектах они серьёзно уступают иностранным поставщикам по издержкам производства и цене), — констатировала эксперт.
Именно последняя проблема часто бывает причиной закрытия небольших заводов по переработке мяса — их деятельность становится нерентабельной, отметила Линда Рыжих. Высокая конкуренция и отсутствие собственной сырьевой базы на этом фоне оказывается просто «вишенкой на торте».
Есть и сложности, которые происходят из-за продовольственной взаимосвязанности регионов между собой. К примеру, так случилось с рынком мяса птицы: неблагополучная эпизоотическая обстановка из-за птичьего гриппа 2023 года в отдельных субъектах, откуда продукция поставлялась в Петербург, в результате ударила и по Северной столице.
— С сельскохозяйственных предприятий тех областей шли поставки продукции на наш рынок, что негативно отразилось на петербургском регионе: сократилось предложение и выросли цены. Обеспечивать неудовлетворённый спрос пришлось за счёт поставок из других регионов, — напомнила Линда Рыжих.
Результаты заметны до сих пор: несмотря на то что Ленобласть является лидером страны по производству яиц и мяса птицы, до сих пор цены на эти продукты не вернулись к прошлогодним значениям после резкого повышения, хотя и значительно снизились.
Так или иначе, потребность в обеспечении мясом населения заставляет отрасль развиваться, преодолевая сложности импортозамещения. Не остаются в стороне и Петербург с Ленобластью, где не только растут уже существующие, но и планируется открытие новых предприятий. К примеру, готовится к расширению мясокомбинат «Норильский» — он открывает новый современный завод во Всеволожском районе.
Правда, название мясокомбината намекает на то, что к Петербургу и Ленобласти он будет иметь примерно такое же отношение, как и «Черкизово». А это значит, что пока изменений на рынке не предвидится, и советская загадка про электричку из Москвы «длинная, зелёная, пахнет колбасой» ещё долго останется актуальной для петербуржцев.