Большинство моих коллег работают по ПОСТ-оплате. То есть, они получают деньги пост-фактум, за проведенное занятие. Вот какие аргументы они приводят в пользу такого метода:
1. Это незаконно. Если услуга не оказана, то оплату за неё брать Вы не имеете права.
2. Считаю, что не честно брать деньги за еще не проведенное занятие.
3. Вин-вин. Если мне нужно резко отменить урок или перенести занятие, я это делаю без зазрения совести, потому что и мои ученики могут так делать.
Давайте разбираться.
Про мнимую незаконность данного мероприятия закон в помощь - Статья 781 ГК РФ. Так что все законно и работать по предоплате репетитор имеет полное право.
Далее, работая по пост-оплате репетитор полностью снимает с себя всю броню и остается голым перед учеником. Ученик отменил занятие менее, чем за сутки - вы остались без денег и с окном в графике, которое не всегда в тему. Ученик систематически отменяет занятия - вы остаетесь без денег и вам невозможно планировать ваш бюджет.
Именно поэтому многие репетиторы жалуются на "не прибыльность" своего дела и мизерную зарплату. Конечно, ваша работа так и будет мало оплачиваться, пока вы будете работать по пост-оплате. Смотрите сами - вот есть у вас ученик, он занимается по 60 минут 2 раза в неделю. Его урок стоит 1000 рублей. По хорошему, он должен приносить вам 8 000 рублей в месяц.
Но так как вы получаете оплату по факту проведения урока, то 2 раза ученик отменил занятие за пять минут, один раз - вообще, не предупредив, уехал с родителями в отпуск. Итого, вместо 8 вы получили 5 тысяч. А если учеников у вас 6-8? И каждый в какой-то момент вот так косячит? Вместо условных 48 000 вы получите 20-30 деревянных. И пойдете ныть о том, что и зарплата маленькая и ученики, сволочи, не платят.
Или, вот, вы заболели. Когда вы работаете по предоплате, у вас есть своеобразная "финансовая подушка", вы можете на уже имеющиеся у вас деньги купить лекарства, сходить к врачу и т.д. Когда же деньги вы получаете по факту проведения, нет уроков - нет денег. Их вообще нет. Хорошо, когда есть кому помочь. А если таких людей нет?
Идем дальше. "Оплаченный урок наперед еще не отведен и поэтому деньги за него брать - нечто из разряда мошенничества". Урок - это не только фактическая встреча учителя и ученика. Это и подготовка к нему тоже. Оплаченный наперед урок - это гарант того, что педагог не зря готовился, подбирал материалы и выстраивал программу, проверял домашнее задание и исправлял ошибки.
Многие сравнивают работу репетитора с работой бьюти-мастеров (что я считаю не корректным), мол, я же не плачу наперед своему мастеру маникюра. Да, но здесь есть нюансы:
а) Есть мастера, которые предоплату все-таки берут;
б) Часто мастера больше не работают с теми клиентами, которые записались и не пришли;
в) Мастер может предложить освободившееся окно какому-нибудь другому клиенту, у репетитора с этим сложнее. "Кать, у меня отменилось занятие, начало через 5 минут, не хочешь быстренько подлететь, к ЕГЭ подготовиться?".
"Ученики не станут платить мне наперед, они уйдут и я останусь без денег". Да епста-крапста, я с 2017 года полностью работаю только по предоплате, ни разу никто не отказался от занятий по причине оплаты наперед.
У меня действует правило - отмена занятия менее, чем за 24 часа означает, что оплата за занятие полностью списывается. Исключения составляют болезни и форс-мажоры, но не чаще 2 раз в месяц. И обязательно пару раз в месяц случается так, что кто-то из студентов отменяет занятие менее, чем за 24 часа и я от этого не страдаю. Я не теряю в доходе, не теряю во времени, спокойно планирую свой бюджет, потому что просто работаю по предоплате. И да, сплю спокойно, потому что деньги я ни у кого не воровала - я готовилась к уроку, я тратила на это свое время и мои усилия и мое время должны быть оплачены соответственно.
Разумеется, это дело каждого - как работать. Но я убеждена, что работать необходимо исключительно по предоплате.
Что скажете? Какие у вас мысли? Кстати, приходите ко мне в телеграм, там много всего полезного для учителей! (https://t.me/seaanavl)
К слову, у меня еще есть полезные статьи для вас, вот, посмотрите, пожалуйста: