Приветствую вас, дорогие друзья!
На днях показывала вам памятник, посвященный геологоразведчикам Среднего Прибья в Сургуте. Музыкальным сопровождением для него я выбрала песню Владимира Высоцкого "Один чудак из партии геологов..." Многие услышали ее первый раз. Рекомендую ее к прослушиванию полностью, т.к. у меня в ролике только начало и окончание.
Песня имеет под собой почву из реальных исторических событий, а у "чудака из партии геологов" и "олуха" есть реальные прототипы. Прототипом "чудака"стал Фарман Салманов - легендарный геологоразведчик.
В память о великом нефтянике в Ханты-Мансийске и Сургуте, а также в Москве, Баку и Салехарде установлены памятники и монументы. Его именем названы: гимназия и улица в Сургуте, месторождение, теплоход и даже самолеты Ту-154М авиакомпании UTair и Boeing 737—800 той же компании.
О Салманове снимали документальные и художественные фильмы. В основу картин "Сибириада" и "Стратегия риска" положены события из жизни и личность известного нефтяника.
В 2007 году в Сургуте в честь 50-летия высадки первого десанта геологоразведчиков на Сургутскую землю, прошло открытие Мемориального комплекса геологов-первопроходцев «Дом Ф. К. Салманова». Центром всего комплекса является дом первооткрывателя сибирской нефти, сохранившийся на своем историческом месте.
А в 2019 году имя легендарного геолога-первооткрывателя получил и аэропорт Сургута. Так решили сами югорчане, проголосовав на конкурсе «Великие имена России».
События, которые в 1972 году описал и пропел В.Высоцкий, Ф.Салманов излагал просто, без всякого пафоса: "Мы решили тайком уехать и начать разведывательные работы под Сургутом. К тому времени я уже был начальником участка и у меня работали 150 человек. Шуму было много, мы же связь отключили. С должности меня хотели снять. Но в конце концов разрешили остаться. Сначала ютились на вокзале вместе с женами и детьми. А 21 марта 1961 года, на мой любимый азербайджанский праздник - байрам, первая скважина в районе селения Мегион дала фонтан нефти. Я прыгал и кричал: "Мы победили!". Потом нас Никита Сергеевич Хрущев к себе вызывал, я лично ему докладывал обо всем, и сказал: открытие сибирской нефти как полет Юрия Гагарина. Тогда все улыбнулись и восприняли это как шутку. Но сегодня с уверенностью можно сказать, что это самый богатый район - нефти там хватит еще лет на 50-100".
На самом деле все было не так безоблачно. Работая на Кузбассе, Ф.Салманов самовольно увел экспедицию в тюменские края. Самовольника хотели судить, прокуратура завела дело по растрате государственных средств. Однако на его защиту встали участники экспедиции, пригрозив забастовкой, что в советские времена было немыслимо. Тогда дело закрыли, и перевод экспедиции в Сургут оформили задним числом.
"Олух" в песне - это собирательный персонаж, руководящая верхушка страны, которая не верила в наличие нефти в Тюменской области и всячески препятствовала освоению этой территории. В песне приводится диалог этих героев. Он был в реальной жизни, и шел посредством телеграфа. Последняя телеграмма была написана лично Хрущеву, и ее слова увековечены на одном из домов в городе Сургуте.
Один чудак из партии геологов
Сказал мне, вылив грязь из сапога:
"Послал же бог на головы нам олухов!" -
Прямая речь "олуха" (прим. автора):
"Откуда нефть - когда кругом тайга?
И деньги вам отпущены - на тыщи те
Построить ресторан на берегу:
Вы ничего в Тюмени не отыщите -
В болото вы вгоняете деньгу!"
И шлю депеши в центр из Тюмени я:
Дела идут, все боле-менее!..
Мне отвечают, что у них сложилось мнение,
Что меньше "более" у нас, а больше "менее".
А мой рюкзак
Пустой на треть.
"А с нефтью как?"
"Да будет нефть!"
Давно прошли открытий эпидемии,
И с лихорадкой поисков - борьба, -
И дали заключенье в Академии:
В Тюмени с нефтью - полная труба!
Нет бога нефти здесь - перекочую я:
Раз бога нет - не будет короля!..
Но только вот нутром и носом чую я,
Что подо мной не мертвая земля!
И шлю депеши в центр из Тюмени я:
Дела идут, все боле-менее!..
Мне отвечают, что у них сложилось мнение,
Что меньше "более" у нас, а больше "менее".
Пустой рюкзак, -
Исчезла снедь...
"А с нефтью как?"
"Да будет нефть!"
И нефть пошла! Мы, по болотам рыская,
Не на пол-литра выиграли спор -
Тюмень, Сибирь, земля ханты-мансийская
Сквозила нефтью из открытых пор.
Моряк, с которым столько переругано, -
Не помню уж, с какого корабля, -
Все перепутал и кричал испуганно:
"Земля! Глядите, братики, - земля!"
И шлю депеши в центр из Тюмени я:
Дела идут, все боле-менее,
Что - прочь сомнения, что - есть месторождение,
Что - больше "более" у нас и меньше "менее"...
Так я узнал -
Бог нефти есть, -
И он сказал:
"Копайте здесь!"
И бил фонтан и рассыпался искрами,
При свете их я Бога увидал:
По пояс голый, он с двумя канистрами
Холодный душ из нефти принимал.
И ожила земля, и помню ночью я
На той земле танцующих людей...
Я счастлив, что, превысив полномочия,
Мы взяли риск - и вскрыли вены ей!
Владимир Высоцкий, 1972