Найти тему
Факты и смыслы

МАСТЕРА И ГЕНИИ. ХУДОЖНИЦА НАЙДАН РУШЕВА: ЮНЫЙ ГЕНИЙ.

Первые проявления одарённости

В Улан-Баторе в 1952 году появился на свет маленький человечек, оказавшийся девочкой, и нарекли её Надеждой. С этого же времени стала она москвичкой.

Материнская половинка подарила ребёнку тувинские корни, отцовская – русские. Тувинские и монгольские друзья родителей на свой лад стали называть девочку НАЙДАН – ВЕЧНО ЖИВУЩАЯ.

Коллаж из свободного доступа в интернете.
Коллаж из свободного доступа в интернете.

Растёт девочка: с пяти лет детский сад, любит слушать сказки, играть с подружками в куклы и танцевать, писать и читать до школы не умеет – не учили. РИСОВАТЬ ТАКЖЕ НИКТО НЕ УЧИТ, хотя папа театральный художник. Девочка развивается в среде творческой интеллигенции – художников и артистов. Ситуации обыденны, и что из этого следует для будущего девочки? Да ровным счётом ничего, пока…

Мастер задумался.
Мастер задумался.

Естественно, до школы начинает что-то рисовать, выходят каракули, как и положено в этом возрасте. Но возникают они как бы В ПОИСКЕ СМЫСЛА ИЗОБРАЖАЕМОГО – рисуя, ребёнок приговаривает: «Какая-то слива получается… Или нет? Это, пожалуй, пароход. Ах, нет, нет! Это печка. А Емелька две подушки положил и ушёл…» Что это? Только и всего – весёлая игра в рисование, шутки воображения ребёнка. Пока…

Но однажды отец, не спеша и с выражением (в который раз!) читает семилетней Найдан любимую «Сказку о царе Салтане». Вдруг неожиданно: пока звучит голос отца, ребёнок, не прерываясь, набрасывает в альбомчике тридцать шесть иллюстраций! Вот такая игра, пока…

Подоспела школа, первоклассница старательно выводит перьевой ручкой палочки и буквы и навсегда «сдружится» с тонким, прихотливым, поэтому и очень трудным инструментом, полностью исключающим возможность поправки. Удивительное дело, ЛЮБОВЬ К РИСОВАНИЮ СТАЛЬНЫМ ПЁРЫШКОМ, КОГДА И ХУДОЖНИКИ ЕГО ОПАСАЮТСЯ?

Найдан – уникальный в упорстве ребёнок, явно выпадающий из закона развития: ОБРАЩЕНИЕ К ИНСТРУМЕНТУ СТАНЕТ С ЭТОГО ВРЕМЕНИ ЕЖЕДНЕВНОЙ И ЕСТЕСТВЕННОЙ ПОТРЕБНОСТЬЮ.

Выполнив уроки, Найдан принимается фантазировать на бумаге, подумаешь – детская забава, да и занимает не более получаса в день. Всего-то? Ах, это же ребёнок, переносящий из головы накопившиеся образы и впечатления, но БЕЗ НАМЁКА НА ВНЕШНЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПО ВНУТРЕННЕМУ ВЛЕЧЕНИЮ.

Выход в свет

К счастью, увлечение не остаётся незамеченным, и одиннадцатилетнюю Найдан представляют основателю отечественной школы анималистики художнику В.А. Ватагину, первому российскому иллюстратору «Маугли». Без преувеличения – её графические композиции изумляют мэтра. Ведь он увидел в них, может быть, самое ценное у начинающегося художника: редчайшую зоркость и безошибочность.

Плач над Зоей. 1966.
Плач над Зоей. 1966.

Именно этим объясним его мудрый и опаснейший совет (а как оно отразится в будущем?): «Не будем мешать её саморазвитию, оно и так бурлит. НЕ НАДО ЕЁ УЧИТЬ – ЕЁ НАДО ЛИШЬ ВОСПИТЫВАТЬ».

Раскрытию природного, самобытного дара способствовало одобрение и внимание искусствоведа А.Н. Свирина, сотрудника Третьяковки Н.А. Демина, главреда «Юности» Б.Н. Полевого и детского писателя Л.А. Кассиля. Музеи и балетные спектакли, книги наполнят Найдан образами героев, которые найдут отражение в рисунках.

Словом, творческая атмосфера, события и дух времени направляли выбор тематики, являлись как бы цепочкой мастер-классов высочайшего уровня, непонятных любому другому юному художнику.

Отзывы с многочисленных отечественных и зарубежных выставок, где начали экспонироваться её работы, благоприятные и восторженные, не нарушили индивидуальность внутреннего мира девочки. «Виной» тому служило отсутствие в душе юного таланта подиума, где играют медные трубы…

Антилопы и мартышка. 1964.
Антилопы и мартышка. 1964.

При этом проявление дара происходило без УРОКОВ ПОСТАНОВКИ РУКИ И ОБУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ, этих первостатейных прописей начинающего художника. Поэтому перед нами мощная, глубинная сила внутреннего пути развития, оказавшаяся непреодолимой, неподвластной влияниям извне, раскрывшая неповторимую оригинальность отражения и воображения.

Эта сила, дополненная врождённой зоркостью и безошибочностью, и привела к тому, что среди многих тысяч рисунков нет намёка на подражание или копии. Заметим, у художника одиннадцати-семнадцати лет!

Личное восприятие творчества Найдан

Оставим в стороне искусствоведов с их анализами. Скажу проще. Мне, профессионально далёкому от живописи, отнюдь не равнодушному к ней, во многих случаях трудно понять, что же необычного содержится в том или ином полотне? Почему иные в этом ряду менее значимы?

Коллизия имеет глубокие причины. Смотрите – ценность картины или всего творчества художника объясняют письменно и вербально, то есть в форме понятийно и логически выстроенной конструкции. Но ведь зрительное восприятие представляет наглядно-образное отражение, в нём доминируют чувства, а у них свои правила.

Как поступить, очевидно, решается индивидуально: не веришь – не читай, не нравится – не смотри.

Столь длинное отступление от темы «мастерство и гениальность» вынужденно, помогает объяснить ЛИЧНУЮ, ИСКРЕННЮЮ ВЕРУ В ВЫСОЧАЙШИЕ СПОСОБНОСТИ НАЙДАН – ГЕНИЯ ОТ РОЖДЕНИЯ. Банально: лучше один раз увидеть, нежели сто услышать, а просмотр оригинала не равнозначен изучению типографской копии.

Дочь Лаконии.
Дочь Лаконии.

Ну так вот. Автору посчастливилось познакомиться с небольшой частью художественного наследия Найдан ещё до перестройки на выставке, перемещавшейся по городам СССР. Шёл, зная, что там «юный талант» – о Найдан говорили много. Но недоверчиво настроенный к искусствоведам и лишённый способности к рисованию, преследовал и «тайную» цель – как оно выглядит в натуре, на бумаге-то, оправданы ли восторги?

Помнится, там были представлены иллюстрации к Шекспиру, «Мастеру и Маргарите», Пушкинский цикл, «Война и мир», балет. Поразило, именно так – «ПОРАЗИЛО», не удивило: небольшие и просто миниатюрные размеры рисунков; предельная скупость графики и необычайно острая, точная и полная передача эмоций; воздушность и плавность линий!

Восхитил Пушкин-отец, растерянно и как-то удивлённо держащий маленького ребёнка: это вышло из-под пера девочки, не имеющий собственного опыта материнства, стало быть, непонятно откуда извлёкшей точную передачу эмоций молодого папаши, пусть он и сам Пушкин!

Ева.
Ева.

За стеклом лежали оригиналы рисунков: край некоторых листов обрезан заметно неровно, часть листов имела какую-то фактуру, едва ли не на каждом третьем листе была заметна лёгкая помятость.

С долей недоверия я переходил от рисунка к рисунку, отыскивая следы карандашной прорисовки: ну НЕ МОЖЕТ ЮНАЯ РУКА ВОТ ТАК СРАЗУ, НЕ ОТРЫВАЯСЬ, ВЫВЕСТИ ТУШЬЮ НЕПРЕРЫВНУЮ И СЛОЖНУЮ ЛИНИЮ! А-а, на одном графическом листе вот он – её след.

Позднее узнал, что лишь В РЕДЧАЙШИХ СЛУЧАЯХ Найдан использовала прорисовку. И только после этого, должен признаться, пришло понимание истинного значения следов карандаша. Ведь это свидетельство предельной честности юной художницы: лёгкое движение резинки и нет его.

Непокорённая.
Непокорённая.

Необычайно широкий выбор тем

Вот альбом с избранными рисунками Найдан: мелованная бумага, перо и фломастер, пастель, цветной карандаш и монотипия… В который раз листаю страницы, рассматривая Еву с магнетической силой протягивающую руку к яблоку и Адама, с ужасом предостерегающего от необдуманного поступка («Адам и Ева»).

А вот и великолепный, изящный женский портрет со спины – всего-то десяток линий, но не оторваться («Дочь Лаконии»). Здесь и воздушный полёт балерины в полушпагате («Соло балерины»). Через страницу задумчивый подросток Пушкин («Поэт в тринадцатилетнем возрасте»).

Письмо Татьяны. 1965.
Письмо Татьяны. 1965.

Автопортрет около шестнадцати лет: широкие, мятущиеся мазки, на правой щеке прядь и глаза – спокойные, в упор на зрителя спрашивают «кто я?» Незабываемо… Да что там – всё достойно восхищения!

Невообразимое число и разнообразие тем – от грациозных антилоп («Антилопы и мартышка») до трагизма войны («Плач над Зоей»). Одно перечисление циклов захватывает дух: Эллада; Тува и Монголия; мир животных; русские сказки; современность; балет; западная классика; «Война и мир»; «Маленький принц»; автопортреты; Пушкиниана; «Мастер и Маргарита»!

Автопортрет.
Автопортрет.

Комментаторы отмечали серию танца, в особенности балета. Сразу набело, без карандашной подготовки возникала нежная поэтичность и окрылённость, экспрессия и пластическая точность… Всё было подвластно певучей линии юного художника! К месту заметим – серия танца пленила и балетных профи, и каких: народных артистов Майю Плисецкую и Татьяну Вечеслову.

Трудно сейчас представить, отчего Найдан любила Шекспира – всё-таки это писатель немного для других возрастов. Тем не менее, ей удаются мятущиеся шекспировские герои – король Лир, Корделия. Для них: резкие удары кистью, суровые чернильные заливки, никаких подцветок!

Поэт в тринадцатилетнем возрасте. 1968.
Поэт в тринадцатилетнем возрасте. 1968.

Добро бы ограничилось трагизмом шекспировских страстей, но ей этого мало, и появляется на свет огромнейшая серия «Западная классика». Взрослому бы осилить за несколько лет, честно спросим, всем ли удаётся? А здесь своё видение: «Гаргантюа и Пантагрюэль» – Франсуа Рабле, «Абидосская невеста» – Джордж Байрон, «Собор Парижской богоматери», «Отверженные» и «Гаврош» – Виктор Гюго, «Записки Пиквикского клуба» и «Оливер Твист» – Чарльз Диккенс, «Приключения Гекльберри Финна» и «Принц и нищий» – Марк Твен, «Овод» – Этель Войнич, Дюма, Купер, Гофман, Киплинг.

Какая сила влекла к этой литературе, откуда черпалась жажда движения? Познать ли все страсти человеческие, интуитивное ли желание проверить свои возможности или простое, но необъяснимое детским языком, любопытство?

По размышлении изумляет, впрочем, не само по себе разнообразие тем, а невероятное упорство, с каким приходилось вживаться всякий раз в новые образы. Наверное, только художник может в полной мере оценить и передать словами возникающее при этом напряжение. «Она рисовала сердцем» скажет о ней Л.А. Кассиль. Сама Найдан при всей непритворной, врождённой скромности однажды признается:

«Я живу жизнью тех, кого рисую…»

Прозрачный и чистый взгляд

Мне кажется, ибо поручаться следует только за себя, эпическую галерею образов, созданных Найдан, отличает особенность, по определению не имеющая места быть у взрослого мастера. Она такова, что если мне возразят, «что ты – имеется-имеется», не поверю.

Соло балерины. 1968.
Соло балерины. 1968.

О чём речь? По возрасту и счастливому стечению обстоятельств душевные силы девочки не успели растратиться, или грубовато, да простится мне, размазаться на буднях житейского хаоса. А магнетическая, трудно преодолимая ангажированность едва-едва подступила к таланту, не успев оказать «услуги», то есть ни оттолкнула, ни заласкала.

Кентаврёнок.
Кентаврёнок.

В рисунках она не спорила с воображаемым оппонентом, никому и ничего не пыталась доказать. Поэтому и зрительные образы отличает естественная, не вымученная внешним давлением, а ПЕРВИЧНАЯ ПРОЗРАЧНОСТЬ И ЧИСТОТА ВЗГЛЯДА. Только это и способно представить зрителю идеализированную суть литературных героев, какой она возникала в воображении юного художника. В каждом из многих сотен рисунков частица её души, завораживающая девственной прозрачностью…

Как рано, трагично и просто закатилась звёздочка – 6 марта 1969 года… Неизлечимое заболевание. Более десяти тысяч работ останутся памятью о вечно живущей – Найдан.

Доктор искусствоведения А.А. Сидоров: «Я НЕ ЗНАЮ ДРУГОГО ПОДОБНОГО ПРИМЕРА В ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. Среди поэтов, музыкантов редко, но были необычайно ранние творческие взрывы; у художников же – никогда: вся юность уходит у них на штудию и освоение мастерства».