Давайте продолжим наше путешествие по алфавиту. И сегодня у нас будет Мурманск. Самый северный из городов мира с численностью населения более 250 тыс. чел. Широта Мурманска - почти 69 градусов северной широты. Норильск на несколько минут севернее, но он и меньше, чем Мурманск. А еще севернее из известных мне городов - норвежский Тромсе. Иногда можно прочитать, что самый крупный из северных городов - это столица Исландии - Рейкьявик. Но тут сразу несколько ошибок. Во-первых, Рейкьявик не такой и северный - всего лишь 64 градуса северной широты. Там наш Архангельск на половину градуса севернее. А, во-вторых, Рейкьявик не такой и крупный - всего лишь около 135 тыс. чел. население. В Мурманске почти в два раза больше.
Давно сюда железная дорога прийти ну никак не могла. Ведь сам Мурманск - это достаточно молодой город. Он был основан в октябре 1916 года. Причем назывался в то время Романов-на-Мурмане. Но уже с 1917 года это просто Мурманск. Причем даже не после Октябрьской революции, а после Февральской. Но вообще есть версия, что территория современной Мурманской области - это вообще центр Гиперборейской цивилизации - легендарной северной страны. Тут ученые вообще до сих пор спорят, существовала ли она когда-нибудь. Однако у нас финансируется большое количество экспедиций в район Сейдозера, где предположительно и располагался ее центр.
Город очень далеко на севере. При этом он изначально задумывался как порт. Поэтому параллельно со строительством города сюда протянули и железную дорогу. История города помнит несколько зданий городских вокзалов. Первый сгорел еще в 1922 году. Второе здание просуществовало до войны, но было уничтожено в ходе налетов немецкой авиации.
Нового вокзала пришлось ждать до 1954 года. И он получился достаточно красивым с высоким шпилем. Вот вид со стороны путей:
А вот с привокзальной площади:
Причем Яндекс упорно утверждает, что это фото 2023 года. Если честно, то сильно сомневаюсь, чтобы знаменитый Икарус досуществовал здесь до прошлого года. Я таких не видел в городах уже лет 15, наверное. Последний раз, кажется, наблюдал его в Хабаровске в виде какого-то экспресса. Если кто-то из моих читателей в курсе, то буду рад узнать ваше мнение о том, какого года примерно эта фотография.
Традиционно в таких исследованиях мы идем с 1961 года. Давайте не будем изменять традиции и в этот раз. Итак, вот основные направления, куда направлялись в дальние маршруты поезда из этого города.
Адлер
Понятно, что жителям севера, как никому другому нужно солнце. Вот только путешествовать на курорты черноморского побережья на поезде - это, конечно, идея так себе. Всё-таки Мурманск очень далеко на севере. Правда, в советские годы отпуск не требовали обычно разбивать на две недели, как это сегодня практикуется. Однако всё равно тратить из него неделю только на проезд туда-обратно - это, наверное, непозволительная роскошь. Однако поезд Мурманск-Адлер существовал. Ниже указано время в пути до курорта по годам:
1961 - 87:21 (просто для сравнения - Иркутск-Москва в тот же год - 104:35);
1969 - 76:08 ("Байкал" до Москвы из Иркутска был в пути почти столько же - 77:40);
1980 - 78:03 (а "Байкал" к тому моменту конкретно замедлили по сравнению с 1969 годом - 87:35);
1989 - 78:59 (Иркутск - Москва, время которого в пути меня вообще нисколько не напрягало - 79:16, то есть практически "в одни ноги" на абсолютно разных маршрутах);
Все эти годы поезда в Адлер шли через Волховстрой, Брянск, Харьков, Ростов. А вот в справочнике 1995 года уже совсем другой маршрут - не через Харьков, а через Воронеж.
1995 - 86:57 - да это же почти как в 1961 году (Иркутск - Москва - 84:37, то есть даже быстрее на пару часов);
2004 - снова 78:37 ("Байкал" до Москвы - 77:22);
2009 - еще быстрее - 77:38, но пока этот график так и не дотянулся до рекордного 1969 года ("Байкал" доживал последние годы. А время угадаете?! 77:38! Вот такое совпадение! Что из Мурманска в Адлер, что из Иркутска в Москву. Что бы вы выбрали?);
2024 - 77:36 (ну а "Байкала" уже и не было).
Астрахань
Следующее направление - это юг Поволжья. Смотрим, что там было со временем в годы, когда туда ходили поезда:
1995 - 76:16, то есть даже быстрее, чем в тот же год до Адлера. И прилично быстрее;
2004 - 68:29;
2009 - 69:49.
Всё-таки, я бы сказал, что это весьма экзотичный маршрут. Вряд ли было так уж много пассажиров, которые преодолевали его от начала и до конца, скорее он использовался для поездок на более короткие расстояния, связывая в то же время большое количество регионов.
Брянск
Этот поезд мне попался лишь в расписании 1995 года. И то он там с отметкой по особому назначению. Время в пути 51 час 38 минут.
Великие Луки
И это направление тоже встречалось нечасто. В 2009 году на маршрут уходило 37 часов 44 минуты, в 2004 - 40 часов 03 минуты.
Вологда
А вот Вологда - другое дело.
1961 - 40:42;
1969 - 42:23. И вот это странно, потому как обычно 1969 год намного быстрее, чем 1961. Но там вообще что-то произошло со справочником, потому как и с алфавитом не всё в порядке. Скрин алфавита на основе мурманских поездов прилагаю:
1980 - 35:10;
1989 - 36:15;
1995 - 38:23;
2004 - 36:10;
2009 - 37:41.
В 2024 году отдельного поезда на Вологду нет. А вот проходящие есть. Мурманск-Смоленск и Мурманск-Севастополь следуют через Вологду. Время в пути 30-31 час.
Киев
Маршрут, конечно, весьма интересный. не Мурманск-Астрахань (с этим может сравниться, на мой взгляд, лишь Махачкала-Нижневартовск), конечно, но тем не менее:
1969 - 61:25;
1980 - 59:22;
1989 - 59:29.
Кишинев
Видим, в 00-е годы этот поезд был призван заменить ушедший киевский. Время в пути было такое:
1989 - 70:26;
2004 - 70:25;
2009 - 68:21.
Ленинград / Санкт-Петербург
Понятно, что вот это явно должно быть одним из основных направлений:
1961 - 2 поезда - 36-40 часов;
1969 - 2 поезда - 26-37 часов;
1980 - 3 поезда - 26:36 часов;
1989 - 3 поезда - 27-36 часов;
1995 - 3 поезда - 26-37 часов;
2004 - 3 поезда - 28-29 часов;
2009 - 3 поезда - 27 часов;
2024 - 1 поезд. И очень символичное время в пути - 23:59!
С одной стороны, современный поезд - самый быстрый из всех. С другой, это все-таки намного меньше, чем число поездов в годы СССР.
Минск
В этот город поезда ходили уже лишь в постсоветском периоде. И шли они в одном графике с поездами на Кишинев. Время в пути:
2004 - 47:37;
2009 - 44:16;
2024 - 41:58.
Москва
Понятно, что именно это направление окажется основным во все годы. Смотрим, что там по времени:
1961 - 3 поезда - 37-41 час;
1969 - 3 поезда - 33-39 часов.
1980 - 3 поезда - 33-39 часов;
1989 - 4 поезда - 34-39 часов;
1995 - 5 поездов - 37-53 часа;
2004 - 5 поездов - 34-40 часов;
2009 - 5 поездов - 34-41 час;
2024 - 3 поезда - 37-46 часов.
Новороссийск
И в этот город поезда ходили на всем исследуемом интервале:
1961 - 92:00;
1969 - 82:55;
1980 - 80:45 (причем шли через Керченскую переправу);
1989 - 77:55 - а вот здесь уже только сухопутный маршрут;
1995 - 81:04;
2004 - 75:44;
2009 - 67:38;
2024 - 70:32.
Одесса
Поезд в этот город из рассматриваемых периодов был лишь в 1989 году. Время в пути 68:55.
Симферополь
А вот и еще одно курортное направление. Возникло оно позже адлерского и новороссийского. Видимо, новороссийский поезд и крымское направление "закрывал", когда шел через переправу. Хотя в Симферополь он не заходил.
1989 - 63:18
1995 - 70:57;
2004 - 61:34;
2009 - 59:56.
Харьков
Это направление было в 2004 году. Время в пути 51:40
Только в наши дни я обнаружил в расписании Мурманск-Смоленск - 49 часов, Мурманск-Псков - 32 часа, Мурманск-Севастополь - 91 час, Мурманск-Саратов - 60 часов.
В отдельные годы ходил местный поезд 600-й нумерации с Мурманска до Никеля. Время в пути было около 8 часов. Но там гораздо интереснее поезд Никель-Москва. Кстати, были и фирменные поезда. В Москву - "Арктика", в Санкт-Петербург - "Полярный", а в Адлер - "Полярные зори". осталась только "Арктика" и "Двухэтажный состав".
Но в целом сообщение оказалось очень даже насыщенным! Спасибо, что следите за каналом! До встречи на новых публикациях!