Водолаз Алексей Синявин погиб в двадцать лет, выполняя служебную задачу по обследованию прибрежной полосы Анивского залива. Трагедия произошла в 1950-м. Командиры и товарищи Алексея похоронили его с воинскими почестями вблизи мыса Юнона Корсаковского района. На топографических картах появилась отметка места захоронения моряка Тихоокеанского флота.
– Я приходил сюда не раз, и не я один, – рассказал корсаковский краевед Вячеслав Ахтарьев. – Поправлял оградку, очищал ржавеющие металлические прутья памятника, обкашивал траву. На могилу приезжали родственники. А недавно я с удивлением обнаружил, что оградка сдвинута, по меньшей мере, на двадцать шагов к западу. А сама могила осталась безымянной на территории, которая, похоже, передана кому-то по программе «Дальневосточный гектар». Колышки из пластика свидетельствуют о намерении нынешних хозяев этого участка распорядиться им по своему усмотрению.
Могила находится напротив поворота с трассы к карьеру строительного щебня у подошвы горы Юнона. Через кювет оборудован проезд для техники, а помятая трава выдаёт намерения собственника заровнять печальное место.
Кто виноват и что делать – ещё предстоит выяснить. Но очевидно одно: подобное отношение к воинским захоронениям недопустимо и подлежит серьёзной общественной оценке.
Пётр Пасюков, профессор СахГУ.