Найти тему
Политехнический музей

И девятый вал не страшен!

Российские учёные предложили автоматизировать штормование.

При всём техническом совершенстве современных судов, безопасно управлять ими во время штормов по-прежнему сложно: возможность идти заданным курсом и с определённой скоростью значительно снижается. В 2023 году мировой флот потерял 26 судов, и в половине случаев из-за затопления. А в основном причинами инцидентов были погодные условия и плохая видимость.

Для управления в шторм — штормования — судоводителю необходимо определять неблагоприятные сочетания курсов и скоростей, соответствующих резонансному режиму бортовой и килевой качки (ситуация, когда судно начинает колебаться с максимальной амплитудой из-за совпадения частоты его собственных колебаний с частотой волн). Понятие «штормовые условия» зависит от конкретных условий плавания и технических характеристик судна.

Существующие методы не позволяют достаточно быстро проанализировать обстановку во время шторма и принять решение о скорости и курсе судна по отношению к волнению моря. Исследователи работают над поиском способов принятия решений судоводителями в штормовых условиях.

Специалисты кафедры корабельных систем управления Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» имени В.И. Ульянова (Ленина) и Института проблем транспорта имени Н.С. Соломенко Российской академии наук (ИПТ РАН) разработали алгоритм определения безопасных скорости и курса судна в штормовых условиях. Он обеспечит информационную поддержку судоводителю по недопущению критических значений скорости судна, его курсового угла к волнению моря, максимальных углов по крену и дифференту для обеспечения безопасности судна, сохранности груза и комфортных условий обитания на судне.

«Исходя из значений параметров волнения моря, получаемых из бортовой системы мониторинга, и значений параметров судна, введённых в порту перед выходом в море, устройство с внедрённым в него алгоритмом сможет определить безопасные скорость и курс судна», — объяснил доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой корабельных систем управления (КСУ) СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Алексей Стариченков.

В бортовом вычислительном устройстве каждого судна учитываются показатели морского волнения, которые фиксируются системой мониторинга при движении судна. К таким показателям относятся текущие и предыдущие значения высот волн, среднего периода волнения, периода преобладающих волн, скорости и направления бега преобладающих волн, длины преобладающих волн и так далее. Также компьютер учитывает различные значения параметров судна (загруженность, геометрические характеристики, критические значения качки по крену и дифференту).

На основе этого комплекса данных при вводе алгоритма устройство определяет безопасный диапазон изменений значений курса и скорости судна, исключающих попадание его в резонанс с волнением моря, как по бортовой, так и по килевой качке. Это позволяет автоматизировать выбор безопасных курса и скорости в штормовых условиях.

«Судоводителю необходимо будет только установить безопасные курс и скорость хода. Данный алгоритм позволит автоматизировать процесс управления любым судном во время шторма», — подчеркнул Алексей Стариченков.

Изобретение «Устройство управления судном в штормовых условиях» получило свидетельство о государственной регистрации (№ 2808705).

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц