Найти тему
Истории дяди Димы

Портрет (мистический рассказ)

картинка сгенерирована нейросетью
картинка сгенерирована нейросетью

У тихого маленького городка Невинска, затерянного где-то на необъятных просторах карты, тем не менее, было чем удивить туристов. Местная картинная галерея славилась далеко за пределами города — меценат, который её организовал, не скупился на средства для приобретения новых полотен. Однако допускались только картины начинающих художников, которым требовалось пройти строгий отбор сурового искусствоведа, Николая Михайловича Киреева. Был он поклонником классики и таланта, а потому "новомодной мазне" в галерею ход был заказан. Неизвестно, что играло более важную роль — строгость отбора или умелая реклама, но художники, чьи полотна Николай Михайлович одобрял, быстро приобретали популярность в художественных кругах. Потому не удивительно, что по количеству пока никому не известных художников Невинск опережал не только все прочие маленькие городки, но и некоторые столицы.

Поток восторженных туристов и ищущих славы художников не ослабевал. Однако в случае с последними всё было не так просто: Николай Михайлович был строг и одобрял только самые лучшие полотна. Тем более что у него всегда был впечатляющий выбор. И художники частенько уезжали ни с чем, оставляя за собой никому не нужные картины и освобождая место для новых мечтателей. Однажды в бывшую комнату одного из таких бежавших неудачников заселилась новенькая — Катерина Журавлёва. У неё, как ей самой казалось, был немалый талант, но совсем не было денег. Потому она очень обрадовалась, обнаружив "наследство" от бывшего хозяина комнаты — множество холстов. Да, на них была какая-то мазня, но ведь её можно было просто закрасить, чем Катерина и занялась, особо не всматриваясь в сюжеты. Вот и очередной — Катерина подняла руку и... остановилась. Эта картина отличалась от прочих никчемных полотен. Да она вообще от всего отличалась! Такого мастерства девушка никогда раньше не видела. А что если ей наконец повезло, и она случайно нашла шедевр одного из старых гениев? Правда, она сама не смогла распознать стиль, но ведь для этого и есть искусствоведы.

Тянуть Катерина не стала, и уже через полчаса Николай Михайлович с расширенными глазами и сбивающимся дыханием, надев безупречно белые перчатки, рассматривал обнаруженное чудо. Он был очень знающим и уважаемым специалистом, но и ему не удалось определить авторство, даже приблизительно. Николай Михайлович не сдался: в конце концов, век Интернета и высоких технологий. Картину сфотографировали под всеми мыслимыми углами, был брошен клич, и вскоре над загадкой портрета бились лучшие специалисты мира. Но дистанционно ничего выяснить так и не удалось, и через несколько безуспешных дней было принято решение: шедевр на неделю будет выставлен в галерее Невинска, а после отправится в столичный музей для изучения самыми современными методами.

День на подготовку зала — и вот торжественное открытие, которого жители Невинска, уже наслышанные о чудесной находке, и важные гости города ждали с нетерпением. Николай Михайлович очень профессионально описал портрет и представил обнаружившую его художницу. Та, в свою очередь, рассказала, как его обнаружила. Нет, совсем не то, как это было на самом деле. История открытия была написана и отрепетирована под руководством владельца галереи — мастера подавать информацию в выгодном, пусть и не в правдивом, свете. Вот и в данном случае, слегка изменив обстоятельства и место, получили сенсацию, которая привела в восторг всех, включая саму Катерину.

После торжественной части публику, наконец, допустили до самого шедевра: с картины на всех с ироничной усмешкой взирал довольно молодой мужчина в костюме 19-го века — хоть в этом специалисты были друг с другом согласны. Чудесными в портрете были, как говорится, "визуальные эффекты": чем дольше зритель рассматривал картину, тем больше казалось, что мужчина вот-вот заговорит — слегка шевелились губы, чуть больше щурились глаза, волосы колыхались, как от дуновения ветра. Конечно, это всё было иллюзией, созданной мастером. Но разве это важно? Публика была в полном восторге.

Наконец, выставочный день подошёл к концу, зал опустел. Перед портретом, с разрешения владельца галереи, конечно, осталась только Катерина. Картина манила её, девушка ощущала с ней какую-то непонятную связь. И вот теперь она стояла напротив красавца-мужчины на портрете и пыталась понять, что же делает картину такой особенной, в чём секрет. Глядя прямо в ярко-синие, почти фиолетовые глаза мужчины, она сделала шаг вперёд. И ещё один. Протянула руку и тронула пальцем щеку мужчины. Удивительно, но она показалась девушке тёплой. Катерина подошла к картине почти вплотную. Она и сама не понимала, что делает и, главное, зачем. Как под гипнозом, она положила руки на плечи нарисованного мужчины и тронула губами его губы.

Следующим утром Николай Михайлович был потрясён второй раз в своей жизни. И виной этому была всё та же картина. Он стоял перед ней и не мог поверить своим глазам: да, мужчина был тот же, это было несомненно, только вот теперь он стоял коленопреклонённый перед прекрасной девушкой, которая ласково смотрела на него и гладила по щеке.

Как информация о странном происшествии так быстро попала, куда следует, Николай Михайлович не знал. Однако очень скоро в галерею прибыли серьёзные люди, взявшие с эксперта подписку о неразглашении и забравшие картину с собой. Что с ней было дальше, он не знал, но было возникшие слухи быстро замяли, и жизнь в Невинске вернулась в привычное русло. Только вот больше никто и никогда не видел Катерину Журавлёву.

Автор: Артур1987