Найти тему
ВТБ Страна

Актриса, которой восхищался Пушкин, княгиня, освободившая крестьян, и другие женщины с портретов Брюллова

Карл Брюллов создал более 200 парадных и камерных портретов. В мастерскую художника со всей Европы приезжали великие князья, канцлеры и другие титулованные представители аристократии с просьбой написать портрет. Приезжал к Брюллову даже сам Николай I в связи с написанием художником портрета его супруги — императрицы Александры Федоровны. А какие еще выдающиеся женщины запечатлены Брюлловым? Мы собрали истории некоторых примечательных героинь женских портретов Брюллова.

Княгиня Елена Павловна (принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская)

Принцесса Шарлотта родилась в немецком городе Штутгарте в семье принца Павла Карла Фридриха Августа, младшего сына короля Фридриха I. Когда Шарлотте было 15, императрица Мария Федоровна выбрала ее в супруги для своего младшего сына — 24-летнего князя Михаила Павловича. Девушка приехала в Петербург, приняла православие и превратилась из принцессы Шарлотты в княгиню Елену Павловну.

Княгиня прославилась своей общественной и благотворительной деятельностью. Она оказала поддержку хирургу Пирогову, основала Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия — первое в мире медицинское формирование по оказанию помощи раненым во время войны, прообраз Красного Креста. А еще покровительствовала художникам (и Брюллову в том числе), Русскому музыкальному обществу и Петербургской консерватории.

Кроме того, Елена Павловна в 1856 году, за пять лет до отмены крепостного права, выступила с инициативой освобождения крестьян в своем имении Карловка. Княгиня сблизилась с Милютиным — одним из главных разработчиков крестьянской реформы — и предоставила ему доступ к высшим должностным лицам империи и государю. Юрист и государственный деятель Анатолий Кони отводил ей роль «главной и, во всяком случае, первой пружины освобождения крестьян».

К концу жизни Елена Павловна заболела и поначалу по рекомендации врачей отправилась в Италию. Но, желая умереть дома, княгиня решила вернуться в Россию. Ни советы, ни убеждения окружающих не смогли удержать ее от возвращения в Петербург. Здесь она и скончалась в возрасте 66 лет. По словам графа Валуева, с кончиной великой княгини Елены Павловны «угас блистательный умственный светильник».

Про портрет: Брюллов познакомился с княгиней в Италии. Художник писал: «Во время пребывания своего в Риме, государыня великая княгиня Елена Павловна благоволила заказать мне свой портрет в рост и несколько копий; для приведения к концу сих работ мне нужно по крайней мере шесть месяцев…». Для портрета великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией — большого парадного произведения — была проделана основательная подготовительная работа, о чем свидетельствуют многочисленные наброски и графические эскизы.

Мария Столыпина (Бек)

Мария — старшая дочь декабриста и литератора Аркадия Столыпина. Аркадий был братом Елизаветы Арсеньевой, бабушки Лермонтова, что делает Марию двоюродной тетей поэта. С детства Марию окружали интересные люди, которые дружили с ее отцом и дедом: Карамзин, Кюхельбекер, Грибоедов, Рылеев, Сперанский.

Мария отличалась красотой. Когда девушка появилась в свете, император Николай I, ценитель женской красоты, пожаловал ее во фрейлины. Вскоре Мария стала невестой богатого помещика Ивана Бека. Он умер, когда молодой жене было 23, и она осталась одна с двумя дочерьми.

Вторым мужем Марии стал князь Павел Вяземский, сын известного поэта Петра Вяземского, друга Пушкина. Про невесту своего сына поэт писал Жуковскому: «Она красавица, лицом и душою благонравная, благочестивая». Мария Аркадьевна занималась благотворительностью, построила школу для крестьянских детей. Ее уважал сам Лев Толстой: он назвал ее «прелестной представительницей русских женщин».

Про портрет: Оба портрета написаны в 1840 году: спустя три года после того, как Мария вышла замуж за камер-юнкера Бека, и за два года до его смерти. На руках у нее годовалая дочь Мария. Брюллов не испытывал симпатии к Марии и за глаза называл ее Бекшей. При написании портрета художник сосредоточил свое внимание не только на чертах самой Марии, но на изображении обстановки богатого дома. Разные фрагменты картины составляют «энциклопедию» жизни русского дворянства: мы можем рассмотреть хрустальную вазу и каминный прибор затейливой формы.

Графиня Ольга Ферзен

Ольга родилась в семье генерал-адъютанта Строганова и графини Голицыной. Прославилась девушка своим скандальным браком: в 21 год она тайно обвенчалась с впоследствии известным военным и государственным деятелем графом Павлом Ферзеном. Павел похитил невесту, за что ему пришлось отвечать перед военным судом. Это событие всколыхнуло весь светский Петербург, а некоторые литературоведы сравнивают историю замужества Ольги с сюжетом «Метели» Пушкина.

В возрасте 29 лет Ольга скончалась от чахотки, оставив на попечение вдовца трех детей, которых взяла на воспитание сестра Ольги графиня Строганова.

Про портрет: Чета Ферзен дружила с Брюлловым. У художника есть портрет не только Ольги, но и самого графа Ферзена. Рисунок Ольги верхом на ослике по дороге в горный монастырь Брюллов сделал при ее жизни — позднее изображение послужило образцом для создания посмертного портрета графини. Этот торжественный овальный портрет пронизан траурными интонациями. Графиня представлена в аскетичном и отстраненном от мира образе, а красный платок на шее может быть трактован как символ жертвенности.

Аврора Шернваль-Демидова

Карл Брюллов. «Портрет Авроры Карловны Шернваль-Демидовой», 1837 год, Константиновский дворец, Стрельна, Санкт-Петербург © Public domain
Карл Брюллов. «Портрет Авроры Карловны Шернваль-Демидовой», 1837 год, Константиновский дворец, Стрельна, Санкт-Петербург © Public domain

Будущая светская львица родилась в семье барона из знатного шведского рода. У нее было две сестры, и все три девушки отличались необыкновенной красотой. Поэт Баратынский, проходивший в Финляндии службу в то же время, когда там жила Аврора, посвятил ей стихотворение:

Пылкий юноша не сводит
Взоров с милой и порой
Мыслит с тихою тоской:

«Для кого она выводит

Солнце счастья за собой?»

Когда Аврора переехала в Петербург, она стала одной из первых красавиц в городе, встречалась в свете с Пушкиным, Вяземским, Жуковским. Композитор Виельгорский написал романс-мазурку на слова Вяземского в честь Авроры.

Женщина часто теряла близких людей, за что ее называли «роковой Авророй». Так, первые два ее жениха погибли, не дожив до уже назначенной свадьбы.

Первым мужем Авроры стал меценат Демидов, считавшийся одним из самых завидных женихов. Но супруг «роковой Авроры» умер спустя четыре года после свадьбы, оставив после себя сына Павла.

Был у Авроры и второй брак — с Андреем Карамзиным, сыном Николая Карамзина. Они прожили вместе почти десять лет, но случилась Крымская война, которая забрала жизнь второго супруга «роковой Авроры». Говорят, что офицер Карамзин всегда носил с собой миниатюрный портрет любимой жены, говоря, что этот предмет у него «могут отобрать лишь с жизнью».

Сама Аврора дожила до 93 лет, вернувшись после смерти второго мужа в Финляндию, где нашла утешение в благотворительности и общественной деятельности. Она не считала свою судьбу несчастной: «Меня любило на этой земле четверо мужчин. Они простились с жизнью в уверенности, что и я любила их столь же сильно, как и они меня. Любить стольких и быть ими любимой — это ли не Дар Божий?»

Про портрет: Портрет супруги заказал Брюллову Павел Демидов после свадьбы. Ученик Брюллова Мокрицкий вспоминал, как его мастер работал над портретом: «С каждым мгновением голова теряла материальность красок и как бы облекалась телом; голубые глаза загорелись блеском, на щеках заиграл румянец, а малиновый рот принял какую-то бархатность — что весьма трудно в механизме живописи».

Екатерина Семёнова

Карл Брюллов. «Портрет актрисы Екатерины Семёновны Семёновой», 1836 год, Государственный центральный театральный музей имени Алексея Александровича Бахрушина, Москва © Public domain
Карл Брюллов. «Портрет актрисы Екатерины Семёновны Семёновой», 1836 год, Государственный центральный театральный музей имени Алексея Александровича Бахрушина, Москва © Public domain

Там Озеров невольны дани

Народных слез, рукоплесканий

С младой Семеновой делил.

В этих строках из «Евгения Онегина» идет речь о той же Семёновой, которую изобразил Брюллов. По происхождению Екатерина была дочерью крепостной, но благодаря своему таланту стала актрисой, которой восхищался сам Пушкин. Александр Сергеевич писал про Екатерину:

«Говоря об русской трагедии, говоришь о Семеновой — и, может быть, только об ней. Одаренная талантом, красотою, чувством живым и верным, она образовалась сама собою».

Ее сравнивали с французской актрисой мадемуазель Жорж, любовницей Наполеона. Публика Петербурга разделилась на поклонников Жорж и поклонников Семёновой. Сама Жорж жаловалась, что при всей своей технике она часто чувствует недостаток темперамента, всегда блещущего у Семёновой.

Екатерине покровительствовал сенатор и театрал князь Иван Гагарин, с которым она в итоге обвенчалась, а дом Гагариных часто посещали поклонники актрисы, в том числе и Пушкин.

Про портрет: Брюллов познакомился с актрисой уже после того, как она закончила театральную карьеру и, став княгиней Гагариной, переехала в Москву. На портрете художник запечатлевает Семёнову в подчеркнуто торжественном виде, соответствующем представлению об амплуа трагической актрисы: мы видим на Екатерине пышный головной убор, шелковое платье и отороченную горностаем мантию.

При поддержке ВТБ в Русском музее с 18 октября по 12 мая пройдет выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию со дня рождения художника Брюллова, на которой будет представлено около 160 полотен его кисти и более 200 акварелей и рисунков.