Найти тему
ВТБ Страна

Юлия Самойлова — итальянская графиня и муза Карла Брюллова

Художник Карл Брюллов 12 лет прожил в Италии, где жила его муза — графиня Юлия Павловна Самойлова. По воспоминаниям современников, она прекрасно разбиралась в искусстве и, случалось, оплачивала постановки опер молодых дарований в миланском театре Ла Скала. В ее доме собирались композиторы, художники, актеры, в том числе Верди, Россини, Доницетти.

Юлия Павловна Самойлова, Бенуа-Шарль Митуар, 1825 год
Юлия Павловна Самойлова, Бенуа-Шарль Митуар, 1825 год

Брюллов познакомился с графиней в 1827 году в Риме. Они объездили вместе всю Италию — в том числе окрестности Неаполя, где посетили раскопки у вулкана Везувия. Брюллов в это время уже работал над полотном «Последний день Помпеи», которое принесло ему широкую известность.

На картине трижды встречается образ графини Самойловой: девушка с кувшином на голове, женщина с младенцем на руках и мать, которая пытается защитить от извержения вулкана своих дочерей.

«Последний день Помпеи», Карл Брюллов, 1833 год
«Последний день Помпеи», Карл Брюллов, 1833 год

У Самойловой было две приемные дочери, их Брюллов тоже запечатлел на своих полотнах. Так, на картине «Всадница» Самойлова изображена со своей дочерью Джованиной, на картине «Маскарад» фигурирует другая дочь графини — Амацилия.

Самойлова не любила позировать, тем не менее известны два ее портрета: «Графиня Ю. П. Самойлова, удаляющаяся с бала у персидского посланника» (хранится в Государственном Русском музее) и «Самойлова с воспитанницей Джованиной Пачини и арапчонком», который хранится в музее Калифорнии. После этой работы Брюллова стали сравнивать с Рубенcом и Ван Дейком.

Портрет графини Самойловой, удаляющейся с бала у персидского посланника (с приемной дочерью Амацилией), Карл Брюллов, 1842 год
Портрет графини Самойловой, удаляющейся с бала у персидского посланника (с приемной дочерью Амацилией), Карл Брюллов, 1842 год

Роман художника и графини длился больше десяти лет, но в 1839 году Брюллов женился на дочери рижского бургомистра — Эмилии Тимм. Спустя месяц — без объяснения причины — художник подал прошение о разводе (существует несколько версий случившегося, и они весьма разнообразны: начиная от сложного характера Брюллова, который попросту не был создан для семейной жизни, и заканчивая тем, что молодую супругу незадолго до свадьбы обесчестил собственный отец). По Петербургу поползли неприятные слухи, а Юлия Самойлова прибыла в город, чтобы поддержать друга. Их отношения возобновились. Графиня называла Брюллова «мой дружка Бришка» и писала, что их дружба — самая драгоценная для нее вещь на свете. Несмотря на всю теплоту их отношений, в 1845 году Самойлова вышла замуж за итальянского певца Перри. Карл Брюллов не смог ее разыскать.

Известно, что Юлия Самойлова умерла в марте 1875 года в Париже. Графиня до последних дней хранила память о друге: даже разорившись, она отказалась продать принадлежащие ей работы Брюллова. Судьбой полотен распоряжались ее потомки.

«Всадница» (портрет приемных дочерей графини), Карл Брюллов, 1832 год
«Всадница» (портрет приемных дочерей графини), Карл Брюллов, 1832 год

Увидеть вживую картины Карла Брюллова и других великих русских живописцев вы можете в основной экспозиции Русского музея, другом и партнером которого уже не первое десятилетие является банк ВТБ.

В период пандемии: на сайте Русского музея можно отправиться в 3d-тур по основной экспозиции и временным выставкам, посмотреть галерею работ (от древнерусского искусства и нумизматики до гравюры и искусства новейших течений), изучить историю музея и его многочисленных филиалов или покрутить панорамы залов в проекте Google Arts & Culture.

Материалы по теме: