Художник Карл Брюллов 12 лет прожил в Италии, где жила его муза — графиня Юлия Павловна Самойлова. По воспоминаниям современников, она прекрасно разбиралась в искусстве и, случалось, оплачивала постановки опер молодых дарований в миланском театре Ла Скала. В ее доме собирались композиторы, художники, актеры, в том числе Верди, Россини, Доницетти.
Брюллов познакомился с графиней в 1827 году в Риме. Они объездили вместе всю Италию — в том числе окрестности Неаполя, где посетили раскопки у вулкана Везувия. Брюллов в это время уже работал над полотном «Последний день Помпеи», которое принесло ему широкую известность.
На картине трижды встречается образ графини Самойловой: девушка с кувшином на голове, женщина с младенцем на руках и мать, которая пытается защитить от извержения вулкана своих дочерей.
У Самойловой было две приемные дочери, их Брюллов тоже запечатлел на своих полотнах. Так, на картине «Всадница» Самойлова изображена со своей дочерью Джованиной, на картине «Маскарад» фигурирует другая дочь графини — Амацилия.
Самойлова не любила позировать, тем не менее известны два ее портрета: «Графиня Ю. П. Самойлова, удаляющаяся с бала у персидского посланника» (хранится в Государственном Русском музее) и «Самойлова с воспитанницей Джованиной Пачини и арапчонком», который хранится в музее Калифорнии. После этой работы Брюллова стали сравнивать с Рубенcом и Ван Дейком.
Роман художника и графини длился больше десяти лет, но в 1839 году Брюллов женился на дочери рижского бургомистра — Эмилии Тимм. Спустя месяц — без объяснения причины — художник подал прошение о разводе (существует несколько версий случившегося, и они весьма разнообразны: начиная от сложного характера Брюллова, который попросту не был создан для семейной жизни, и заканчивая тем, что молодую супругу незадолго до свадьбы обесчестил собственный отец). По Петербургу поползли неприятные слухи, а Юлия Самойлова прибыла в город, чтобы поддержать друга. Их отношения возобновились. Графиня называла Брюллова «мой дружка Бришка» и писала, что их дружба — самая драгоценная для нее вещь на свете. Несмотря на всю теплоту их отношений, в 1845 году Самойлова вышла замуж за итальянского певца Перри. Карл Брюллов не смог ее разыскать.
Известно, что Юлия Самойлова умерла в марте 1875 года в Париже. Графиня до последних дней хранила память о друге: даже разорившись, она отказалась продать принадлежащие ей работы Брюллова. Судьбой полотен распоряжались ее потомки.
Увидеть вживую картины Карла Брюллова и других великих русских живописцев вы можете в основной экспозиции Русского музея, другом и партнером которого уже не первое десятилетие является банк ВТБ.
В период пандемии: на сайте Русского музея можно отправиться в 3d-тур по основной экспозиции и временным выставкам, посмотреть галерею работ (от древнерусского искусства и нумизматики до гравюры и искусства новейших течений), изучить историю музея и его многочисленных филиалов или покрутить панорамы залов в проекте Google Arts & Culture.
Материалы по теме: