(Для связи мы повторяем последнюю строфу предыдущей публикации:)
Тут выступает на сцену мировоззрение,
И основной в нём вопрос, что волнует любого от века:
Место на свете меня самого, человека.
А коль в мышленьи особенность видим свою,
Это вопрос: как относится мысль к бытию?
(здесь «бытие» значит всё, что не мысль, существующее;
Запоминайте особенность эту на будущее!)
Он же – вопрос отношения духа к природе,
Или сознания – к материальной породе;
И в философии назван её основным:
В ней направленья важнейшие связаны с ним!
Дальше мы все их конкретно обговорим.
Идеалисты считают, что дух есть источник природы.
Но тут бывают решений различные роды:
Или тот дух, словно бог, объективен, от нас не зависит;
Или же он субъективен, и есть просто наши же мысли,
Может быть, коллективные, в том числе и твои,
Если они не противные, похожие на мои.
Крайний же вид – солипсизм:
существует моё лишь сознание,
Прочее – сон: и рука, и еда, и свидание!..
Не отличить здесь никак бытие от мышления:
Мир – как бы только фантазия, призрак и мнение.
Слеп да to sleep и «солип» –
сходство в звуках, пожалуй,случайное,
Но хорошо поясняет оно то ученье отчаянное.
Смотрят трезвей на реальность материалисты:
Мысли, конечно, от тела влияний не чисты,
Мы ведь продукты материальной природы!
Только и тут есть решений различные роды:
Первый считает – всё в мире материальное,
Ну а второй – что в сознании есть идеальное.
То есть, для первых материя – абсолют,
Значит, они метафизику преподают.
А диалектика учит, что из самой же материи
Дух порождается, сложно, но без мистерии.
Как порождается, вы непременно узнаете,
Если хотя б эту часть до конца дочитаете.
Есть дуалисты ещё, для них двойственность изначальна:
Дух и природа живут себе врозь беспечально,
Но в человеке друг друга зачем-то находят;
К вечным блужданьям такие воззренья приводят.
Есть плюралисты: у них что ни вещь, то «монада» –
Ей про другие де вещи и знать-то не надо,
В мире она существует сама по себе,
Лишь подчиняется богу или судьбе.
Есть и эклектики, что собирают коллекцию
Мыслей, пригодную только украсить ей лекцию.
Можно ещё бестолковей воззренья найти,
Если обследовать все боковые пути;
Всё же, при тщательном их рассмотрении мысленном,
Все они, в сущности, сводятся к перечисленным.
Раз уж настолько по-разному мир мы себе представляем,
То и по-разному судим, насколько он познаваем.
Версия здравая, трезвая и привычная:
Знаем не всё, познаём же – неограниченно.
Но и в теории знания есть свой уродливый «изм»,
Звали его скептицизм или агностицизм.
Мол, с нашим знанием жалким, во всём ограниченным,
Лишь сомневаться во всех утвержденьях прилично нам;
Сущность, вещей глубина, недоступна для мысли, –
Значит, в науке лишь чувствуй, да меряй, да числи!
Так рассуждают обычно релятивисты,
Ну а за ними всегда, словно тень, солипсисты.
Прочие крутят познания сложную призму,
Тоже нередко сдаваясь агностицизму;
Материализм лишь диалектический
Его отвергает систематически.
Только вот молод пока «диамат» исторически,
А первый блин ведь бывает и комом.
Долго политикой был он чрезмерно влекомым,
Требует он дополнений и исправления,
Но всё же в целом тут верное направление,
И уже много находим в его мы активе,
А ещё большее видится в перспективе.
Ныне в обычной толпе его мало кто чтит,
Но в мире истины, думаю, он победит!
Он же всегда признаёт, что сама философия –
Та же наука, хоть по строенью особая…
Впрочем, об этом уже в предисловии сказано,
Да вот в науке любой всё циклически связано.
Вправе вы всякой науке не доверять,
И философствовать словно в носу ковырять,
То ли себе в наслаждение, то ли во вред,
Пестуя мыслей свободно-текущий бред.
Этим займётесь когда-нибудь где-нибудь,
Мы ж исповедуем более строгий путь!
Общие принципы надо выдерживать тут;
Значит, сначала о логике речи пойдут.