Найти тему
Психолог Бычек Иван

Как справится с ребенком в период кризиса 7-и лет

Оглавление

Знаете, как вы сами можете запустить и усугубить кризис 7-и лет у ребенка? На сегодняшний день, в школу нужно поступать разве только не с аттестатом об окончании среднего общего образования. И конечно реакция родителей часто соответствует требованиям. Они начинают прививать ответственность детям еще на подготовительных этапах к школе. Требования выучивать новый материал, подготовительные занятия, даже в разговорах можно услышать: «Ты уже совсем взрослый».

Конечно кризис 7-и лет – это естественная стадия развития ребенка. Появляются новые социальные роли, появляется более сильное чувство взрослости, круг знакомств…

К наиболее встречающимся признакам кризиса 7-и лет можно отнести следующее:

  • Для того, чтобы показать своё взросление, ребенок может специально перестать делать то, о чем просят его родители. Новые обязанности и социальная роль, предает вес им в собственных глазах
  • Ребенок начинает переоценивать свои вкусы и желания. Он может отказаться от каких-то игрушек, сменить предпочтение в еде, может требовать, чтобы с ним советовались в некоторых вопросах
  • Манипулятивность для самоутверждения за счет родителей. Для ребенка может стать целью любым способом добиться выполнения своих требований. Это ему нужно, для чувства собственной взрослости и чувства собственной важности.
  • Увеличение количества протестов и истерик. Это зависимое от предыдущего признака явление. Для того, чтобы добиться своего, ребенок начинает активно бунтовать против уборок, ранних подъемов, домашних заданий и тд.
  • Продолжается развитие самостоятельности. Ребенок перенимает на себя всё больше ответственности и начинает принимать всё больше самостоятельных решений.
  • У ребенка проявляется быстрая утомляемость, вспыльчивость и раздражительность.

Признаки могут иметь разную интенсивность, которая может меняться от стиля воспитания.

В зависимости от тех признаков, которые были описаны выше, я хотел бы дать некоторые рекомендации, которые помогут сохранить положительную направленность этого кризиса и свести на нет негативную.

  1. Подкрепление самостоятельности укрепит её в будущем. Думаю, многие хотят, чтобы в будущем ребенок был более самостоятелен, так вот этот период, весьма хорошо подходит для того, чтобы развить эту самостоятельность. Например, если вам нужно, чтобы он пропылесосил, попросите его об этом утром, но подчеркните, что он может это сделать сегодня, когда ему будет удобно. Это даёт ему хоть небольшой контроль выполнения своих обязанностей и ему нужно будет оправдать ваше доверие.
  2. Позволяйте ребенку высказывать своё мнение. Если он высказал своё мнение, то попросите его обосновать. С этим у него могут возникнуть проблемы, но вы можете помочь. Попробуйте найти вместе эту основу его размышлений, если он выстроил совсем уж детскую логическую цепочку, добавьте в них пищу для размышления в виде легких аргументов. Например:
- Я не хочу мыть за собой посуду!
- Я понимаю, я тоже от этого не в восторге. Что с этим делать?
- А может, мы будем пользоваться одноразовыми тарелками, поели и выбросили?
- Идея конечно интересная, но во-первых это постоянные затраты на посуду, во вторых мусор будет накапливаться чаще и его придется чаще выбрасывать, я лучше помою свою тарелку, а ты если хочешь, можешь есть из пластика, но будешь еще выносить мусор. И еще учти, что это очень неудобно, так как одноразовая посуда из хрупкого пластика, куча грязи гарантирована, которую тебе же и убирать.

В этом случае вы предоставляете выбор, показываете, какие последствия этого выбора, и строите фундамент для новых размышлений.

3. Новый этап взрослости ребенка – это лишь этап. Не нужно забывать, что он еще ребенок, поэтому для него всё также важны игры и просто выдернуть его с детства и поместить во «взрослую» жизнь школьника весьма плохая идея.

4. Делитесь своими историями из детства. Я очень люблю этот пункт, потому как родители зачастую говорят о том, как они хорошо учились, были послушными, тем самым стараются идеализировать себя в глазах детей, так вот это ошибка. Это отдаляет ребенка от вас, показывает, что он какой-то «не такой» и вы его, скорее всего, не поймёте. Гораздо больше сближают дополнения в виде историй, о ваших проделках и приключениях, так вы покажете ребенку, что вы были ребенком, вы тоже играли, баловались, а значит в состоянии его понять.

5. Похвала, в этом возрасте, всё ещё хорошее средство для укрепления положительного поведения.

Если у вас остались какие-то вопросы вы можете записаться на консультацию через Телеграмм. Первая мини-консультация «знакомство» - бесплатная и проходит в текстовом формате. На ней мы сможем познакомиться и понять подходим ли мы друг-другу.