По человечески я искренне рад за успех Дэмиена Леоне и его хоррорного Клоуна в стремительно завирусившейся популярностью фильма “Ужасающий 3” (Terrifier 3, 2024). Весь путь из затхлого подвального андеграунда к золотой хитовой кассе я, как зритель, прошел с ними с самого начала. И сегодняшний финал был довольно предсказуемым, даже когда такие как я надеялись на продолжение любой ценой. Да, достичь такого успеха было возможно только незаурядным талантом и профессиональной упертостью. Да, эта награда заслужена и выстрадана. На плечах одного человека создана крайне перспективная коммерческая франшиза. Это безусловно фантастическое достижение. Но. Теперь это уже настоящий мейнстрим. А, значит, автору ради этого успеха пришлось продать свою душу. Прошлое забыто. Встречайте нового Клоуна Арта – звезду хэллоуинского мерча и юмористического хоррора.
Не хочу смущать потенциального зрителя – смотрите этот фильм обязательно. Обещаю – зайдет прекрасно. Идеальная Хэллоуин-веселуха. По каким-то чисто внешним и поверхностным признакам он ничем не отличается от своего мрачного прошлого – возможно, стал только лучше. Я шел в кино в полной уверенности, что кроме меня в зале будет лишь пара извращенцев-сатанистов, а попал на полный аншлаг – будто на премьеру “Аватара”. Причем, вся аудитория – молодежная, много именно девчонок целыми компаниями. По разговорам вокруг – все прекрасно в курсе кто такой Клоун Арт и что происходило в каждой серии. Как такое возможно? Легко – кино разлетелось на мемасные шортсы во всех соцсетях. Теперь даже дети начальной школы знают, что Арт – это самый юморной монстр-маньяк всех времен.
Собственно, аудитория заливисто хохочет на каждую ужимку Адского Клоуна – теперь он воспринимается именно так. Я от этого был в несколько шоковом состоянии – помня, кто такой Арт. Какая атмосфера невыносимый безысходности давила в его первом фильме. Как жертвы тщетно верили хоть в каплю человечности и в шанс на милосердие этого демона. Как выжившие проклинали себя за то, что выжили – могли бы просто легко умереть под жуткими пытками. Восприятие персонажа поменялось полностью. И это итог разгона двойного удара с прошлого сиквела. Именно там неотвратимый ужас поменялся на комиксную условность. Дэмиен Леоне не прогадал со своей супер-героической девочкой, которая побеждает Арта просто потому, что её папа круто рисовал комиксы. Когда ей в финале второй серии не обглодали лицо, а наградили легким хэппи-эндом – уже тогда было все понятно.
С другой стороны – это всё ещё неплохо. Дело в том, что у Леоне как раз был задел на пару фильмов, чтобы ударить сильно и ярко. Если бы триквел остался в андеграунде – на этом был бы конец истории. Иконическое переосмысление Клоуна Арта в культового персонажа вроде бы и не выбивается из олдскульной схемы. Вспомним неровное восхождение Джейсона Вурхиса, который изначально был дебилом с мешком на голове, а затем уже превратился в стильную элитную машину убийства. Или Фредди Крюгер, который нашел себя в стендапах черного юмора лишь в пиковых сериях с третьей по пятую. Казалось бы – похожий путь. Но, увы, нет. “Ужасающий-3” – продукт своего времени. Без тухлого смрада по-настоящему независимого подвального андеграунда он не может сопротивляться мейнстриму. Девочка-герой здесь сильная просто потому, что она девочка. И всё. Ей не нужно в каждой серии разгадывать ребус про кощеево яйцо, искать уязвимое место монстра, через испытания рваться к разгадкам, победить из последних сил. Она весь фильм просто рефлексирует на прозак-пилюлях, страдает по своим виктимным шокам, пишет (зачем?!) исповедальные дневнички. А Клоун Арт просто развлекается от скуки, весь фильм вырезая вокруг каких то случайных жертв. Пока сам не приходит в дом к своей победительнице, которая в этой истории ничего для победы над монстром так и не сделала. Просто у нее есть волшебный “вжух”, она же герой комикса.
Поэтому, немного внимания собственно к Клоуну Арту. Он выдает свои хоррорные гэги все еще харизматично, но все более натужно. Это и понятно, идеи не бесконечны, трамплин для разгона уже закончился, пришло время просто гнать контент. Оно и заметно – некоторые расправы выглядят довольно странно – будто их в алфавитном порядке перебирают в некой энциклопедии средневековых пыток – это уже граничит с некрофильной пошлятиной “Пилы”. Точно так же странно выглядит вообще вся тема с Дедом Морозом – это просто какой-то броский мерч для пиара серии, сам по себе он какой-то бессмысленный. Клоун сам по себе хорош, ему колпак Санты просто не нужен. Но раз уж мы встали на путь развлекательности, то тогда всё уместно. Хоть и выглядит непривычно.
На этой же волне успеха едет и переосмысление прошлых смыслов – изуродованная жертва первой серии теперь эдакая адская Харли Квин нашего Джокера Арта. Они теперь работают в паре как страстные любовники – с явным референсом на комиксные фишки. Молодежь все это оценит с восторгом, конечно. На это возразить нечего.
Безусловным плюсом фильма выглядит картинка хоррорных безумств – это просто какое-то непрерывное слайд-шоу обложек Дэт-Метал альбомов. В каждом кадре безумие выглядит адски труёво, но в динамике это оказывается лишь некой иронией черного юмора уровня практически пародийного “Очень страшного кино”.
В конце фильма я встал и обвел взором полный зал – одни квадроберы и хоббихорсеры. Уже зажегся свет, а они все сидели и ждали сцену после титров. Как у Марвел. Я не стал ждать – я ушел.
Клоун Арт смог поменять свою аудиторию. Со штучных подвальных говнарей до массового подросткового хайпа. Еще раз поздравляю Дэмиена Леоне с огромным успехом. Но это уже не Путь Силы. Дальше только со свистом вниз по смыслам, но по веселой горке из капустной зелени.
Рождение нового медиа-героя:
– Несмотря на вдохновения хардкорных брутал обложек – метал-хайп абсолютно жижовый.
Прочие материалы по данной теме вы можете найти на сайте https://gvozdi-slov.ru/
#кино #фильмы #ужасы #хоррор #клоуны #андерграунд #успех #ужасающий #дэмиенлеоне