Текст для аудиогида экскурсии по Верх-Исетскому району Татьяны Мосуновой. Часть 3.
4. Переплавка. Остывший мартен и ВИЗ Сталь
Давайте подойдем к «ВИЗМУТУ». Большие слегка заржавленные кубы, напоминающие кристаллическую решетку, в которые вмонтированы глиняные таблички смартфонов.
Художественное объединение «ГУЙ», создавшее ВИЗМУТ, возникло в 2018 году. Его образовали художники Мария Плаксина и Егор Ефремов. Любимым материалом Марии была глина, Егор занимался практическим востоковедением. Художественный дуэт подарил много ярких, запоминающихся проектов. В своих работах художники используют органические материалы.
Одним из образов, который вдохновляет художников, является дым. Почти нематериальный символ, он может быть и дымом от очага, в котором пекут хлеб, и дымом пожара или завода.
Название проекта «ГУЙ» означает ритуальный керамический треножник-сосуд взаимного сообщения.
Место, выбранное для инсталляции, очень удачно. Оно находится на пересечении разных смыслов района. Сюда подступают суперсовременные кварталы, но немного не доходя до сквера, в котором стоит «ВИЗМУТ», уступают место последним деревянным особнякам. Здесь видна застройка конца 1980-х, когда советский ВИЗ переживал пик своего развития. Здесь видны еще сохранившиеся крыши старых заводских помещений, в которых когда-то пытали топки мартеновских печей и круглосуточно плавили металл. Совсем близко течет река Исеть, давшая начало заводу.
Название работы – «ВИЗМУТ» – с одной стороны, отсылает к микрорайону ВИЗ, где находится крупнейший металлургический завод. С другой – к металлу висмут, который широко используется в промышленности. Переходя из расплавленного состояния в твердое, он напоминает кристаллы соли или сахара. Приставка «МУТ» – звучит как имя египетской богини, покровительницы материнства. Внешний вид объекта вдохновлён пирамидами и зиккуратами. Так художники попытались объединить наши дни и древность, «повернуть время вспять».
Основа инсталляции — из листовой горячекатаной стали. По задумке авторов, металл будет «дозревать», покрываясь ржавчиной в уличной среде.
В металл вставлено 365 глиняных пластинок. К созданию арт-объекта, посвященного индустриальному прошлому, художники привлекли горожан. Им предложили поймать в силки время. Для этого был взят самый повседневный предмет жителей начала XXI века – мобильный телефон с актуальным экраном. Изображения заставок были перенесены на глиняные таблички и запечены в печи. Более ста человек приняли участие в мастерских. Теперь их работы показывают, что было важно для жителей города в 2023 году.
От «ВИЗМУТа» – символа переменчивости и бесконечности, мы продолжим нашу прогулку. Будем двигаться вдоль ограды, опоясывающей завод. Самое время поговорить о теле ВИЗа. О самом заводе.
5. Тело ВИЗа. Как живет самый старый завод Екатеринбурга.
В 1976 году торжественно отмечали 250-летие Верх-Исетского завода. К этому времени многие современники завода уже остановили производство, но для ВИЗа только начиналась новая история.
Завод строился как железоделательный. Заводовладельцы Яковлевы, которые приобрели ВИЗ вместе с несколькими демидовскими предприятиями, стали вывозить железо на экспорт. От Демидовых им досталось заводское клеймо – соболь. Этим знаком стали метить металл, который отгружали сначала в Англию, а затем и во Францию. Сейчас знак соболя стал символом района. Его можно увидеть в декоре, рисунках, а иногда и в названиях.
«Такое железо не только по величине своей первое и единственное, но даже по изящности, доброте, чистоте, ровности, легкости, гибкости своей превосходное в своем роде», – отмечал горный инженер Иоганн Герман.
На ВИЗе в XIXвеке не только производили промышленный металл, здесь занимались и художественным литьем.
На предприятии впервые в России было освоено производство анизотропной (динамной) стали. Это произошло в 1914 году и ознаменовало начало специализации предприятия на выпуске горячекатаного электротехнического металла.
В 1929 году горячекатаная электротехническая сталь стала основным видом продукции. В 1930 году завод перешел на выпуск трансформаторной стали. Эта сталь была необходима для электрификации.
Благодаря продукции ВИЗа, Россия стала светлее.
В годы войны, помимо крупных заказов военной продукции, в цехах ВИЗа отливали ордена и медали.
Новая жизнь ВИЗа началась в 1970-х, когда был построен Цех холодного проката трансформаторной стали, иначе ЦХП. Характерные для производства охладительные конструкции широкие серые трубы – градирни, стали узнаваемым символом ВИЗа.
В 1978 году предприятие первым в стране освоило выпуск холоднокатаной изотропной (трансформаторной) стали.
1990-е были испытанием для завода и его работников. Масштабный кризис изменил, но не уничтожил предприятие.
Особенно радикально перемены сказались на социальной сфере. Спортивные объекты, дворец культуры, профилактории, детские лагеря и прочее, чем всегда славился завод, сменили собственника. Распалась та связь, которая как пуповиной связывала жителей района с заводом. Постепенно стал меняться заводской ландшафт – исчезла часть заводских труб. Предприятие разделилось на ВИЗ и ВИЗ-Сталь. Сегодня предприятия снова связаны. С 2008 года ОАО «ВИЗ» является дочерним предприятием ООО «ВИЗ-Сталь» и входит в группу компаний Ново-Липецкого металлургического комбината.
Мы снова на площади Субботников. Во время нашей экскурсии мы уже касались темы архитектуры, здесь на заводской площади, мы можем разглядеть разнообразие стилей домов для Индустриального младенца.
6. Дом для Индустриального младенца.
Индустриальными младенцами можно назвать всех, кто вырос на ВИЗе, на кого вольно или невольно влияла заводская архитектура, кто слышал заводской гудок.
ВИЗ был последним предприятием Екатеринбурга, где можно было услышать заводской гудок. В 1950-х годах по всей стране отменили сигналы заводских гудков, которые давали к началу рабочей смены. По некоторым данным это было сделано во время Холодной войны чтобы не произошло путаницы с сигналами общей тревоги. Кстати, на ВИЗе, как и в других районах города, имеются бомбоубежища. Они появились еще в 1950-х.
В 1976 году, к 250-летнему юбилею завода, ему вернули право давать заводской гудок. Он звучал в 12.00. И разносился на весь район.
Как и почти каждая площадь старого Екатеринбурга, площадь Субботников, отличается эклектичной застройкой, вобравшей в себя напластования времени.
Заводская проходная, простроенная для предприятия «Красная кровля» - так в 1920-х назывался завод, выполнена в стиле конструктивизм, но в 1930-х его скупые линии были обогащены лепниной и колоннами.
Улица Заводская в 1940-х стала главной парадной улицей района, ведущей к проходной завода. Именно тогда ее начали застраивать лаконичными пятиэтажками. Часть из них возводилась уже в хрущевское время, отрицающее избыточность. За старым трамвайным кольцом пробивается силуэт собора, построенного в стиле классицизм. В этом же стиле была возведена заводская контора, которую можно увидеть через ворота проходной. Правда, в XXвеке она подросла на два этажа. Чуть утопленный вглубь площади серой махиной вырастает Дворец спорта Верх-Исетского района, построенный в стиле советского модернизма в середине 1980-х годов. Но, конечно, доминанта площади – Дворец культуры металлургов ВИЗа. Для жителей района всегда было принципиально, чтобы его называли именно дворцом, а не просто Домом культуры.
Дворец культуры для жителей района долгое время был самым главным зданием. Здесь находился ЗАГС и происходила торжественная регистрация браков. Сюда приводили детей заниматься в кружках бальных танцев. Здесь проходили выступления школьников, концерты, показывали кино, устраивали дискотеки. Здесь много лет существовал народный оперный театр, который основал архитектор Петр Лантратов.
Здание Дворца культуры было буквально выстрадано. Его строительство началось еще в 1920-х, но уже построенный корпус отдали в годы войны под заводские нужды. В 1950-х металлургический завод начал большое строительство. Одновременно строят новый стадион «Металлург» - будущую «Екатеринбург-Арену», ведут застройку квартала Заводская – современная Татищева и начинают строительство Дворца культуры.
За основу был взят типовой проект дому культуры, но он полностью был переработан архитектором Владимиром Емельяновым.
25 апреля 1957 года Дворец культуры был открыт. «На первом этаже – большое танцевальное фойе с антресолями, окруженное белокаменной балюстрадой. Широкие двери ведут в зал. Он весьма вместителен – вместе с балконом здесь 700 мест. На втором этаже – библиотека с книгохранилищем на 25 тысяч томов, уютный читальный зал. Здесь же кинотеатр и комната отдыха. На третьем и четвертом этаже расположены лекционный зал на 100 мест, кабинет технической пропаганды на 90 мест», - писала газета «Уральский рабочий».
Дворец строили пять лет с 1952 по 1957 год.
Авторы проекта — архитектор Владимир Емельянов, художник Виктор Елисеев – автор многих росписей дворцов Свердловска, скульптор Василий Буланкин руководил бригадой лепщиков декора на строительстве Дворца металлургов ВИЗа. Все парадные дубовые двери художественной работы, резную мебель выполнил столяр краснодеревщик В. П. Голуба.
Первоначально перед зданием была установлена скульптурная композиция «Семья», но вскоре она разрушилась, а пьедестал стали использовать для флагов.
7. Бабушка ВИЗа
У младенца, даже Индустриального, есть бабушка. На ВИЗе сохранились эти родовые корни, ведущие к самым истокам. Здесь по адресу ул. Школьников, 1 существует единственная в Екатеринбурге старообрядческая церковь.
Еще во времена отца Петра I, царя Алексея Михайловича, произошла церковная реформа, которая привела к расколу Православной Церкви. Часть людей, не принявших изменений бежали вглубь страны, в Сибирь, на Урал. Влияние государства здесь было не таким сильным как в центральной России, потому довольно долго здесь сохранялись общины тех, кто не принял церковных изменений.
Во времена правления Александра I, царя, победившего Наполеона, у уральских старообрядцев появились надежды, что власть позволит открывать храмы их веры. В 1816 году в поселке Верх-Исетского завода была построена старообрядческая часовня. Но правление следующего монарха – Николая I, было очень жестким для раскольников. Их заставляли признать верховенство государства и принимать единоверие. В 1837 году старообрядческая часовня была перестроена в каменную единоверческую Христорождественскую церковь.
Не удивительно, что в матрице жителей района вписан ген протеста. Внешне следуя принятым правилам, они всегда были имели собственный взгляд на жизнь.
Церковь была закрыта в 1929 году. Долгое время в здании размещался музей истории ВИЗа.
В 1993 году здание было передано Белокриницкой иерархии старообрядческой Церкви. Считается, что церковь Рождества Христова, так же, как и Успенский собор, и здание заводоуправления, и заводской госпиталь (ныне Галерея Синара) были построены по проекту или под контролем архитектора Михаила Малахова.
Сегодня в церкви проводятся службы.
От церкви стоит пройти до береговой кромки чтобы увидеть плотину, которая с 1726 года держит всю мощь 12 километрового Верх-Исетского пруда.
Мы приближаемся к финалу нашей экскурсии. Продолжим движение по улице Кирова.
В прошлом эта улица называлась Проезжей, до 1934 года была улицей отдыха, а после убийства Сергея Кирова, стала носить его имя.
По дороге к набережной Верх-Исетского пруда, мы минуем стадион, где тренируется команда по мини-футболу. Спорт играет важную роль в жизни жителей ВИЗа.
Начиная с 1920-х годов здесь развивается парусный спорт. Яхт клуб был создан осенью 1947 году на водной станции «Металлург Востока». До этого там располагалась первая на Урале парусная секция.
В 1994 году в Лондоне, на Генеральной ассамблее Международной федерации парусного спорта, было принято решение о включении Свердловской областной парусной регаты «Ява-Трофи» в международный календарь. В яхт-клуб входит детская парусная школа «Гардемарин», отель «Коматек», парусно-моторная школа «Галфинд».
Сейчас самым крупной компанией, представляющей парусный спорт, является Губернский клуб «Коматек», его здание мы обойдем, чтобы выйти на берег пруда.
8. Панорама жизни
Мы на берегу пруда. Меняются собственники, появляются новые яхты и архитектурные объекты, но неизменным остается река Исеть, на горизонте которой рельефным гребнем проступают уральские горы.
Современная архитектура, которая почти вытеснила аутентичную деревянную застройку, пока еще не смогла создать гармоничный пейзаж для одного из самых красивых видовых мест Екатеринбурга.
Иронично выглядит, стоящая на берегу работа художника Павла Эрлиха «Корабль жизни». Она появилась в 2014 году в Международный день слепых. Двухвесельный корабль выполненный из металлолома. Управляет кораблем слепой капитан с фонарем в руках. Автор планировал привлечь внимание к людям, с ограниченными возможностями здоровья, но сейчас работа приобретает дополнительные смыслы.
Верх-Исетский пруд вытянулся на 12 км. На его берегах встречаются стоянки древних людей, датируемые бронзовым веком. В воде сохранились опоры линий электропередачи, которые позволили запустить в 1933 году Уральский завод тяжелого машиностроения. Главная городская электростанция с 1925 по начало 1940-х располагалась на ВИЗе, на Большеконном полуострове и работала на торфе. Электричество на новый завод подавали прямо через пруд.
Левый берег пруда занимает действующее предприятие ВИЗ-Сталь, а правый берег активно застраивается.
Дважды Екатеринбург подавал заявку на право проведения Международной выставки ЭКСПО и берег Верх-Исетского пруда рассматривался как место строительства потенциальных объектов ЭКСПО.
Верх-Исетский пруд – место, где можно наблюдать самые красивые закаты. Солнце садится прямо за уральские горы, которые древние греки называли Рифеем или Гипербореем.
Здесь, в Гиперборее, в 2023 году появился арт-объект фестиваля «ЧО» - «Индустриальный младенец».
9. Вечное рождение. Индустриальный младенец.
Жители ВИЗа восприняли появление нового арт-объекта настороженно. Это еще одна характерная черта местных. Они оберегают границы своей территории. После появления гигантской головы на пруду, мнения разделились. Одни признавали её возмутительным безобразием, другие вполне безобидным милым символом.
Авторами скульптуры стали две художницы - арт-группа LKKL - Людмила Калиниченко и Ксения Ларина.
Объект сделан из переплавленных заводских деталей и достигает высоту почти в три метра. Для отливки скульптуры был использован старый, уставший металл. Как современный ВИЗ, который меняется, этот металл, символизирует переплавку, перемены, рождение новой жизни, в основе которой лежит незыблемая основа.
Монумент создавался больше девяти месяцев. Младенец, задумывался авторами как символ надежды на будущее.
Человек в самом начале пути. Его глаза прикрыты, на губах блуждает невинная улыбка. Он открыт этому миру. Кем он станет еще не известно. Он представляет собой все возможности, которые лежат перед человеком.
Огромная голова появляется из толщи воды, которая дала начало Верх-Исетскому заводу и всему Екатеринбургу.
Людмила Калиниченко прокомментировала свою работу: ««Малыш из металла – это наше отражение: суровый, стойкий, но в то же время искренний, отзывчивый, справедливый. Малыш вышел из воды, которая появилась благодаря строительству заводской плотины. Он спит младенческим безмятежным сном на фоне промышленного района, а вокруг него трехсотлетний город».
Здесь мы завершаем нашу прогулку по Верх-Исетскому району. Стал ли вам ближе наш район и «Индустриальный младенец»?
Спасибо, что гуляли с фестивалем «ЧО».