Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Как одна записка изменила судьбу Ленинградской оппозиции: Критический взгляд на НЭП

1 октября 1925 года в Политбюро ЦК ВКП(б) поступила секретная докладная записка четырёх крупных большевиков - Григория Зиновьева, Льва Каменева, Надежды Крупской и Григория Сокольникова. Отсюда началась история "новой" или "ленинградской", или "зиновьевской" оппозиции. На XIV съезде в декабре 1925-го Григорий Евсеевич в единственный раз в партийной практике воспользуется правом содоклада к отчёту ЦК, а Лев Борисович заявит, что "тов. Сталин не может играть роль объединителя большевистского штаба".

Григорий Зиновьев
Григорий Зиновьев

Но что конкретно толкнуло зиновьевцев в оппозицию? Ответ даёт именно записка от 1 октября 1925 г., названная тогда "платформой четырёх". Так уж повелось, что оппозиционные документы в те годы яростно критиковались, но практически не публиковались. В итоге о представлениях меньшинства судили в лучшем случае по фразам из стенограмм партсъездов, а в худшем - по "уголовным" делам и пересказам точки зрения большинства. Однако, в начале этого октября подлинник "платформы четырёх" опубликовали (https://rodina-history.ru/2024/10/04/sekretnuiu-zapisku-krupskoj-kameneva-i-zinoveva-vylozhili-v-set.html?ysclid=m27g87besa811002532) в хорошем качестве.

Аргументация Зиновьева и товарищей сводилась к следующему:
1) Проводимая политика НЭПа вызвала к росту капиталистические и буржуазные силы, особенно - кулака, который в хозяйственном плане слишком вырос и угрожает советскому строю;
2) Сталинско-бухаринская линия на "обогащайтесь" потакает кулаку и излишнему развитию нэповского капитализма;
3) Сам по себе НЭП - это не социализм, а "своеобразный государственный капитализм в пролетарском государстве";
4) Взятая линия на отождествление советского строя с социализмом, в особенности сталинская теория "социализма в одной стране" - неверна, ибо без мировой революции социализм не построить.

-2

Эти тезисы подробно расписаны в опубликованной ныне "платформе четырёх". Причём по тексту виден уровень писавших - не просто члены большевистской элиты, а весьма квалифицированные для того времени специалисты в политике и экономике. Там и данные представлены, и выкладки, и цитаты. Причём текст явно правили - я работал с хранящимися в фонде Зиновьева набросками платформы. То есть, не блажь, а с обоснованием. Правда на проходившем в начале октября 1925 г. позиция четвёрки не вызвала энтузиазма, и в ходе начавшейся борьбы "новой" оппозиции предложили замолчать, а когда та не стала этого делать, то пошли оргвыводы.

Представленные выше взгляды, конечно, прежде всего формулировались Зиновьевым - среди этой четверки он имел наибольший вес как теоретик. Все эти аргументы обнаруживаются в изданной в сентябре 1925 г. программной книге "Ленинизм", их же он развивал в декабре на XIV партсъезде. Большинство ЦК тоже считало центром "новой" оппозиции именно Зиновьева, что видно из опубликованной ещё в 1995 г. переписки Сталина с Молотовым. В ней генсек выразил уверенность, что партия "набьёт морду Грише". И здесь для Григория Евсеевича встал выбор - или принять бой, или отступить. В 1927 г. он выбрал второе и от своих идей отказался. Однако, тексты его менее интересными от этого не стали.

Историк на Полставочки